Последнее время в обществе сложился стереотип, согласно которому во времена Советского Союза такого понятия, как бренд, попросту не существовало. То есть люди ели просто сыр, пили молоко или минеральную воду, носили пальто или ботинки. Тем не менее торговые марки в СССР были, и было их значительно больше, чем нынче принято думать. Были и поистине легендарные. Мы решили поностальгировать и вспомнить самые яркие советские бренды. Некоторые, кстати, живы до сих пор.
Оглавление:
Шоколад «Аленка»
Советский шоколад всегда пользовался популярностью. Кондитерская промышленность страны выпускала много различных марок шоколада и шоколадных конфет, сохранившихся до сих пор: «Мишка на Севере» и «Мишка косолапый», «Грильяж», «Огни Москвы». Наиболее известным, даже за рубежом, был молочный шоколад «Аленка», выпускать который начали в 1965 году. Его отличительной особенностью являлся кремовый вкус.
История бренда уходит в начало 1960-х, когда советским правительством была принята новая продовольственная программа. Особенное место в ней отводилось созданию доступного по цене молочного шоколада. В результате экспериментов кондитеров родилась «Аленка». Рецептура была разработана на московской фабрике «Красный Октябрь», а вот производство внедряли и на «Рот Фронте», и на фабрике имени Бабаева.
Примечательно, что на первых этикетках «Аленки» изображались девочка в синем платке, девочка с лейкой и девочка с собачкой и зайчиком. Известное нам «хрестоматийное» изображение «Аленки», которое до сих пор кочует с обертки на обертку, получилось так: в 1960 году журналист Александр Геринас сфотографировал свою восьмимесячную дочь Лену в шелковом платке. Портрет опубликовали журналы «Советское фото» и «Здоровье».
В это время «Красный Октябрь» мучительно искал идеи для обертки нового массового шоколада. Фабрика даже разработала собственный портрет «Аленки» на основе картины Васнецова «Аленушка», но идея не получила поддержки ответственных лиц.
Тогда руководство фабрики объявило открытый конкурс на фотографию девочки, которая впоследствии станет темой для оформления шоколада. Как вы уже, наверное, догадались, в конкурсе победила фотография Геринаса. После творческой переработки художником Николаем Масловым, фабрика получила родное и знакомое многим поколениям потребителей изображение девочки в платке.
Мотоцикл «Урал»
Каждый байкер в СССР знал, что такое мотоцикл «Урал». И хотя он мало похож на американские Harley Davidson, в Союзе у него практически не было конкурентов. Эксплуатировался он чаще всего как безальтернативное средство передвижения в сельской местности. В большинстве случаев использовали его не сам по себе, а в модификации с коляской. «Урал» был наследником мотоцикла М-72, который, в свою очередь, был копией немецкого BMW R71.
Исходя из того что «Уралы» практически пропали с российских улиц, можно подумать, будто производство легендарного мотоцикла прекратилось. Однако это не так. Машину до сих производят на Ирбитском мотоциклетном заводе в Свердловской области, но только три процента мотоциклов продаются в России. Остальная продукция уходит на рынки США, Канады, Австралии и Европы, где по достоинству оценили брутальность советского «Урала».
Фотоаппарат «Зенит»
«Зенит» — зеркальный малоформатный фотоаппарат, выпускавшийся с 1952 по 1956 год. Разработан на базе фотоаппарата «Зоркий». Позднее Красногорский завод пытался возобновить выпуск, и фотоаппарат с различными доработками производился вплоть до 2000-х годов. В 2005 году он был снят с производства.
«Зенит» пользовался большой популярностью в СССР. В советское время фотоаппараты Красногорского механического завода не только продавались на внутреннем рынке, но и экспортировались во многие страны, включая Германию, Италию, Францию, Англию. «Зенит» серии «Е» стал одной из самых распространенных зеркальных камер в мире — их было выпущено около 15 миллионов штук.
