Южная Осетия рассмотрит альтернативный вариант вхождения в состав России. Такую возможность жителям республики даст грядущий народный референдум, который предполагает голосование по поводу изменения Конституции. Как отметил глава Южной Осетии Леонид Тибилов, внесение поправок в 10-ю статью основного закона позволит главе республики обратиться к президенту России Владимиру Путину с предложением создать единый союзный орган, которому будут переданы все полномочия.
По мнению Тибилова, такой сценарий, который еще нуждается в юридической доработке, освобождает Москву от каких-либо политических рисков. О том, может ли возможное создание совместного союзного органа между Россией и непризнанной республикой повлечь за собой новые антироссийские санкции со стороны международного сообщества, «МК» рассказал доцент кафедры Европейского права МГИМО Николай Топорнин.
«Есть аналог участия двух государств в создании третьего государства — это союз России и Белоруссии, — заявил «МК» эксперт. – На бумаге было создано некое союзное государство с союзным правительством и парламентом. Но все-таки там речь шла о союзе двух международно признанных государств. С Южной Осетией основная проблема связана с тем, что это международно непризнанный субъект права. Если международное сообщество не признало ее в качестве государства и Россия будет каким-то образом пытаться углубить сотрудничество, это опять может повлечь разговор о том, что мы способствуем территориальным изменениям в Европе. Санкции по Донбассу мы уже имеем, хотя в отношении Южной Осетии все-таки у международного сообщества не было жесткой реакции… Но Америка и Европа признают территориальную целостность Грузии и считают, что без ее участия этот вопрос невозможно урегулировать. Если мы будем опять в отрыве от всего мирового сообщества решать проблемы, то будем лить воду на мельницу тем политикам, которые критикуют Россию по всем направлениям».
«Здесь нужно пытаться искать решение в международном формате, — уверен Николай Топорнин. – Было бы нежелательно, чтобы мировые консерваторы смогли использовать еще один аргумент против нормализации отношений с Россией, могли бы сказать: «Россия не остановилась на Донбассе, она снова вынашивает агрессивные планы». Кроме того, есть Абхазия и Приднестровье. В создавшихся условиях лучше не пытаться, в том числе южно-осетинской стороне, изменить ситуацию. Россия не имеет санкций ни по поводу Южной Осетии, ни по поводу Абхазии. Есть понимание того, что Грузия несет часть вины, за развязывание этого конфликта, но все-таки мировое сообщество исходит из того, что это грузинская территория, и Грузия не согласится с тем, чтобы Южная Осетия каким-то образом присоединилась к России. Понятно, как жители Южной Осетии проголосуют на референдуме. Но сейчас не те международные условия, чтобы заниматься проблемами, которые могут возникнуть из-за этой ситуации. В мировой истории есть такие случаи, когда какая-то территория откалывается и хочет присоединиться к кому-то. Эти случаи болезненны, но должны проходить международно-правовую верификацию. Недавний пример — появление государства Южный Судан. Повстанцы настолько сильно укрепились в южной части Судана, что даже международное сообщество согласилось, что есть нужда в образовании нового государства».
Фото MK