Экспертное мнение

Эксперты оценили вероятность обмена осужденной Надежды Савченко на российских военных

Президент Украины во вторник заявил о готовности обменять Надежду Савченко на задержанных российских военных. Такой была его реакция на приговор российского суда. Одновременно Петр Порошенко сообщил, что во время встреч в «нормандском формате» президент России Владимир Путин якобы пообещал ему вернуть украинскую летчицу после вынесения вердикта. Точнее — передать для дальнейшего отбытия наказания.

«МК» попросил экспертов оценить достоверность информации, сообщенной Порошенко, и вероятность самого «отпуска по обмену».

Напомним, что Донецкий городской (Ростовская области) приговорил Надежду Савченко, старшего лейтенанта ВС Украины, к 22 годам лишения свободы. Она была признана виновной в убийстве журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина и незаконном пересечении границы России. Петр Порошенко назвал суд над Савченко «судилищем», вердикт которого Украина никогда не признает. И поведал о конфиденциальной договоренности с Путиным. «Настал момент выполнить обещание, — заявил Порошенко. — Я в свою очередь готов передать в Россию двух российских военнослужащих, задержанных на нашей территории за их участие в вооруженной агрессии против Украины». Речь идет идет сержанте Александрове и капитане Ерофеев, задержанных украинскими военными 16 мая прошлого года в районе городе Счастье. Обоих обвиняют в незаконном пересечении границы, незаконном ношении оружия и участии в террористической организации. Процесс по этому делу идет в настоящее время в Голосеевский районный суд Киева, дата вынесения приговора пока открыта. По официальной версии российской стороны, на момент своего задержания Александров и Ерофеев не являлись действующими военнослужащими, будучи уволенными из рядов Вооруженных сил за несколько месяцев до этого.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике:

— Достоверность информации я оценить не могу. Но по логике вещей такой обмен вполне возможен. Во-первых, надо каким-то образом российских военных оттуда вызволять. Во-вторых, я думаю, что это в интересах России — побыстрее закончить громкое дело Савченко. Поэтому я бы предположил, что это вариант, который может обсуждаться и наверняка уже обсуждается.

— А насколько существенен фактор Савченко с точки зрения наших внешнеполитических интересов? В первую того, с точки зрения отношений с Западом.

— Пока я бы сказал, что не очень существенен. Но чем дальше это будет тянуться, тем более существенным фактором будет становиться. Уже очевидно, что Надежда Савченко — человек жесткого склада. Она не будет тихо отбывать наказание. Вокруг нее постоянно будет происходить что-то, что будет создавать крайне неблагоприятный фон для России. Так что чем быстрее получится решить этот вопрос, тем менее болезненным, менее заметным фактором в отношениях с Западом это будет.

— Решить — путем обмена, предлагаемого Порошенко?

— Я не вижу, как можно решить иначе. Ведь просто так ее, естественно, не отпустят. Думаю, что это наиболее вероятный сценарий.

— В числе прочих обсуждается и такой хитрый сценарий, согласно которому Савченко для отбывания наказания передадут на территорию Украину, но на ту ее часть, которая находится под контролем «народных республик». Это реальный вариант?

— Мне кажется, это вариант не реальный, потому что совершенно не понятен его смысл. С точки зрения репутационной это еще хуже, чем если бы Савченко находилась здесь, в России. Но самое главное: я все-таки исхожу из того, что для российского государства весьма важным является освобождение наших военных, выполнявших какие-то задачи и оказавшихся в заточении. А если вот так поступить, то никакого возврата, естественно, не будет.

Сергей Марков, гендиректор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ:

— Вероятность того, что Порошенко говорит правду, не высока почти всегда. И в данном случае, я думаю, тоже. Но даже если такого рода договоренности есть, они носят, безусловно, непубличный характер. Опубличивание эти договоренности обнуляет. Что касается самой возможности обмена, я думаю, это вполне реально. Но Порошенко, считаю, не заинтересован в таком обмене и попытается его сорвать. А, возможно, уже начал срывать — путем срыва конфиденциальности. Есть старая циничная поговорка: «Лучший герой — это мертвый герой». К данной ситуации она особенно подходит. Порошенко и его команде очень выгодна Савченко в российской тюрьме. Они будут составлять новые «списки Савченко», будут постоянно выдвигать этот вопрос на переговорах, требовать, чтобы Запад выступал за ее освобождение… И так далее, и так далее. И им крайне невыгодно появление Савченко в Киеве. Она же психически неадекватная, не контролируемая, конфликтная. С большой вероятностью она вскорости обрушиться на власть. Ну зачем им такой герой? Поэтому, я думаю, не Порошенко будет принуждать российское руководство к этому обмену, а совсем наоборот. Все-таки два честных офицера-героя получат свободу. Да, садистка-нацистка окажется в Киеве. Ну и пускай, там таких — битком набито.

— Но, по версии российской стороны, граждане, о которых идет речь, на момент задержания были уволены из рядов Вооруженных сил РФ. Не явится ли такой обмен косвенным признанием факта военного присутствия России на Юго-Востоке Украины?

— Не явится. Все же прекрасно понимают, что это действующие военнослужащие. Наши власти юридически строго выдерживают, так сказать, свою лексику. Но вряд ли найдется какой-то эксперт, который будет утверждать, что эти граждане действовали частным образом. На Донбассе с одной стороны воюют американские, британские, польские военнослужащие, с другой — российские. Они играют очень небольшую роль (ключевую там играют местные жители), но они есть. Появился даже такой термин — «отпускники». Все его прекрасно знают и понимают. И Россия очень плохо сделала бы, если бы таких «отпускников» не было.

— Могут ли Савченко передать на ту часть территории Украины, которая контролируется ДНР и ЛНР?

— Теоретически такой вариант возможен, но практически маловероятен, поскольку ДНР и ЛНР утверждают, что не являются частью Украины. Чего бы им ее принимать? Кроме того, повторяю, наш интерес — поскорее обменять ее на российских офицеров. Жизнь двух героев важнее психопатической нацистки.

— Но насколько такой обмен соответствует российскому праву?

— Я не юрист, поэтому скажу так: в право в любой стране впишется все, что захочет консолидированная политическая элита. Законы права — не законы физики. Они пишутся людьми и людьми же интерпретируются.

Источник

Фото YouTube

По теме:

1 комментарий

vik 24.03.2016 at 10:06

А зачем её менять нехай сидит.

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.