Случившийся на этой неделе вброс в СМИ новости о возможном обмене Надежды Савченко на Виктора Бута и Константина Ярошенко поставил на повестку дня несколько вопросов. Что характерно, данный вброс случился аккурат после встречи руководителя Госдепа США Джона Керри с российским лидером и накануне визита в Вашингтон Петра Порошенко.
Время выбрано как нельзя более удачно. И хотя пресс-секретарь посольства США в Москве поспешил дезавуировать данную информацию — мол, о таком обмене не может быть и речи, — сама потенциальная возможность новых уступок и обменов между Москвой и Вашингтоном как по Украине, так и по Сирии повисла в воздухе большим знаком вопроса.
С одной стороны, вопрос Савченко не может быть частью минских переговоров, поскольку она осуждена за убийство российских, а не украинских граждан и потому будет отбывать наказание в российской тюрьме. С другой стороны, в Киеве сейчас идет процесс над двумя гражданами России с документами офицеров ГРУ Александром Александровым и Евгением Ерофеевым, которым приписывают участие в событиях на Донбассе. Естественно, Москва должна сделать все от себя зависящее ради скорейшего возвращения своих граждан домой. Вот только вопрос, кого на кого менять, остается пока без ответа. Представляется логичным, что на обмен должны подаваться люди, с соразмерными по резонансности историями. Так, например, Александрова и Ерофеева можно было бы поменять на несостоявшихся крымских взрывников Олега Сенцова и Александра Кольченко, которые уже получили свои сроки за попытку теракта на полуострове. На кого тогда менять Савченко, если менять вообще? 22 года, полученные ею по приговору суда, должны стать хорошим предостережением ее возможным последователям из рядов украинской армии, которые, прежде чем в следующий раз нажимать на гашетку, вспомнят про неотвратимость наказания.
Визит Керри в Москву, состоявшийся на прошлой неделе, кроме разговоров про «красный чемоданчик» и гитару госсекретаря, принес мало новостей. Между тем, по имеющейся информации, госсекретарь прилетал, дабы в очередной раз напроситься к участию в урегулировании ситуации на Донбассе в рамках нормандского формата. Для тех, кто забыл, напомню — этот формат включает в себя Россию, Францию, Германию и Украину. Последняя состоявшаяся в начале марта в Париже встреча министров иностранных дел «нормандской четверки» оказалась безрезультатной в силу позиции Киева, не желающего идти на реализацию Минских соглашений. Ведь после отмены в одностороннем порядке выборов в народных республиках Донбасса Киев должен был согласовать и принять конституционную реформу, расконсервировать закон об особом статусе Донбасса и проголосовать собственно по закону о местных выборах, предварительно объявив амнистию. Ничего из этого выполнено не было, поскольку Порошенко каждый раз выдвигает все новые и новые условия — то введения международного контингента для обеспечения безопасности, то передачи контроля над границей, прописанной в Минских соглашениях, лишь на завершающем этапе.
Естественно, Керри вместе с его нынешним начальником могут повлиять на Порошенко и заставить его выполнять Минские соглашения. Но каковы будут гарантии того, что американцы выполнят взятые на себя обязательства в случае их присоединения к «нормандской четверке»? Тем более, нужно понимать, что для Ангелы Меркель и Франсуа Олланда расширение нормандского формата за счет Вашингтона будет означать признание поражения и невозможности никак повлиять на Киев. Поэтому они (особенно в Берлине) будут сопротивляться этому до последнего.
Характерно время разговора с Порошенко — по итогам визита Керри в Москву и закрытых переговоров с Владимиром Путиным. Встречи Порошенко в Вашингтоне должны прояснить украинскому президенту позицию американской администрации относительно неукоснительности выполнения Минских соглашений. Сам факт того, что с киевским лидером встречается не Барак Обама, а его главный уполномоченный по Украине в ранге вице-президента Джо Байден, говорит о некомплиментарном, сугубо рабочем характере визита. Что бы там ни заявлял Порошенко, главной темой его вашингтонских встреч будет вовсе не приснившееся ему ядерное оружие в Крыму, а судьба урегулирования на Донбассе, которое нынешняя администрация США, за неимением особых других историй успеха, хочет повесить себе на грудь перед президентскими выборами 8 ноября. Все разговоры про «размещение российского ядерного оружия в Крыму» нужны ему для отвода глаз — чтобы было чем оправдываться по возвращении.
А оправдываться, надо признать, придется. Затянувшийся парламентский кризис в Верховной раде начал играть против самого Порошенко. Американцы ему четко сказали: никаких досрочных парламентских выборов им не нужно. И если еще недавно он исходил из того, что ему выгодно заморозить ситуацию с невозможностью назначения нового премьера в отсутствие необходимых голосов, то теперь это стало непосредственно отражаться на его положении в глазах Вашингтона и в глазах украинских избирателей (именно в таком приоритете). Отставка старого друга Порошенко — генерального прокурора Шокина, мозолившего американцам глаза, призвана задобрить Дракона, который в последнее время сильно нервничает. И здесь проблема даже не столько в поведении украинского президента, сколько в современных приоритетах украинской политической культуры, не предполагающих понятия ответственности. Уверен, что сейчас Порошенко с ностальгией вспоминает прежние дореволюционные времена, когда назначение новых министров и главы кабмина не требовало от президента обязательных согласований с американским послом. В нынешней же ситуации просто невозможно найти приемлемого для всех сторон решения — любой удовлетворяющий запросы олигархов и лояльный Порошенко кандидат в премьеры будет автоматически не устраивать Вашингтон именно в силу указанных факторов. Принцип «разделяй и властвуй» для подмандатных территорий англосаксонского мира еще никто не отменял. В то же время любой согласованный Байденом глава кабинета министров будет не устраивать Порошенко еще в большей степени, чем Яценюк, и это не говоря уже о невозможности продолжать выстраивать при таком премьере прежние бизнес-схемы. Поэтому так до сих пор и не состоялось обещанное еще неделю назад назначение премьер-министром спикера Верховной рады Владимира Гройсмана — его не согласовывает Вашингтон. Очевидно, на аудиенциях в Белом доме будет затронут и этот вопрос. Однако — сделаем смелое предположение — далеко не факт, что он будет решен положительно.
Признаемся честно: лучшим кандидатом на пост главы исполнительной власти Украины в сложившихся условиях был бы вице-президент США Джозеф Байден собственной персоной. Во-первых, его действующий мандат уже на исходе, и в силу возраста (73 года) вряд ли он мог бы рассчитывать на высокую должность при следующей администрации. Во-вторых, он безусловно выигрывает у всех прочих возможных варягов — от польского реформатора Бальцеровича и словацкого Миклоша до экс-министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта, которых приглашали в последнее время войти в состав украинских властных структур. И наконец, в-третьих и в главных: он сможет на этом посту реализовать Минские соглашения, поскольку не будет стеснен никакими внутриукраинскими комплексами и страхами. В этом его отличие от того же Порошенко, живущего в режиме постоянных предсказаний своих различных советников относительно «вторжения российских войск» и неминуемого переворота внутри страны. Последнее из таких как раз накануне отлета в Вашингтон киевскому лидеру напророчил экс-глава СБУ и Совбеза Украины Евгений Марчук. С чем оно было связано — с 70-процентным результатом кандидата от «Оппозиционного блока» на выборах мэра Кривого Рога в прошедшее воскресенье или же с желанием номинального премьера Яценюка остаться на своем посту вопреки всему, — можно только гадать. В любом случае целью подобных заявлений было и будет оправдание невозможности выполнения подписанных в Минске соглашений.
Фото АР
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня