24 марта 2016 года на сайте Верховной Рады был зарегистрирован законопроект № 4297 «об особенностях управления отдельными территориями Донецкой и Луганской областей». Первые несколько дней он не привлекал к себе никакого внимания. Первыми о нем начали задавать вопросы внутри непризнанных республик. Через день депутаты «Самопомощи» в украинском парламенте такжеувидели новый революционный законопроект. Что же в нем такого интересного?
Дело в том, что подали этот законопроект далеко неслучайные люди, а события, развернувшиеся параллельно с его появлением, ложатся в некую стройную картину.
Продолжение Минска-2
Депутаты, подавшие данный законопроект, — это не просто депутаты. За его авторами, очень неслучайными, стоят Виктор Медведчук, Ринат Ахметов, Юрий Бойко.
Законопроект подразумевает создание МТО Донбасс (межобластное территориальное объединение) на территории Луганской и Донецкой областей.
Основные его положения
Территория: нигде не указано, что это будут те территории, которые сегодня являются неподконтрольными Украине.
МТО Донбасс имеет свои вооруженные силы, называемые народной милицией, численный состав и руководство которой оно назначает самостоятельно (а-ля Национальная гвардия Украины).
Также руководство МТО будет предлагать кандидатуры на должности руководителей органов МВД, СБ ипрокуратуры.
Объединение Донбасс получает возможность ведения независимой внешней экономической политики, для чего в регионе объявляется свободная экономическая зона.
Статус главы МТО Донбасс фактически соответствует статусу президента, но без права внешнеполитического представительства интересов территории.
В целом это формирование конфедеративного анклава на территории Украины, территориальный состав которого строго не определен. Не исключено, что он со временем включит в себя и остальную часть Донбасса.
Что я имею в виду, говоря «со временем»? Не исключено, и даже вполне вероятно, что после Донбасса аналогичные права захотят иметь и другие территории. Как минимум Одесса, Днепропетровск и Харьков. Почти наверняка Львов. А далее Украина «в рамках децентрализации» может быть переформатирована в набор таких МТО.
Москва при этом будет помогать процессу. Причем опираться она будет на местные элиты, которые поддержат данное начинание двумя руками.
Итак, законопроект тихо пролежал на сайте несколько дней, пока случайно не был обнаруженжурналистами из ДНР. Естественно, что нынешний состав парламента этого документа не примет. Но тут начинается самое интересное.
Политическое обострение на Украине
Повторные выборы мэра Кривого Рога были во многом пробой. Пробой той модели проведения выборов на Украине, при которой элиты, завязанные на олигархат, восстанавливают свою власть над страной. Замена местного популярного активиста «Самопомощи» Юрия Милобога на пройдоху–авантюриста Семена Семенченко заставила отвернуться от него многих потенциально оппозиционных Юрию Вилкулу избирателей, которые проголосовали против большего из зол.
Очень важно понимать, что люди голосовали именно против большего зла, а не за меньшее зло. Они проголосовали против того, кто привнес в их город хаос и нестабильность.
Перевыборы 27 марта 2016 года для «Оппоблока» стали успешной пробой. Не случайно сразу после них главный «оппозиционер» Днепропетровщины Александр Вилкул (сын Юрия Вилкула) заявил:
«Более 50% на выборах, которые набрал Юрий Вилкул в ноябре, им показалось мало. В результате в марте на перевыборах действующий мэр получил почти 75% поддержки. Семисоттысячный город показал, что не всех можно запугать и обмануть. Что люди перестали верить авантюристам и готовы защищать свою позицию. Люди перестали бояться политических боевиков, а хотят просто нормально жить и работать.
Сегодня политики, которые тотально проиграли, пытаются объяснить провал своей авантюры тем, что у нас якобы не правильный народ. При этом им даже в голову не приходит простая мысль: а, может, это они не правильные политики? Выборы в Кривом Роге сломали опасный маховик, который раскручивался в последние годы. Когда под прикрытием демагогии и псевдореволюционных лозунгов украинскому обществу навязывалась порочная логика о том, что есть только одно правильное мнение, а кто это мнение не разделяет – не совсем настоящий гражданин.
В Кривбассе такой подход уже победил, и мы будем реализовывать его по всей Украине. Только так мы сможем заново объединить страну, обеспечить мир и стабильное развитие. Это те принципы, с которыми ″Оппозиционный блок″ готов идти на перевыборы в Верховную Раду и побеждать и в других городах и областях».
Оппозиционный блок нашел ту точку, на которую надо давить, и теперь он готов к досрочным выборам в парламент.
Юлия Тимошенко уже давно заключила с лидерами «Оппоблока» перемирие и временный пакт о ненападении, который свято соблюдает. Их интересы сегодня совпадают. Им всем надо вернуть себе власть. Быстрые перевыборы под лозунгом борьбы за ценности Майдана и социальную справедливость отдают во власть Тимошенко Центр и частично Запад Украины.
