Почему же всё-таки ситуации в Нагорном Карабахе обострилась? Что же делать с конфликтом дальше?
С чем связана такая небывалая вспышка конфликтов, которая вроде бы числилась надежно-замороженной. Всё выглядит, так как будто разморозить всё это решили в Баку, но собственно ничего от этого не выиграли, так зачем же поднимать ставки?
Всё дело в том, что ситуация в зоне конфликта начала обострятся некоторое время назад, и было очевидно в первую очередь Азербайджану необходимо каким-то образом, переводить общественное мнение внутри страны с падения уровня жизни, девальвации национальной валюты из-за снижения цены на нефть и серьёзных внутренних проблем в некую плоскость.
Понятно, что для Армении и для Азербайджана для любых политиков наиболее простым и удобным является разморозка Карабахского конфликта. Другое дело, что зачастую это происходило гораздо более спокойно. Здесь это переросло фактически чуть ли не в полномасштабные боевые действия с продвижением территории, сожжением танков и массовыми артобстрелами.
На это в первую очередь, конечно, повлияло то, что сейчас разморозка этого конфликта находится в зоне интересов Турции, которая активно подталкивает Азербайджан в сторону обострения конфликта. Ну и понятно, что, по сути, сейчас за каждой стороной видится с одной стороны Турция, с другой — Россия.
Видно, что Анкара поддерживает Алиева еще активнее, чем обычно? Имеется в виду о заявлениях Эрдогана, что Карабах неизбежно будет Азербайджанским. Вот в Закавказье открылся такой новый фронт российско-турецкого противостояния?
Вообще-то он не новый, а старый. В действительности это так. Сейчас Карабахский конфликт — это зона противостояния России и Турции, переместившаяся из Сирии. И от части было очевидно, что после того, как ситуация вокруг Сирии ушла в более спокойное русло, с выводом российских войск, с успехами в Пальмире, будет вспышка в каком-то другом месте.
При этом в коем-то веке за этой вспышкой не явно прослеживается рука Соединенных Штатов Америки. Потому что, американцам не выгодно сейчас эскалация этого конфликта, потому, что они не могут здесь встать ни на одну сторону, и, по сути, им усиление, либо Турция, либо Россия в этой зоне, отнюдь не необходима.
Россия попала достаточно в непростое положение. Армения, по сути, партнер РФ в военном отношении, а Азербайджан вообще закупает у России оружие. То есть, по сути, рычаги влияния есть. Но почему тогда Москве не удалось сдержать стороны эскалации?
Всё дело в том, что Москва не ожидала, что произойдет такая резкая эскалация. Ну, как всегда «зима» в России приходит неожиданно и поэтому никто не смог спрогнозировать эскалацию этого конфликта. С другой стороны политика сдержек противовесов, которая вела Москва, политика лавирования, РФ поставляет оружие Азербайджану, при этом Армения входит в ОДКБ и Евразийский союз. Вот такая политика игры на двух «роялях» она всегда, в случае обострения конфликта, является наиболее проблемной для той страны, которая пытается модерировать подобным образом этот конфликт. И Россия действительно в очень незавидном положении, потому что её сейчас обвиняют обе стороны. То есть, она ни в плюсе, а в минусе для армян, которые считают, что Россия не защитила их, и для Азербайджана, который считает, что Россия выступила на стороне Армении.
Про ОДКБ. По этой линии какие-то миротворческие усилия Россия сможет в ближайшее время наблюдать или этот альянс так и останется бумажным?
По линии ОДКБ никаких усилий в данном конфликте, конечно, предприняты быть не могут, поскольку Армения — член ОДКБ, а соответственно Азербайджан не является членом ОДКБ. Поэтому любые движения будут считаться в поддержку Армении и при этом опять же Армения формально даже не является стороной конфликта с их стороны. Они считают, что это вопрос Нагорного Карабаха либо республики Арцах.