Обозреватель BBC Autos рассказывает о том, как в «цифровом камуфляже», изобретенном американским офицером еще в 1970-е годы, пиксели поставлены на службу армии.
3 сентября 2015 года Китай устроил грандиозный парад в честь 70-й годовщины победы над Японией и окончания Второй мировой войны.
По площади Тяньаньмэнь в Пекине прошли сотни боевых машин и 12 тысяч солдат — Народно-освободительная армия Китая, обычно засекреченная во всех своих делах, здесь продемонстрировала свою мощь.
Многие модели техники были представлены миру впервые, но и кроме этого было чему удивиться — китайцы применили так называемый цифровой камуфляж.
Идущие колоннами машины были покрыты разноцветными квадратами-пикселями: одни — оттенков зеленого и хаки, другие — невероятной сине-бело-черной расцветки.
Такая схема камуфляжа, напоминающая графику известной компьютерной игры Minecraft, совсем не похожа на традиционный дизайн, используемый вооруженными силами мира с XIX века, — цветовые пятна округлой «природной» формы, которые призваны помочь слиться с листвой и другими элементами ландшафта.
Трудно поверить, что смелый вариант с пикселями — который сегодня используется военными все чаще, несмотря на первоначальный скепсис — на самом деле работает: ведь в природе нет таких жестких форм.
Как ни странно, но высочайшая эффективность новой схемы удивила даже самого изобретателя, военнослужащего США, который разработал ее еще 40 лет назад.
«Когда я увидел результат, все, что мне пришло на ум, были слова «ни фига себе», — вспоминает первые испытания нового камуфляжа лейтенант-полковник в отставке, обладатель докторской степени Тимоти О’Нил.
В конце 1970-х О’Нил предложил армии США использовать для камуфляжа вместо крупных пятен квадраты, выдвинув предположение, что такая форма лучше подходит для маскировки военной техники.
Логика была такая: с помощью квадратов можно составить узор, который будет иметь маскирующий эффект на любом расстоянии.
Image captionТкань, из которой пошит камуфляж морпехов США
Для маскировки на большой дистанции целесообразно использовать крупные формы, а на малой — мелкие. Однако из маленьких квадратов, или пикселей, можно составить узор, который будет содержать в себе фигуры и того, и другого масштаба.
Вблизи будет заметно лишь чередование квадратов поменьше, похожее на цветовые вариации листвы на дереве, а издали будут видны более крупные формы, которые будут соответствовать ветвям, деревьям и пятнам света и тени.
«В то время только появлялась компьютерная графика — цифровая обработка изображений, — вспоминает О’Нил. — Я видел, как проводят дискретизацию — деление изображения на квадраты. Тогда-то мне и пришло в голову, что на такие квадраты можно было бы разбить фон местности».
Сложнее всего было убедить военных чиновников в том, что квадраты будут маскировать технику лучше старых добрых клякс
В какой-то момент О’Нил и трое или четверо его друзей взяли и провели испытания нового «цифрового» — или, как он сам его называет, «имитирующего визуальную фактуру» — камуфляжа. Все мероприятие обошлось им примерно в 100 долларов.
Испытатели покрасили бронетранспортер без двигателя. Вооружившись пятисантиметровым валиком, они обнаружили, что квадраты удобнее всего не только моделировать на компьютере, но и рисовать.
Бронетранспортер поставили на Абердинском испытательном полигоне в штате Мэриленд. Затем был сделан ряд фотографий «до» и «после». (ФОТО ЛИНКИ)
Результаты превзошли все ожидания, но признание к новому виду камуфляжа пришло не скоро.
Image captionМногие армии мира перешли на цифровой камуляж
Отчасти это было связано с тем, что подобрать оптимальный узор и нанести его на машину было крайне трудоемкой задачей (сегодня в этом помогают компьютеры и станки с цифровым управлением).
Однако сложнее всего было убедить военных чиновников в том, что квадраты будут маскировать технику лучше старых добрых клякс.
«На самом деле это всё должно было быть внедрено еще в конце 70-х», — считает Гай Креймер, один из ведущих разработчиков современного камуфляжа, а также президент и генеральный директор компании HyperStealth Biotechnology Corp.
«Дальнейшие испытания только подтвердили, что пиксельный камуфляж имеет огромные преимущества. Но, естественно, нашлись диванные эксперты и прочие дилетанты, которые продолжали твердить, что новый метод не сработает, потому что не сработает никогда».
Однако сегодня такой камуфляж уже взяли на вооружение многие страны. А в будущем нас ждут еще более изощренные средства маскировки.
Оснащенный этой системой танк может замаскироваться под автомобиль — или даже корову
Креймер разрабатывает вариант цифрового камуфляжа, окрас которого будет меняться на ходу, как у хамелеона, — эта технология получила название SmartCamo («умный камуфляж»).
Минусом такого покрытия, вероятнее всего, станет его высокая стоимость, а также то, что для него потребуется источник энергии.
Но при оснащении боевых машин этот вопрос решить проще, чем при экипировке отдельных солдат.
«Для машин, уже имеющих собственный источник энергии, будь то воздушная, водная или сухопутная техника, возможность сменить расцветку и узор камуфляжа вполне может окупиться», — считает Креймер.
Но и это еще не всё: британский оборонный подрядчик BAE Systems разработал для боевых машин систему тепловой маскировки, которая с помощью нагревательных пикселей может полностью изменить то, как техника выглядит в приборах ночного видения, работающих в инфракрасном диапазоне.
Оснащенный этой системой танк может замаскироваться под автомобиль — или даже корову.
Есть что показать и Mercedes-Benz: в рамках недавней рекламной кампании новый автомобиль B-класса на топливных элементах «исчез» с глаз прохожих благодаря экрану из гибких пластин с тысячами светодиодов, на который подавалось изображение с камеры, установленной с другой стороны.
Но раскраска квадратами не требует высоких технологий и уже сорок лет остается самым простым и эффективным видом камуфляжа.
О’Нил и Креймер продолжают дорабатывать метод, и мы снова и снова видим — или, лучше сказать, не видим — боевые машины, маскировка которых основана на тех же принципах.
Послесловие: так почему китайские танки голубого цвета?
Вопрос, которым задавались многие наблюдатели китайского парада: почему некоторые машины окрашены в яркие сине-голубые цвета?
Известны эксперименты, в которых оттенки синего использовались, чтобы затруднить восприятие силуэта техники на фоне неба — что имеет смысл на ровной местности. Другой вариант — маскировка в условиях снега и льда.
«Машинам-амфибиям это дало бы некоторые преимущества на воде, но они стали бы крайне заметны на суше», — рассуждает Гай Креймер из Hyperstealth Biotechnology.
Если это так, то синий мог быть выбран из чисто эстетических соображений. Зрелищность мероприятия, разумеется, только выиграла, но сориентироваться в обманчивом мире камуфляжа стало еще труднее.