А если Владимир Путин поможет ядерной бомбой в лице надежды Савченко, то победа «Батькивщины» на выборах практически обеспечена.
Звезды так складываются, что Тимошенко надо начинать предвыборную кампанию сегодня, поэтому она предложила своему давнему врагу Петру Порошенко помощь, в которой тот остро нуждался, а затем ударила его в спину, как только он оперся на Юлино плечо. Как говорится, ничего личного. Ее задача — расшатать промайданные силы изнутри и создать условия проведения скорых досрочных парламентских выборов.
При этом все ее действия четко синхронизируются с минским процессом, действиями остальных олигархических группировок, даже тех, на кого сегодня опирается сам Петр Порошенко…
Олигархия ищет себя в будущей Украине
Украинский олигархат борется за свое существование, а потому все мелкие старые дрязги и разборки отодвинуты на задний план. Они объединились для того, чтобы застолбить себе место под солнцем еще на некоторое время. Для них уже очевидно, что США ими воспользовались и по своей давней привычке выкинут на помойку, как только это будет им выгодно.
Тревожным звоночком для украинской элиты стала деятельность команды Михаила Саакашвили и прочих еврооптимистов. И дело тут не в том, что это кристально честные люди, желающие Украине добра. Совсем нет. Наоборот, если Саакашвили пожертвовал своей Родиной ради геополитических интересов США, то по поводу Украины у него вообще не будет никаких сантиментов. Опасность от команд Саакашвили состоит в том, что именно они могут стать для Штатов проектом, опершись на который американцы попытаются оттеснить нынешних хозяев страны от власти.
Зачем это надо Вашингтону — понятно. Два года попыток упорядочить государственное управление на Украине под свои интересы обернулось полным фиаско. Любые проводимые антиукраинские и «проевропейские» реформы наталкиваются на сопротивление внутри страны. Олигархи не хотят терять украденные в 1990-е предприятия, население — остатки социальной защиты. Чтобы окончательно сломить хребет остаткам СССР, нужна новая партия. Раз с местными не получилось, значит, нужна частично варяжская политическая сила, которую со старой Украиной ничего не связывает.
Получить популярность варяги могут только голым популизмом, которым они и занялись. Вся агитация Саакашвили свелась к делу о так называемых «бриллиантовых прокурорах». При этом он сам не гнушался перебирать под себя украинский наркотрафик, а назначенцы «честного» прокурора Сакварелидзе начинали брать взятки сразу после вступления в должность. На этом их украинские олигархи и поймали.
Скандал вышел первосортный, он показал населению, что нет никакой честной партии Саакашвили, в которую как по команде собрались все американские грантоеды, а есть обычная борьба за власть между двумя бандами. Одной местной, а второй пришлой. Выбирайте, граждане, меньшее из зол…
Мы видим, что и тут украинские олигархи сыграли в ту же игру, что и «оппозиционеры» в Кривом Рогу. Таким образом, олигархи по всем фронтам уже готовы к контрнаступлению.
К чему это приведет?
Конечная цель всего этого процесса очевидна. Олигархи хотят вернуть домайданное статус-кво и даже расширить свое влияние через передачу части полномочий на места. Москва хочет разрушить единый фронт борьбы против себя и помогает линиям разлома промайданного лагеря расширяться и углубляться. Вашингтон…
А тут все не так однозначно. Конечно, он не в восторге, что попытка привести к власти полностью ручной режим в Киеве провалилась. Слишком единым фронтом выступили украинские элиты против такого варианта, и нет никакой возможности этому помешать. Тем более что Москва и Европа поддерживают этот процесс.
А потому не исключено, что Саакашвили и его партию после громкого скандала отведут в резерв. Они сохранят лицо и возможность в случае необходимости и возможности перехватить ситуацию.
Но пока в Вашингтоне не придумают для украинцев очередной светлой цели вроде евроинтеграции, ради которой надо жертвовать тем, что они имеют, это не удастся.
С другой стороны, возврат в домайданные времена, позволяет выйти Вашингтону из нынешнего тупика с минимальными потерями. Более того, сохранив на Украине своих агентов влияния, они имеют неплохие шансы на реванш. За этот вариант развития событий говорит и еще одно обстоятельство. Очевидно, что Украине надо искать компромисс, который устроит временно всех и никого окончательно. Тот вариант, который описан выше, как раз такой. А потому не думаю, что США будут мешать данному процессу в реальности (риторика тут ни при чем).
Почему так получилось?
