Это история о гольфе, дипломатии и важности момента.
Далеко ни все знают, что отношения между Кубой и Америкой далеко не сразу стали плохими. И в большей степени в ухудшении этих отношений виноваты американские власти.
Первый визит Фиделя Кастро в США произошел в апреле 1959 г. Это был не дипломатический тур, а частная поездка по приглашению «Американской гильдии издателей».
Фидель прибыл в Нью-Йорк
Люди в в Центральном Парке в ожидании прибытия Фиделя
Фидель приветствует собравшихся
Кастро приветствует толпу возле отеля
Первое интервью Фиделя в аэропорту
«Я не хочу, чтобы эта поездка походила на визиты других латиноамериканских правителей, которые приезжают в США, чтобы клянчить деньги. Я хочу, чтобы эта поездка прошла под знаком доброй воли».
Несмотря на то, что многие считают, что ненависть к США была взрощена в Фиделе с молоком матери, это совершенно не соответствует действительности. Кастро происходил из семьи богатого землевладельца и просто обожал Америку, маленьким мальчиком он писал даже письма американскому президенту Рузвельту.
Кастро в окружении детей из нью-йоркского района Квинс.
Глэдис Фейо целует Фиделя Кастро
Кастро с американскими детьми в нью-йоркском зоопарке
Нью-йоркские красавицы приглашают Фиделя Кастро на ежегодный бал прессы.
Фидель в Колумбийском университете Нью-Йорка
Американский хотдог — любимая еда Фиделя
Его национал-социалистические взгляды (заметьте, он не был коммунистом) были сформированы уже в сознательном возрасте. Революция была проведена не против США как таковой, а ради кубинцев, которые боролись с навязанным им режимом. Как позднее говорил сам Кастро: «Наша революция является социалистической и демократической, революцией бедняков, которая делается силами бедняков и в интересах бедняков».
Так вот вернемся к самой поездке в Америку. Большинство простых американцев не видели в лице Кастро кровавого тирана или монстра, они очень радушно принимали его. На тот момент пост президента США занимал Эйзенхауэр, который по неизвестным причинам не стал встречаться с новым кубинским лидером, а переложил эту миссию на вице-президента Никсона.
Замечу, что кубинцы хотели установить доброжелательные отношения с соседями, им нужны были деньги в виде кредитов. Но эти торговые отношения с США должны были стать равноправными и взаимовыгодными, попрошайничать никто не собирался. Он хотел показать, что кубинские революционеры настроены не на конфронтацию, а на деловое сотрудничество.
Первым негативным инцидентом стало посещения Фиделем студии NBC. Журналисты, жаждущие хлеба и зрелищ, завалили Кастро вопросами на тему «почему вы ненавидите США». Кубинский лидер не понял такой агрессии.
«Как я могу ненавидеть американский народ? – ответил Фидель. – Я никого не ненавижу, даже моих врагов. На Кубе против меня сражались мои самые рьяные враги, но и их я не ненавижу. Хосе Марти, наш апостол, учил нас оставить в стороне чувство ненависти».
И свои слова он подтверждал делом, за все время, что Кастро был у власти, он ни разу не сказал ни одного грубого слова в адрес простых американцев.
После этой встречи с прессой Фидель, наконец, встретился с Никсоном. Встреча была закрытой, и об ее подробностях не было известно очень долгое время. Результат беседы Никсон представил в своей записке президенту Эйзенхауэру в самом негативном свете, назвав Кастро «находящимся под влиянием коммунизма».
Фидель у статуи Линкольна
Фидель принимает гостей в отеле Тереза
Встреча с вице-президентом Ричардом Никсоном
Встреча с репортерами
Со звездой бейсбола Джеки Робинсоном
Фидель прощается с Нью-Йорком
Как стало известно позднее, сам Эйзенхауэр встрече с Фиделем предпочел турнир по гольфу в штате Джорджия. Неизвестно, как бы сложилась судьба кубино-американских отношений, встреться президент США и кубинский лидер лично. Возможно, не было бы никаких эмбарго, блокады и изоляции. Но из-за субъективного мнения Никсона все пошло по наклонной.
Изначально, в планы нового кубинского правительства не входила конфискация или национализация сахарных плантаций, принадлежащие американским монополиям. Никакой связи между Кубой и СССР тоже не было, Советы не помогали революции. И если бы американская сторона решилась бы на диалог, возможно именно они стали бы друзьями Кубы на несколько десятилетий вперед. Но на нет и суда нет. В ответ на агрессию Штатов, Куба приняла дружбу от Советского Союза, а чтобы было дальше, все знают.
Теперь американцы решили нормализовать отношения с Кубой. Долго же до них доходило.
На пресс конференции для журналистов