В ночь на субботу, 2 апреля, вооруженные силы Азербайджана предприняли наступательные действия по ряду направлений зоны карабахского конфликта. Об этом сообщила пресс-служба министерства обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР).
По данным ведомства, азербайджанская сторона в южном, юго-восточном и северо-восточном направлениях линии соприкосновения применила артиллерию, бронетехнику и авиацию. Армянские вооруженные силы сбили вертолет ВВС Азербайджана, сообщил «Интерфаксу» источник в министерстве обороны Армении.
Пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованнисян написал на своей странице в Facebook, что «Азербайджан предпринял открытое наступление, по всей протяженности границы с Нагорным Карабахом ведутся бои».
«Кроме боев на передовой линии, противник нанес артиллерийские удары по мирным населенным пунктам и местам постоянной дислокации ряда военных частей», — отметили в Минобороны НКР.
На сайте Минобороны Азербайджана утром 2 апреля сообщалось лишь о массовых нарушениях режима прекращения огня с армянской стороны, якобы осуществившей более 100 минометных выстрелов. Затем в ведомстве опровергли данные о сбитом вертолете, плюс сообщили об обстреле жилых кварталов — но со стороны Еревана.
Кремль уже отреагировал на события в Нагорном Карабахе. Как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, Владимир Путин «глубоко обеспокоен сообщениями о возобновлении боевых действий на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе». По его словам, российский лидер «сожалеет из-за того, что ситуация опять скатилась к вооруженному противостоянию».
Симптоматично, что обострению предшествовала серия дипломатических конфликтов. В конце января в Страсбурге, на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), британский парламентарий Роберт Уолтер внес проект резолюции, посвященной «эскалации насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана». Документ призывал «вывести армянские силы из Нагорного Карабаха» и «утвердить полный контроль Азербайджана на этих территориях». Причем, для принятия резолюции не хватило буквально нескольких голосов.
Процесс размораживания нагорно-карабахского конфликта стимулировала и Турция. В конце ноября 2015 года в Баку побывал с визитом министр иностранных дел ТурцииМевлют Чавушоглу. Он заявил, что «Турция сделает все возможное, чтобы оккупированные территории Азербайджана были освобождены».
Наконец, не исключено, что к обострению приложили руку и США. Еще летом 2014 года, сразу после присоединения Крыма, американские и британские аналитики пришли к выводу, что Россия восстанавливает доминирующие позиции на Черном море. Если к этому добавилось бы формирующееся российско-турецкое партнерство, то Россия на новом витке исторического развития реализовала бы царскую стратегию 1830-х годов: получение контроля над проливами и закрытие Черного моря посредством союза с Турцией. Именно поэтому США и Британия сделали все возможное, чтобы столкнуть Россию и Турцию лбами. С этой точки зрения, Карабах усиливает противостояние Москвы и Анкары.
Что на самом деле стоит за обострением карабахского конфликта, по каким сценариям будет развиваться ситуация в Закавказье?
— По всем признакам, на Западе были информированы о готовящейся вооруженной провокации Азербайджана, — отмечает шеф-редактор Восточной редакции информагентства REGNUM Станислав Тарасов.
— Накануне американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratforопубликовала прогноз на второй квартал 2016 года. В нем, в частности, предсказано: «Азербайджан пойдет на эскалацию спора с Арменией из-за Нагорного Карабаха в попытке отвлечь внимание населения от внутренних экономических трудностей. Однако серьезные боевые действия вряд ли начнутся. Россия и Турция будут пытаться влиять на ход переговоров между двумя странами, действуя через своих союзников».
О готовящейся провокации говорит и другой факт. Накануне саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне личный представитель действующего председателя ОБСЕАнджея Каспшика предложил Армении и Азербайджану соблюдать перемирие на период праздников Новруз и Пасха. Стороны согласились на этот шаг.
А некоторое время спустя американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик выступил с инициативой — ввести группу мониторинга ОБСЕ на линию соприкосновения. Казалось бы, присутствие такой группы могло снять многие вопросы, в частности, внести ясность, когда стороны в очередной раз примутся обвинять друг друга в нарушении режима прекращения огня. Но, что показательно, Ереван согласился на присутствие наблюдателей ОБСЕ, а Баку — нет. Получается, прозрачность на линии соприкосновения не входила в планы Азербайджана.
