Правительство Турции не может не знать о контрабанде на своей восточной границе, проведении незаконных торговых сделок и многомиллионных взятках. Думаете, это очередные обвинения Москвы? К таким заявлениям российских СМИ и высокопоставленных чиновников общественность уже привыкла. Но как быть, если обвинения в коррупции и контрабанде приходят из-за океана? Оказывается, Турция в лице ее лидеров все-таки может вести нечестную игру.
19 марта в США арестован владелец компании Royal Holding A.S., миллионер Реза Зарраб. Обвинения в его адрес более чем серьезные: нарушение американских санкций в отношении Ирана, незаконная торговля и контрабанда золота, взятки и отмывание денег.
Имя этого бизнесмена стало известно широкой общественности в конце 2013 года, когда в Турции разразился коррупционный скандал, стоивший министерских и депутатских портфелей целой группе политиков. Прокуратура Турции в декабре 2013 года предъявила обвинения в общей сложности 52 высокопоставленным турецким чиновникам и членам их семей.
Суть обвинений сводилась к участию в нелегальной торговле с Ираном по схеме «золото в обмен на углеводороды». Полицейские тогда начали аресты, но неожиданно в дело вмешался тогдашний премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган.
Несмотря на веские доказательства против политиков, министров и связанных с ними предпринимателей, дело приняло совершенно иной оборот. Эрдоган, объявив о заговоре с целью дискредитации его партии и руководства страны, обрушил карательные меры на самих правоохранителей. В результате сотни полицейских и прокуроров были уволены либо отстранены от ведения антикоррупционных расследований, перестроена структура правоохранительных органов, порядок их деятельности и информирования руководства о запланированных операциях в отношении власть предержащих. Кроме того, произошло несколько сомнительных самоубийств следователей, проводивших расследования в отношении высшего руководства.
Но даже эти меры не помогли удержаться у власти фигурантам дела. В течение короткого времени из правительства ушли 10 министров, включая вице-премьера, министров юстиции, внутренних дел, экономики и министра по взаимоотношениям с ЕС.
Лишились также своих мест руководители городов и муниципальных образований, депутаты парламента и партийные функционеров высокого уровня. В деле не обошлось и без громких арестов и изъятий. Тут и сотни тысяч долларов, обнаруженных в квартире сына одного из министров, и коробки из-под обуви, набитые несколькими миллионами долларов, у гендиректора государственного банка «Halkbank», иподаренные министру экономики Турции часы стоимостью 350 тысяч долларов, и аудио- и видеозаписи самого Эрдогана и членов его семьи, непосредственно касающиеся сути вопроса.
Не прошло и года, как прокуратура Турции решила прекратить расследование, согласившись, таким образом, уже с президентом Эрдоганом, заявлявшим, что коррупционный скандал раздули экстремистские силы во главе с проживающим в США миллионером и поборником исламского пути развития Турции Фетхуллахом Гюленом при поддержке внешних сил.
Какова же роль Резы Зарраба во всей этой истории? Экономические санкции, введенные международным сообществом против Ирана, предусматривали прекращение банковских операций и отключение от системы SWIFT, а также ограничение торговли иранскими природным газом и нефтью. Эти меры серьезно ударили по Турции, которая осуществляла импорт значительной части углеводородов из Ирана.
Турецкое руководство искало выход из сложившейся ситуации и нашло его в довольно простом решении. В обмен на поставлявшиеся из Ирана товары и, в первую очередь, нефть и газ подставные фирмы нелегально перевозили в Иран золото, которое покупалось международным трейдером Резой Заррабом в Европе и Африке. Эта схема стала активно использоваться не только для расчетов с иранскими компаниями, но и для отмывания денег и контрабанды. А это, соответственно, повлекло за собой крупные взятки и использование государственного «Halkbank» для незаконных операций. По разным оценкам, объемы осуществлявшихся операций могли достигать нескольких десятков миллиардов долларов и влияли на общие макроэкономические показатели Турции.
