Европа, конечно, уже не та. Сами европейцы это уже отлично понимают — потому и думают уже не о расширении на восток, а том, как бы им сохранить всё нажитое непосильным трудом. В принципе, ещё в конце девяностых, во время бомбардировок Югославии, стало ясно, что та благополучная Европа, которую мы знаем, тяжело больна:
http://politrussia.com/world/17-let-naz
Однако долгое время Европа сохраняла более менее привлекательное лицо: сытое и здоровое. Сейчас нет уже и этого. Новости из Европы перерастают уже в какой-то водопад политических, финансовых и социальных проблем.
При этом, что грустно, нынешние политики Европы выглядят скорее как комедианты, нежели как борцы. Чего стоит хотя бы новость о европейских политиках-мужчинах, которые вышли в мини-юбках на площадь, чтобы протестовать тем самым против домогательств беженцев к немкам…
Впрочем, как бы грустно ни было нам смотреть на нынешний европейский кризис, нам по-прежнему есть чему поучиться у наших западных соседей. Так, например, я могу только восхититься теми методами, которыми во Франции управляют малым бизнесом.
Вообще, французы большие молодцы в том, что касается потребностей общества. Именно во Франции начали вводить законы против креативных международных корпораций, которые встраивают в свою технику механизмы принудительного старения. Также в комментариях к моей статье про гипермаркеты мне сообщили, что во Франции фактически действует запрет на открытие магазинов крупнее 3500 квадратных метров (но эта информация, конечно, ещё нуждается в проверке).
Так вот, что мне нравится во Франции. Или, точнее, что мне не нравится в наших городах.
Возьмём, допустим, Санкт-Петербург. Пару лет назад сбылась моя давняя мечта — в городе, наконец-то, начали появляться мойки самообслуживания, на которых можно теперь за 50-100 рублей моментально сполоснуть автомобиль от грязи. Раньше я видел такие автомойки только в Финляндии и прочих странах ЕС — и я недоумевал, почему же эти удобные мойки не открываются массово у нас.
Казалось бы, всё хорошо, уровень цивилизации в городе повысился… но нет — невидимая рука рынка, как обычно, не преминула нагадить горожанам. Мойки нового образца самым бесцеремонным образом втиснулись в места, где делать им, по-совести, абсолютно нечего. Сейчас значительная их часть стоит впритык к старым автомойкам, с явным расчётом забрать у последних клиентов.
Не то чтобы я был восхищён качеством работы старых автомоек — большая их часть, по совести, работала не слишком-то здорово. Но сама схема, когда новая автомойка перегораживает часть проезда у старой и пытается её удушить более низкими ценами, является очевидно ущербной. И так переполненные парковки некоторых торговых центров превратились благодаря новым мойкам в какой-то неуклюжий и неудобный автоклоповник.
Как решают эту проблему во Франции?
Во Франции — во всяком случае, в маленьких городках — конфликты между конкурентами разруливают вручную, на уровне властей. Если во Франции автомойка попытается открыться впритык к уже существующей, чтобы её убить, ей просто не дадут это сделать — так как такого рода конкуренция не нужна ни гражданам, ни бизнесу. Для новой автомойки найдут удобное с точки зрения инфраструктуры место, где она будет приносить пользу. Место с удобным подъездом, на некотором расстоянии от конкурентов, рядом с большим потоком потенциальных клиентов. Если такого места не окажется, автомойке просто не дадут открыться.
Или, скажем магазины. Никто не даст открыть в одном доме два одинаковых продуктовых магазина, чтобы они сражались друг с другом за покупателя. Второму магазину предложат или открыться в другом месте, или как-нибудь отстроиться от первого, чтобы прямой конкуренции не было. Например, если первый магазин торгует дешёвыми продуктами, второму магазину могут предложить торговать премиум-едой, а если первый магазин является небольшим супермаркетом, второму магазину могут предложить сделать упор на, скажем, мясо или на свежие овощи.
Обратите внимание: такого рода регулирование никак не нарушает свободу предпринимательства. Хочешь открыть ресторан? Пожалуйста: загляни в мэрию и получи список мест, в которых городу нужны рестораны. А когда выберешь нужное место, вкладывайся туда всерьёз, на годы — так как думать о том, что завтра рядом с тобой откроются ещё три ресторана, или что арендатор попросит тебя съехать с прикормленного места, тебе не нужно. Такого рода регуляция позволяет бизнесменам не быть временщиками, а делать своё дело на совесть.
Я знаю, что мне сейчас возразят сторонники либерализма. Что, дескать, нужна конкуренция, иначе мы вернёмся к советским магазинам и советскому сервису.
Однако во Франции-то с сервисом всё в порядке. Да и правильное распределение бизнеса по городу вовсе не убивает конкуренцию — у людей всё равно остаётся выбор, и заработок владельца бизнеса всё равно сильно зависит от удовлетворённости клиентов.
Давайте вспомним девяностые, когда государство не вмешивалось в работу ларьков и «шопов». Тогда возможностей для конкурентной борьбы было значительно больше: конкурента можно было задавить не только экономически, но и физически, что регулярно и наблюдалось на практике. И что же, тогда у нас «бизнесмены», если так можно назвать деятелей тех лет, много думали о качестве обслуживания?
Да вовсе нет. Их волновал только моментальный заработок, так как они отлично понимали, что через три месяца их ларёк вполне может или сгореть или закрыться.
Кроме того, конкурировать-то можно не только соотношением цена-качество. Магазин, в котором продаются водка и сигареты, заведомо прибыльнее магазина, в котором продаётся свежая зелень. И если власть не вмешается и не уравняет шансы, винно-табачные магазины легко вытеснят другие форматы с рынка — как бы зеленщики ни старались.
Проведу грубую аналогию. Допустим, вы устраиваете в своей квартире дикий капитализм и отдаёте все важные функции на усмотрение бизнесменам. Вскоре вы обнаружите, что сортира в вашей квартире нет вовсе — так как возиться с канализацией невыгодно — а вот холодильников зато аж шесть штук, причём все стоят в вашей спальне и все забиты мусорной, вредной для здоровья едой.
Наши города, к сожалению, напоминают сейчас эту квартиру из воображаемого рыночного кошмара. Очень многих важных с точки зрения инфраструктуры бизнесов — типа тех же уличных туалетов — категорически не хватает, зато коммерчески прибыльные бизнесы плодятся в совершенно излишнем для горожан количестве.
К чему я призываю?
Всяко не махать шашкой, как вы понимаете, ни к чему хорошему резкие реформы не приводят. Однако я предлагаю внимательно изучить опыт Франции и других европейских стран по искусственному регулированию конкуренции. Некоторые европейские порядки, уверен, отлично лягут и на российскую почву.