О возможности возобновления выпуска фотоаппаратов «Зенит» в 2014 году говорил премьер-министр Дмитрий Медведев. А уже в феврале 2016 года о том же самом заговорили в госкорпорации «Ростех». Однако когда будет запущено производство — пока неизвестно.
Надо сказать, что «Зенит» — один из немногих однообъективных зеркальных фотоаппаратов, который был переделан из дальномерной камеры.
Индийский чай
Более известный в народе как «чай со слоном» — из-за картинки на упаковке, изображающей слона с погонщиком. Как большинство современных сортов фасованного черного чая, представлял из себя купаж разных сортов чайного листа. В качестве основных использовались грузинские и индийские чаи.
Внешний вид упаковки был разработан на московской чайной фабрике в 1967 году, а в 1972-м «чай со слоном» поступил в продажу. После этого данный сорт чая стали выпускать и другие чаеразвесочные фабрики СССР, в том числе иркутская, рязанская, уфимская и одесская.
Объем упаковки варьировался от 50 до 125 граммов. Чай имел два сорта — высший и первый, в зависимости от которых менялась и картинка на упаковке. Например, на чае высшего сорта голову слона раскрашивали в зеленый цвет, а на первом сорте — в синий.
Какао «Золотой ярлык»
Какао в России до конца XIX века было редкостью. Но в 1908 году фабрика «Эйнем» выпустила десертный шоколад «Золотой ярлык», о чем было объявлено в московских газетах. Одновременно появился шоколад «Серебряный ярлык».
Имя автора первоначального дизайна шоколада история не сохранила, но более позднюю упаковку, которую унаследовало хорошо известное нам какао, придумал Михаил Губонин из села Болшево Мытищинской волости Московской губернии. В 1961-1967 годах Губонин работал художником на фабрике «Красный Октябрь», и именно ему принадлежит авторство этикеток таких кондитерских бестселлеров, как «Вишня в шоколаде», «Красная шапочка», «Садко» и других.
Первая запись в прейскуранте «Моссельпрома» о какао «Золотой ярлык» появилась в 1920-х годах ХХ века. Какао тогда продавали в коробках и банках темно-фиолетового цвета с орнаментальным золотым поясом.
Выпускали его в больших объемах, а для привлечения внимания покупателей изготавливались рекламные листовки в виде художественных открыток. Само какао при этом, впрочем, как и в Европе, позиционировалось как очень полезный для здоровья продукт.
RRR (Radiotehnika)
Во многих советских домах имелись радиоприемники «Ригонда», «Гауя», «Селга» или «Фестиваль». Тот, кто видел их дизайн и слышал их звук, не забудет их никогда. Производил их Рижский радиозавод, который на родном языке назывался — VEF Radiotehnika RRR (Akciju sabiedrība «VEF Radiotehnika RRR», где RRR — Rīgas Radio Rūpnīca).
Предприятие было основано в 1927 году еще в независимой Латвии. А в 1940 году, с приходом советской власти, завод был национализирован и объединен с фирмой Kolifox, которая тоже специализировалась на производстве радиотехники. Новое предприятие получило название Radiopionieris. Во время Великой Отечественной войны, уже в оккупации, произошло еще одно слияние, теперь уже с фирмой A. Apsītīs un F. Žukovskis, принесшее компании название Radiotehnika.
Под этим брендом Рижский радиозавод имени А.С. Попова становится крупнейшим производителем аудиотехники в СССР. Его логотип RRR был известен всей стране. После 1991 года, когда Латвия вышла из состава Советского Союза, завод продолжил выпуск аудиоаппаратуры и профессиональных акустических систем Hi-Fi и сейчас является одним их крупнейших производителей в Восточной Европе.
Из продукции, которую выпускало предприятие в СССР, наиболее известными были магнитола Riga 110, портативный радиоприемник «Гауя» и легендарная «Ригонда» — стационарная ламповая радиола первого класса, которая производилась с 1963 по 1977 год.