Роль Зарраба была столь велика, что уже после скандала летом 2015 года он был награжден Эрдоганом и назван филанторопом, много сделавшим для страны.
Со своей стороны, США не сразу прикрыли эту санкционную лазейку, дав, таким образом, руководству Турции возможность максимально использовать выгоды от нелегальных операций. Но по мере того, как отношения между лидерами США и Турции ухудшались, а необходимость давления на Иран возрастала, Штаты перекрыли эту возможность взаиморасчетов. Но никаких реальных действий против турецких граждан, руководства страны, банков и компаний, принимавших непосредственное участие в теневых схемах, американское правосудие не предпринимало. Вот уже два года эта история никак не развивалась.
Однако ситуация за последнее время в корне поменялась. Две недели назад в Иране был приговорен к смертной казни миллиардер Бабак Зарджани, партнер Зарраба по операции «золото в обмен на углеводороды». Теперь иранское следствие вполне может потребовать от Турции выдачи Зарраба.
В этих условиях Реза Зарраб, у которого помимо турецкого есть и иранский паспорт, уже не может спокойно продолжать свою деятельность. С другой стороны, США тоже не простят бизнесмену нарушение санкционных требований, а взаимоотношения Эрдогана и американского руководства уже нельзя назвать хорошими, и потому ловкий трейдер понимает, что в случае обострения турецкий президент легко пожертвует им ради сохранения своей власти. Именно это дало основания многим предположить, что арест Зарраба на территории США инсценирован.
Действительно, зачем человеку, вероятность задержания которого американскими правоохранителями крайне велика, покидать роскошную виллу на берегу Босфора стоимостью 72 млн долларов и испытывать судьбу, отправляясь за океан? Но несмотря на это Зарраб едет в Штаты, где благополучно задерживается американскими властями.
Конечно, можно согласится, что, боясь жесткого наказания и даже смерти, золотой трейдер решил пойти на сотрудничество с американскими властями и спасти себе жизнь. Но в этом процессе виден и интерес США, простирающийся значительно дальше коррупционного расследования. Интересен тот факт, что задержания произошло всего за несколько дней до визита Эрдогана в Америку, который пройдет с 29 марта по 2 апреля.
И хотя цели визита заявлены исключительно неполитические: открытие мечети, встречи с потенциальными инвесторами и участие в саммите по ядерной безопасности, — а встречи с президентом Обамой даже не запланировано, сам факт ареста столь близкого турецким властям бизнесмена является серьезным политическим сигналом Эрдогану.
В то время как США и Россия ведут сложные переговоры по Сирии, Вашингтону совсем не нужны неожиданные демарши со стороны турецкого президента. Кроме того, на примере взаимоотношений Турции и ЕС стало понятно, что Эрдоган умело использует шантаж в своей внешней политике. Во избежание попыток Анкары распространить эту практику и на США, американцы заполучили своеобразный антидот в лице человека, без сомнения способного рассказать много интересного о нынешних руководителях Турции.
Если это так, то США в очередной раз продемонстрировали свое умение вовремя использовать слабые стороны своих партнеров. Америка, как умелый рыбак, сначала выжидала, позволив турецким лидерам заглотнуть поглубже коррупционную наживку, а теперь, вовремя подсекая, может добиться полного контроля над слишком самонадеянным политиком. Этот фокус американцы проделывали уже не один раз, но, видимо, и дальше безудержная жажда власти и наживы отдельных политиков будут использоваться как серьезный аргумент в сложной геополитической игре.
Правда, для Вашингтона в этой истории есть и минус — это косвенное подтверждение позиции России в отношении руководства Турции. Ведь если столь высокопоставленных лиц поймали на взятках, нелегальной торговле углеводородами и золотом с Ираном в период международных санкций, то кто теперь поручится, что правительство Эрдогана не нарушало международных договоренностей по борьбе с террористами в Сирии, о чем уже неоднократно заявляла Россия?
Фото Politrussia