Наконец, к агрессивным действиям Азербайджан в последнее время подталкивала Турция, чтобы отвлечь внимание от проблем, которые она испытывает в Сирии, — в частности, от курдского вопроса.
Показательно в этом смысле заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева, которое он сделал в ходе ядерного саммита в Вашингтоне. «Мы благодарны правительству США за усилия в поиске путей решения давнего конфликта между Арменией и Азербайджаном, и считаем, что этот конфликт должен быть решен на основе резолюции Совета Безопасности ООН, которая предусматривает немедленный вывод армянских войск с наших территорий», — сказал Алиев по итогам встречи с госсекретарем США Джоном Керри. Думаю, с точки зрения армянской стороны, это напоминает попытку разговора немого с глухим.
На мой взгляд, перечисленные факты, сложенные вместе, говорят об одном: Азербайджан и его союзник Турция пребывают в агонии. Именно агония толкает турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его азербайджанского союзника Ильхама Алиева к весьма рискованным, если не сказать провокационным, действиям.
— Другими словами, перемирие с Арменией в данной ситуации в принципе невозможно?
— О перемирии не может быть и речи, потому что, грубо говоря, Азербайджан хотел бы вернуть контроль над Нагорным Карабахом — но только над «голой» территорией, без проживающего там армянского населения. Но такой вариант — и это ясно всем, кроме Баку и Анкары, — абсолютно исключен.
Если бы Баку смотрел на карабахских армян как на собственных граждан, которые отказываются подчиняться центру, азербайджанским властям следовало бы внести существенные коррективы в свою политику. Потому что сегодня именно эта политика является откровенно реакционной и контрпродуктивной.
Другими словами, страна, которая хочет сохранить под своим контролем утерянную территорию, должна вести другую дипломатию — и никак иначе.
— Как теперь будут развиваться события вокруг Нагорного Карабаха?
— Если вооруженные столкновения будут продолжаться, России, я считаю, пора занять определенную позицию — признать независимость Нагорного Карабаха, и тем самым расставить точки над «i».
Напомню, кроме того, что Армения — член ОДКБ и союзник России, и что Баку вывел Степанакерт из переговорного процесса: по мнению азербайджанской стороны, война идет между Арменией и Азербайджаном. Поэтому если Армения заявит о том, что Азербайджан совершает против нее агрессию, союзному государству — России — придется предпринять максимум усилий, чтобы эту агрессию прекратить.
— В последнее время ситуация вокруг Нагорного Карабаха обострялась регулярно, причем по нарастающей, — говорит заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.
— На мой взгляд, это связано с Турцией. Анкара пытается укрепить свое влияние в Закавказье, что вполне вписывается в концепцию неоосманизма Эрдогана. Турецкий лидер пытался реализовать эту концепцию, действуя на разных направлениях, в частности, сотрудничая с США для решения своих проблем на Ближнем Востоке. Но сейчас Анкара из-за грубых просчетов во внешней политике попала в тяжелую ситуацию, и рассорилась буквально со всеми прежними партнерами.
Думаю, с этим и связано нынешнее обострение в Нагорном Карабахе. Азербайджан все последнее время демонстрировал, что остается верным союзником Турции, и теперь пытается получить от этого дивиденды. Баку надеется разморозить карабахский конфликт, и решить проблему Карабаха в свою пользу под политическим прикрытием Анкары.
В этой ситуации у Москвы, с одной стороны, имеются инструменты сдерживания конфликта в виде российской военной группировки в Армении. С другой стороны, РФ обладает необходимыми инструментами, чтобы решить эту проблему военно-политическим путем — я имею в виду нашу союзническую помощь Армении в рамках ОДКБ.
Но я все же надеюсь, что Азербайджан, трезво оценив сложившуюся ситуацию, не захочет идти на серьезную конфронтацию в Карабахе. Полагаю, мы имеем дело с инерционными издержками прежних стратегий Баку, которые сегодня нереализуемы, и серьезного развития нынешний конфликт не получит…
Фото ТАСС