К сожалению, Донбасс, как и Украина в целом, стали объектами украинской шахматной партии для геополитических игроков. Это уже надо признать и, наверное, смириться. Тем не менее не только это сыграло свою роль. Чтобы Москва могла опереться на некие силы, они должны хотя бы просто существовать. А как раз с этим у Донбасса все очень плохо.
ЛНР и ДНР уже давно (осенью 2015 года) полностью потеряли свое революционное начало. Изначально они во многом отличались, но были объединены одним: были заряжены на борьбу за освобождение своей большой Родины и видели это только в полном искоренении пережитков интегрального украинского национализма на территории Украины. Все остальное было для них вторично.
Донбасс, уйдя в себя и свои внутренние проблемы (в первую очередь, собственнически-перераспределительные), перестал быть острием борьбы с нацизмом на Украине.
ЛНР и ДНР даже не смогли объединиться за прошедшие два года.
Стоит ли удивляться, что далее вся борьба свелась ко второразрядной. А по-другому не могло и быть. Не интересуясь тем, что творится вовне, не занимаясь идеологией, оставаться главным фронтом борьбы невозможно. Именно поэтому сегодня Донбасс рассматривается Москвой не как ударный кулак, а как веский аргумент в борьбе за Украину. И не случайно вооруженные силы Новороссии (ВСН) были полностью отделены от руководства самих республик. Их будущее будет различным.
Акценты постепенно перемещаются на внутриукраинский фронт, что мы и видим по принимаемым решениям. Никакие ДНР и ЛНР здесь не предусмотрены, а значит, они трансформируются в новое образование.
Какое — пока под вопросом.
Для Москвы сегодня очень важно выстраивание фронта антибандеровского движения внутри Украины, который Донбасс подопрет своим существованием в правовом поле Украины.
ВСН либо в нынешнем статусе, либо в статусе народной милиции Донбасса, останутся гарантом соблюдения договоренностей и противовесом бандеровским бандам, которые окончательно уничтожены в этом случае не будут. Впереди предстоит долгая борьба в политическом поле Украины за умы и регионы, и постоянно действующий силовой аргумент не помешает. Здесь нам предстоит многому учиться и многое создавать, даже копируя у американцев. США на этом поле имеет пока явное преимущество в организационном плане.
Что делать?
Наша сила в аргументах: экономических, этических, геополитических. Украина (в данном случае я говорю о населении) за два года после Майдана почти разочаровалась в евроассоциации. Далее этот процесс приведет только к утере западной мечты. И только на этом выстраивалось информационное поле последних 30 лет.
Вашингтону надо предложить украинцам новую мечту. Таковой, конечно, не может быть победоносная война с Россией, а другой пока в информационном поле не просматривается. Также нечего предложить США и украинским элитам. Они довольно плотно держат за мягкое место киевскую верхушку, но очевидно, что последняя уже начинает переосмысливать эту зависимость. Минусы ее постепенно нарастают (уничтожение объектов дохода), а плюсы (заначка на Западе) исчезают.
Тем более Вашингтону нечего предложить местным элиткам, выросшим из бандгруппировок 1990-х. Тот мирок, который их кормил, американцы безжалостно уничтожают в угоду своим геополитическим интересам, а терять им в западных банках фактически нечего.
Обычный украинец за последние два года прошел важную трансформацию. Начиная с 2008 года, на Украине постепенно исчезает средний класс. Кризисы следуют один за другим. Население нищает, а те, кто раньше уверенно стоял на ногах, сегодня постепенно скатывается на дно. В стране психология иждивенца начинает преобладать.
Министр социальной политики П. Розенко:
«Мы рассчитывали, что в систему субсидий будет привлечено максимум до 4,5 млн семей (до конца 2015 года.- авт.). На самом деле мы привлекли около 6 млн семей. Это означает, что глубина бедности и неудовлетворительных социальных факторов все-таки в Украине была намного больше, чем прогнозировали мы, эксперты МВФ, Всемирного банка. Если, учитывая ситуацию в Украине, просто идти на то, что у нас прямо записано в меморандуме, под субсидии попадут более 9,5 млн украинских семей».
9,5 млн семей на субсидиях — это более 20 млн человек. То есть гарантировано большая часть населения в том или ином виде получает государственное пособие только по одной статье. А это смерть тому классу, который стремился в Европу. Именно так называемый средний класс был опорой западнического вектора развития Украины. Именно его разрушение сегодня наиболее опасно для США и таит для них наибольшие риски.
Нам надо найти и донести до населения ту идею, которую они когда-то давно потеряли и которую сегодня потеряли прозападные украинцы. Если нам это удастся, то мы сможем окончательно победить США на Украине. Если нет… Хотя нет. Нам это удастся.
В общем, у всех геополитических игроков в данном варианте возникает масса проблем, которые решать они будут годами, если не дольше.
Фото Politrussia