Соединенные Штаты превратили Украину в «поле боя» и довели до обнищания. Такое весьма смелое заявление винтервью агентству Bloomberg сделал известный украинский бизнесмен — в настоящее время вынужденный эмигрант — Дмитрий Фирташ.
Миллиардер довольно резко высказался в адрес киевской власти, и в адрес ее кураторов из Вашингтона. При этом казаться политкорректным явно не стремился. Скорее, наоборот, намеренно старался противопоставить себя и той, и другой стороне.
«Нынешнее правительство — это политический банкрот», —цитирует мнение Фирташа об украинском руководстве ТАСС. И от этого правительства, как он выразился, «уже нечего ожидать». Потому что за два года именно эти люди привели страну к катастрофе — «они несамостоятельны», и «не могут принять правильных решений».
Еще менее лестной оценки удостоились США, которые, по словам бизнесмена, «управляют Украиной», но так и не сделали «этот проект успешным».
«Америка не справилась с этой задачей, — говорит Фирташ. — Она вместо какого-то решения сделала поле боя, она все уничтожает. И экономически, и политически, и практически страну сделала нищей». Он призывает Соединенные Штаты понять, что «Украина — это независимое государство, и ею должны управлять украинцы».
Интервью вполне можно расценить, как политический вызов. Но зачем Фирташ, считающийся одним из богатейших людей Украины, пошел на этот шаг? Ведь американцы могут не простить такую публичную дерзость — мы помним, как они осадили амбицииКоломойского, например. А Фирташу есть, что терять. Однако и сам он лукавит, когда говорит о тех, кто довел Украину до нынешнего ее плачевного состояния. В том, что случилось со страной, явно есть и его вина, как одного из спонсоров Майдана.
Вопрос: в чем на этот раз его интерес?
— Чтобы это понять, стоит учесть два момента, — комментирует ситуацию украинский политолог Владимир Скачко. — Первый — внутриукраинский. Это необычайно глубокий кризис власти, который поразил всю систему управления снизу доверху. И продемонстрировал воочию, что коалиция «хероев Майдана» — это команда лузеров, неспособная, жадная и продажная. Эти люди работают в собственных интересах и абсолютно не заботятся ни о воплощении идеалов Майдана в жизнь, ни о создании просто нормальных условий для народа. Наоборот, они проводят социально-экономический геноцид.
И в этих условиях потенциальными «сменщиками» режима могут стать представители «Оппозиционного блока». То есть, «перекрашенные» и заявившие о своей лояльности Западу бывшие «регионалы».
— Каким образом с ними связан Фирташ?
— Самым тесным образом. «Оппозиционный блок» — напомню — создан на руинах Партии регионов. И он делится на две части, которые вынужденно объединены пока в одно целое. С одной стороны, это группировка Рината Ахметова. С другой — группировка Дмитрия Фирташа, Сергея Левочкина и Юрия Бойко. Они вынуждены пока плыть в одной лодке, и выдвигать какие-то консолидированные требования. Но являются, в общем-то, конкурентами и в бизнесе, и в политике. Что тоже уже сейчас является «ахиллесовой пятой» будущей власти «Оппозиционного блока».
Второй момент — геополитический. Если так можно сказать, европейский.
— Поясните?
— В Европе сейчас все больше и больше крепнет недовольство американской политикой. И в целом, и, в частности, в украинском вопросе.
Штаты, которые заварили эту кашу и создали этот огромный гнойник под названием Украина на территории Европы, пытаются «умыть руки», оставив решать проблему русским и европейцам. А у европейцев, как известно, своих проблем выше крыши.
В этом контексте усиливающегося антиамериканизма и неприятия в Европе американских методов по созданию управляемого хаоса, Фирташ как бы хочет сказать: «Вот, смотрите, ребят! Я являюсь стопроцентным европейцем. Я финансировал Майдан, который вернул Украину в европейское русло. Я сейчас подвергаюсь гонениям со стороны лузеров, которые не могут этот Евромайдан реализовать. Я, в конце концов, понимаю, кто враг и Европы, и Украины. И говорю об этом открыто — это США. Поддержите меня, мой бизнес и тех, кто имеет претензии от моего „Оппозиционного блока“ на власть. И все у нас будет тип-топ».
— А есть шансы на победу?
— Конечно, есть. По большому счету инкорпорирование части «Оппозиционного блока» в нынешнюю власть — это план «Б». Или «В» — запасной аэродром. Запасная площадка, на которой может формироваться прозападная власть.
Ведь «Оппозиционный блок» только в названии оппозиционный. Да, он пытается в остаточном режиме эксплуатировать бывшие лозунги «регионалов» — о русском языке, например… и т. д. На самом деле, это стопроцентная партия оборотней и предателей, которых интересует одно — свой бизнес, и власть, как механизм прикрытия этого бизнеса и гарантия его неприкосновенности.
А вот надежды на то, что эта партия якобы пророссийская — просто заблуждение. Да, бизнесмены из «Оппоблока» понимают, что их бизнесу без России, без российских рынков сбыта и интеграционных связей — кирдык. Его нужно очень сильно перестраивать, модернизировать, и он может погибнуть в этом процессе. Поэтому они вынуждены будут прислоняться к России. Но с одной целью — подоить, перестроиться и убежать.
