Нефть продолжает расти, равно как и американские биржи. Почему? Потому что ФРС США «поголубела» — верх сейчас взяли «голуби», сторонники понижения ставки. На последнем заседании ФРС не только не повысила ставку, но и достаточно прозрачно намекнула, что вариант снижения теперь также вполне вероятен. Это ещё один шаг в сторону ПОПС, политики отрицательных процентных ставок.
Если до заседания участники рынка считали, что вероятность снижения ставки в апреле равна нулю, то теперь они уже расценивают эту вероятность как ненулевую. И, наоборот, в повышение ставки в апреле верят теперь только 10% против 27% ранее:
http://www.vestifinance.ru/art…
http://www.zerohedge.com/news/…
Как я уже много раз писал, сверхнизкие ставки — это дорога в один конец. Вот, например, Япония. Несмотря на то, что печатный станок давно уже работает на полную мощность, а иена значительно просела по отношению к другим валютам, экспорт из Японии сокращается:
https://aftershock.news/?q=nod…
Это значит, что японцы вынуждены будут напечатать ещё больше денег, ещё сильнее опустить ставку, ещё сильнее ослабить иену. Но, увы, эти конвульсии смогут только оттянуть неизбежное.
Аналогичным образом дрейфуют в сторону ПОПС и другие страны условного Запада. Так, на днях банки Великобритании и Швейцарии оставили ставки на сверхнизких уровнях, а банк Норвегии даже понизил ставку — с 0,75% до 0,5% годовых:
http://www.vestifinance.ru/art…
Вот так, шаг за шагом, процент за процентом, страны Запада всё глубже увязают в политике отрицательных процентных ставок. Предсказать дальнейшее несложно.
Ставки будут проваливаться ещё глубже. Когда они опустятся значительно ниже нуля, вкладчики начнут забирать деньги из банков, и тогда ради спасения банковской системы Штаты, Евросоюз и прочие погрязшие в ПОПС государства вынуждены будут серьёзно ограничить хождение наличных денег — подготовка к чему в последние месяцы активно ведётся.
Однако у ПОПС есть некий предел прочности — на уровне в минус 3-4 процента годовых бизнес и граждане просто начнут выстраивать альтернативные системы расчётов, деньги начнут утекать из банков с непреодолимой силой, и вся эта затянувшаяся история жизни в долг закончится закономерной гиперинфляцией.
Буду банален: нельзя вечно жить в кредит. Конечно, приятно полистать фотографии улочек сытой Дании или Швеции — но надо понимать, что реальная жизнь несколько отличается от сказок из туристических проспектов. Внешний долг Швеции сейчас составляет примерно 115 тысяч долларов на одного шведа: при этом хоть на эти незаработанные деньги шведам и удалось построить довольно привлекательный фасад, реальные проблемы в экономике только нарастают.
Так, например, в Швеции довольно сложно найти работу: многие соглашаются даже работать вовсе без зарплаты, бесплатно, лишь бы получить опыт и квалификацию. Кроме того, в Швеции огромные проблемы с рынком недвижимости: низкие процентные ставки раздули пузырь до таких размеров, что его неизбежное схлопывание может обрушить всю финансовую систему страны:
http://sverigesradio.se/sida/a…
Само собой, ничуть не лучше дела и в США. Про исполинский внешний долг США лишний раз упоминать смысла не вижу, вместо этого обращу внимание на другой тревожный индикатор. Один из символов Америки, крупнейшая машиностроительная корпорация страны Caterpillar, сообщает, что её продажи снижаются вот уже 39 месяцев подряд, причём снижаются с ускорением:
https://aftershock.news/?q=nod…
Это значит, что у бизнеса по всему миру больше нет денег, чтобы покупать подорожавшую из-за усиления доллара спецтехнику типа бульдозеров и тракторов. Если Штаты не ослабят доллар, включив печатный станок на полную мощность, конкуренты просто выметут американские компании с сокращающего мирового рынка.
Как мы поймём, что обрушение началось?
Знаменитый аналитик Мохамед Эль-Эриан предполагает, что первым «крякнет» рынок облигаций. Цитирую:
http://www.vestifinance.ru/art…
Инвесторы в фонды облигаций обещают ежедневную ликвидность — способность продавать активы и получать наличные сразу, — однако у нас слишком мало доказательств того, что рынок облигаций окажется жизнеспособным. По этой логике любой финансовый продукт, который обещает прибыль в тот же день, биржевые фонды например, выглядит по меньшей мере странно.
Имея это в виду, держать 30% от вашего инвестиционного портфеля в денежном эквиваленте совсем не «идиотское» решение, даже если они не принесут дохода. Так что пристегните ремни! Дорога будет ухабистой.
Как видите, аналитик предлагает американским инвесторам перевести часть своих активов в наличные и держать их дома, в надёжном сейфе. Конечно, пачки купюр в сейфе не принесут дохода, но, с другой стороны, они и не будут похоронены в лопнувшем банке или в облигациях какой-нибудь обанкротившейся компании.
Кстати, об облигациях. Сейчас снова пошла волна возгласов о том, что Россия якобы «вкладывается в американскую экономику, скупая американский долг». Я разбирал эту утку уже много раз, поэтому я хочу вас спросить — нужно ли делать ещё один разбор? Или же всем уже всё понятно, и мифической «скупкой облигаций» продолжают возмущаться только совсем уж откровенные тролли?
Если надо, мне будет не жалко времени обновить диаграммы и ещё раз написать обо всём этом.
Вернёмся к политике центробанков. Наш отечественный ЦБ тоже принял на днях решение по ставке — ставку оставили на уровне в 11% годовых, немного выше уровня инфляции:
https://aftershock.news/?q=nod…
Рубль на этом фоне (и на фоне подорожавшей нефти) укрепляется. Я не знаю планов ЦБ, но могу предположить, что если рубль будет укрепляться и дальше, где-нибудь на уровне в 50-60 рублей за доллар ЦБ начнёт активно скупать валюту, чтобы удержать рубль от дальнейшего усиления:
http://politrussia.com/news/gl…
Особенно интересно сейчас наблюдать возмущение наших оппозиционеров: с одной стороны, они заявляют, будто реальный уровень инфляции не 10, а по меньшей мере 30 процентов, а с другой стороны они же полагают, будто ставка ЦБ должна быть понижена чуть ли не до нуля, чтобы предприятия могли массово брать кредиты под 5-10% годовых. Никакого противоречия оппозиционеры, разумеется, тут не видят: они хотят просто взять кредит, переложиться, скажем, в доллары, и спокойно сидеть, наблюдая, как их долг месяц от месяца тает.
Ещё раз отмечу, что «халявные» деньги — это вовсе не то, что нужно экономике для бурного роста. Но, к сожалению, страсть к лёгким деньгам неистребима, а банкиры, в свою очередь, не устают рассказывать нам, как сладко, легко и выгодно мы заживём в кредит.
Помнится, лет так 10 назад в российских деловых СМИ прошла мощная рекламная компания микрокредитов. Тогда нам рассказывали про добрых стартаперов, которые начали раздавать микрокредиты в самых бедных азиатских странах для того, чтобы помочь тем выбраться из нищеты. Дескать, бедный житель Бангладеш брал в кредит 10 долларов, чтобы купить себе ботинки и штаны, а потом находил хорошую работу и легко отдавал деньги обратно: и вот таким вот простым образом вся страна вырвалась из экономической трясины на дорогу к процветанию.
Сейчас-то мы с вами отлично понимаем, что микрокредиты отнюдь не способствуют повышению уровня достатка общества — однако тогда статьи в солидных изданиях выглядели весьма убедительно.
То же самое относится и к бизнес-кредитам. Это в теории бизнесмен берёт несколько миллионов в кредит, покупает на них станок, а потом при помощи этого станка отдаёт миллионы обратно. На практике, к сожалению, я знаю массу увязших в кредитах фирм, но не знаю ни одной, которая бы исключительно при помощи кредитов разбогатела.
Подведу итог
Мы наблюдаем сейчас начало заключительного этапа суперкризиса. Главные экономики планеты будут наперебой печатать деньги и девальвировать свои валюты, чтобы не вылететь из гонки раньше остальных.
Россия же в этой гонке на выживание участвовать будет только в качестве сочувствующего зрителя. Внешний долг у нас крайне низок, а рубль, спасибо санкциям, уже девальвирован достаточно, чтобы наша промышленность была более чем конкурентоспособна.