Духи «Красная Москва»
Большой популярностью у советских модниц пользовались духи «Красная Москва». Выпускала их фабрика «Новая заря», а до революции 1917 года их же производило товарищество «Броккар и К» под названием «Любимый букет императрицы». Аромат этот был создан специально для императрицы Марии Федоровны сыном французского мыловара Августом Мишелем к 300-летию дома Романовых. Производство аромата под новым брендом «Красная Москва» возобновили в 1925 году, уже в Советской России. Духи содержат более 60 компонентов, основная нота — фиалковый комплекс, к которому добавляются ароматы ириса и гвоздики.
Существует и другая версия, согласно которой «Красная Москва» была создана в 20-х годах прошлого века при участии Полины Жемчужиной — будущей жены небезызвестного наркома Вячеслава Молотова, того самого, который подписывал пакт о ненападении с фашистской Германией.
В 1958 году духи были отмечены призом на Всемирной выставке в Брюсселе.
Сырок «Дружба»
Крайне популярный продукт и у домохозяек, готовивших из него супы, и у студентов, закусывавших им дешевую выпивку. Оригинальная рецептура сыра «Дружба» появилась в начале 1960-х годов в экспериментальной лаборатории объединения «МОЛОКО» (современный «Карат»).
Само предприятие было основано в 1934 году как Московский завод плавленых сыров, первое в Советском Союзе предприятие, освоившее производство плавленого сыра. Современный имущественный комплекс предприятия создан в 1970 году на территории Останкинского молочного комбината, с 1996 года носит название «Карат».
Сегодня торговая марка «Дружба» является общероссийской. Это означает, что в магазинах продаются плавленые сыры «Дружба» от разных производителей с практически идентичной упаковкой. При этом зачастую за плавленый сыр выдается сырный продукт, упакованный в обертку привычного «советского» дизайна.
В 2015 году завод «Карат» впервые провел масштабный ребрендинг плавленых сыров «Дружба», «Янтарь», «Волна» и «Шоколадный». В новой версии завод отказался от советского стиля в оформлении плавленых сырков: привычного глобуса и размашистых букв «Дружба». Неизменным остался только узнаваемый цветовой код: красно-желтый для «Дружбы», сине-желтый для «Волны», бирюзово-желтый для «Янтаря». Таким образом одной легендой стало меньше.
Народное признание часы «Победа» получили благодаря удачному механизму, содержащему 15 рубиновых камней, которые позволяли держать завод часов целые двое суток. Сама марка появилась к годовщине победы в Великой Отечественной войне, в 1946 году. Название часов и их характеристики лично утвердил глава СССР Иосиф Сталин.
Первый прототип был произведен на Пензенском часовом заводе в 1945 году, в серию часы запустили через год на Кировском часовом заводе. Впоследствии понравившуюся населению марку стали выпускать и на других предприятиях. Выпуск часов «Победа», как и многих других советских брендов, прекратился в середине 90-х.
Портвейн «777»
Ну и, наконец, известный во всей стране от Калининграда до Камчатки напиток — портвейн «777». Этикетка его гласила, что он произведен из лучших сортов винограда. Так ли это было на самом деле, сейчас сказать сложно. По вкусовым качествам данная алкогольная продукция относилась скорее к разряду «бормотухи», но благодаря дешевизне и доступности пользовалась огромным спросом у разных категорий граждан. В народе напиток получил ласковое название «Три топора» — благодаря сходству цифры «7» с этим инструментом.
Эффект от него, надо сказать, был сногсшибательным. В первую очередь из-за крепости в 17 процентов и содержания сахара от пяти до 10 процентов от объема бутылки. Чаще всего портвейн был белым, однако производились также красные и розовые модификации. Несмотря на название, данный продукт портвейном не являлся, а относился (с некоторой натяжкой) к категории крепленых вин. По классификации современной Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) его можно определить как «винный напиток, произведенный с добавлением этилового спирта». Но в СССР потребитель об этом не думал. Портвейн «777» просто пили.