И дело не только в ментальном предательстве. Они элементарно боятся более могущественного, более мобильного и более беспощадного российского бизнеса. Понимая прекрасно, что с ними никто не будет церемониться в конкурентной борьбе.
— Но Фирташ, насколько известно, на Украине не был, как минимум, года два. Ему-то что беспокоиться?
— Не был, действительно. Тем не менее, он все знает. У него депутатов тридцать под контролем. Только в Раде. А сколько еще на местах…
Он уже давно глубоко и всесторонне врос в эту власть. Она очищалась, люстрировалась — бессмысленно. Деньги на Украине делают все. И я уверен, о некоторых вещах Фирташ узнает даже раньше, чем Порошенко или Яценюк. Особенно, если это касается каких-то факторов влияния на Украину извне.
— Ну, а его в Киеве услышат?
— Я в этом уверен. Он же не какой-то газете «Красный ворон» дал интервью. Он дал его агентству Bloomberg. Это практически набат мирового уровня.
— По-вашему, случайно, что этот набат прозвучал как раз накануне визита Порошенко в США?
— Само собой, нет. Это такая «гримаса» политической борьбы. Порошенко поехал в Соединенные Штаты, как откровенный лузер. Он не выполнил практически ничего из того, что от него требовали американцы, даже в прикладном порядке. Кризис власти не преодолен. Новая коалиция не создана. Переформатирование правительства не проведено. Предпродажная подготовка Украины для «прихватизации» оставшейся госсобственности приостановлена. В верхах — грызня и коррупция. Сворачивание контактов с международными финансовыми организациями, в том числе с МВФ.
Вот поэтому уже появились слухи, что Обама не собирается встречаться с Порошенко. Хотя, вроде бы, эта встреча была запланирована на 31 марта.
А тут еще эти «откровения» Фирташа, как ковыряние в открытой ране…
— Но что, в принципе, он еще может? Он же не собирается возвращаться?
— Собирался. После того, как его оправдал австрийский суд, даже сказал, что «чартерный самолет под парами». Но Аваков пообещал его арестовать тут же по запросу американцев.
Арестовать и посадить такого, как Фирташ — это потом можно полгода бегать и кричать, что мы проводим на Украине деолигархизацию. Разрываем смычку бизнеса и власти. Это был бы успех…
Но Фирташ не такой глупец. Он не будет рисковать своей жизнью и репутацией, чтобы предоставить им такую возможность.
При этом я не хочу сказать, что он «белый и пушистый», и чем-то особо отличается от остальных. Такие люди, как Фирташ, как Порошенко, как Яценюк, как, собственно говоря, Янукович-поздний, они, к сожалению, не обладают даже государственно-творческими инстинктами. Для них страна — это механизм и инструмент для получения чего-то для себя любимого. Историк Грушевский, как мне кажется, в свое время очень точно выразился, сказав, что «главная проблема Украины в том, что ею правят те, кому она не нужна». Это формула происходящего в стране и сегодня.
Директор Киевского центра политологических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, в свою очередь, не стал увязывать интервью Фирташа с американским вояжем президента Украины:
— Я никакой связи тут не наблюдаю. Тем более что у самого Фирташа с американцами уже все в принципе произошло. И измениться здесь ничего не может. Они возбудили два года назад уголовное дело на ровном месте — без серьезных доказательств обвинили его в коррупции. Причем, где-то в Индии, при заключении каких-то контрактов. В марте 2014-го Фирташа задержали в Австрии по запросу США. Но австрийский суд, который, в общем-то, мог бы прислушаться к пожеланиям американцев, признал, что оснований для экстрадиции бизнесмена недостаточно.
А поскольку процесс еще не завершен — американская сторона подала апелляцию. Можно сказать, что свои заявления Фирташ сделал очень своевременно.
— В каком смысле?
— Таким образом он позиционирует себя, как человека, который занимает антиамериканскую позицию. И соответственно, может рассчитывать на то, что обвинения со стороны США в его адрес будут признаны политическими, а не уголовными.
Поэтому самый важный тезис сказанного, что «американцы практически уничтожили Украину и сделали ее нищей». И именно антиамериканский характер этого заявление имеет смысл обсуждать. А не то, что он там говорить про наше начальство.
Его оценка украинской власти, по-моему, имеет второстепенное значение. Ну, просто эти люди привыкли говорить друг другу что не попадя, а потом встречаются и обнимаются. Поэтому к этим критическим замечаниям Фирташа я бы серьезно не относился.
Из досье
Дмитрий Фирташ, по данным СМИ, занимает четвертое место в рейтинге самых богатых людей Украины. Его состояние превышает 3 млрд. долларов. В марте 2014 года Фирташ был задержан австрийской полицией в Вене по запросу ФБР и помещен в следственный изолятор. Бизнесмену было предъявлено обвинение в «создании преступной группы и подкупе индийских властей с целью обеспечить участие его компании в проекте по разработке титанового месторождения». Суд Вены 30 апреля отказал в экстрадиции Фирташа в США.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня