Сейчас я стараюсь полноценно понять ход событий, форму подготовки документов, которые рассматриваются. Также для меня важно понять, кто является участниками, потому что, на самом деле, украинцам мало известно о представительстве всех сторон — лиц, делегированные то ли РФ или европейцами, говорит координатор общественной сети «Опора» Ольга Айвазовская.
Для того, чтобы работать, нужно понять порядок и ход дискуссии, аргументы всех сторон и повестку дня в целом.
“Мое участие скорее направлено на то, что когда или если выборы будут организованы на сегодня неподконтрольных, временно оккупированных территориях Донбасса они были настоящими. То есть обеспечить избирательный процесс тогда, когда Украина и другие стороны будут готовы к проведению полноценной избирательной кампании, для того, чтобы они были легитимными и все стороны приняли результаты”, – заявляет Ольга Айвазовская.
Это означает, что выборы вряд ли могут произойти в ближайшие месяцы. Хотя заявления высшего руководства Германии или даже тезисы, которые мы слышали после заседаний в Париже Нормандской четверки, говорят об определенном желание ускорить этот процесс.
Выборы как инструмент, не могут быть манипулятивными. То есть под них нужно подготовить не только законодательную базу, которая на самом деле может быть принята Парламентом, но и все условия для того, чтобы там свободно сформировалось мнение граждан, была полностью обеспечена безопасность.
Есть документ, который в Украине часто критикуется — Минские соглашения, которые отмечают, что выборы могут состояться только на основе украинского законодательства. Речь идет о легитимной реинтеграции временно оккупированных территорий назад под юрисдикцию Украины. Это касается, судов, правоохранительной системы, законодательной базы, в том числе относительно избирательного процесса. Провести по другому закону выборы невозможно.
Мы должны понимать, что Минские соглашения легитимизированы безоговорочными лидерами государств. Заявления сегодня делают лица, которые, как руководство, не признанные ни одним государством.
Ход переговоров в Минске гораздо спокойнее, чем то, что мы видим в информационном пространстве. Возможно, стороны устали друг от друга.
Сегодня Украина заявляет, что это наша территория, и мы хотим ее вернуть, но на условиях, которые будут отвечать Конституции и законодательству Украины.
На этом этапе переговоров в политической группе поднимается не столько вопрос выборов, как амнистии.
“Пока я бы не сказала, что украинская сторона продвинулась, как другие. Скорее всего заседания, которое состоялось сегодня, было малоэффективным, но это тяжелый процесс, в котором Украина будет участвовать, потому что она не может взять на себя ответственность за срыв Минских соглашений”, — говорит Ольга Айвазовская.
Если все пункты Минских соглашений будут приняты, как в таком случае будут голосовать переселенцы?
Вопрос принуждение возвращения с целью голосования не может сейчас подниматься, потому что есть разные причины, в связи с которыми граждане переселились. Украина хочет вернуть своих граждан, которые покинули свои дома по вопросам безопасности, она должна думать, как их включить в избирательный процесс.
Механизм голосования зависит от избирательной системы. Неукраинская сторона настаивает на одномандатный мажоритарке, а эта избирательная система очень сложная для голосования дистанционно.
Дистанционное голосование проще обеспечить по пропорциональной системе. Украина должны осознать, что этот процесс будет длительным и выборов в мае-июне 2015 года не будет.