Третий Рейх проиграл войну СССР из-за того что не напряг свою экономику после победы над Францией и отказался от масштабного вооружения. Именно такое мнение может сложиться после прочтения статьи Флориана Штарка (Florian Stark) из Die Welt, с тезисами которой и предлагаю вам познакомиться.
Вот что пишет автор статьи: «…Поскольку война против Советского Союза должна была стать блицкригом, национал-социалистический режим в 1941 году отказался от масштабного вооружения. Не устранены были даже явные недостатки немецких танков.
Солдаты вермахта с пулеметом MG-34 проходят возле немецкого легкого танка Pz.Kpfw. I. 1940 г, вторжение в Норвегию
Вместо того чтобы, переключившись на постоянный режим военной экономики, сконцентрировать ресурсы для следующей военной операции, промышленные мощности были заморожены, и прилагались усилия, для того чтобы не омрачать приподнятое настроение населения за счет ограничений и без того нестабильных поставок продовольствия…»
Не знаю как вам, но мне последний абзац показался странным. Продовольственные ресурсы Германии пополнялись не только за счет собственного сельского хозяйства, но и за счет с/х Франции, Польши, Югославии и Голландии. Помогали немцам и их союзники, такие как Венгрия и Румыния. Экономика и захваченные ресурсы явно усилили позиции Гитлера.
Немецкий танк PzKpfw II бодренько преодолевает железобетонные укрепления.
«…То, насколько сильно немецкое руководство погружалось в свои фантазии, показывает обращение с военной техникой, которая приносила стране триумф — танки. Из 2500 танков, участвовавших в начале операции на Западе, 1500 были типа Panzer I и Panzer II, плюс чешские трофейные танки.
Только танки Panzer III и Panzer IV годились в качестве противотанкового оружия, но по своим характеристикам они значительно уступали британским и французским аналогам. Легкие танки Panzer I и Panzer II были оснащены орудиями, которые не были в состоянии пробить танковую броню. Чешские танки и танки Panzer III оснащались орудием калибром 37 мм, которое солдаты насмешливо называли «танковой стучалкой»…»
Представленная выше оценка немецких машин кажется заниженной. Ведь воевать им предстояло не только с КВ и Т-34, имевшими в основном орудия калибром 76 мм., но и с БТ-7 и Т-26 (калибр орудия — 45 мм.), которые имели довольно слабую броню и не лучшие характеристики в плане маневренности (если говорить о Т-26). Вопросы оставались и качеству подготовки советских экипажей, и к оснащению танков средствами связи. Даже хорошая техника в плохих руках бесполезна.
Снимок, будто бы специально сделанный для опровержения распространенных стереотипов о мощном вооружении и обеспечении немецких войск, вторгшихся в СССР в 1941 году: поголовно все на мотоциклах, вооруженные «автоматами» против пеших красноармейцев с винтовками. Здесь же все немецкие солдаты вооружены винтовками, идут пешком, несколько человек на заднем плане — едут верхом. Картину дополняет немецкий легкий танк PzKpfw I, один из слабейших танков того времени (противопульная броня, вооружение 2 пулемета MG-13 калибра 7,92 мм).
«…Только танк Panzer IV, оснащенный орудием калибром 75 мм с коротким стволом, мог противостоять войскам союзников на расстоянии нескольких сотен метров. При этом Panzer IV совсем не годился как противотанковое оружие, он создавался для поддержки пехоты. В современной танковой войне Хайнц Гудериан, которому принадлежала идея создания танковых подразделений, считал необходимым задействовать танк Panzer III.
Для повышения ударной силы немецких танков было два способа. Во-первых, было сокращено количество танков в танковых дивизиях. Во-вторых, танк Panzer III был оснащен более мощным орудием…»
Три члена экипажа танка PzKpfw III из 35-го танкового полка вермахта (Panzer-Regiment 35) сидят на броне во время стоянки в населенном пункте на Восточном фронте.
«…В то время как победители Первой мировой войны распределяли танки линейно за линией фронта, немцы задействовали свои танки в дивизиях и полках. В отличие от командиров танков стран антигитлеровской коалиции, которые брали на себя и задачи наводчиков, немцы могли сконцентрироваться на маневренной войне. В ходе совместных действий с люфтваффе они переигрывали более медлительные французские и британские танки, которые оставались без движения из-за низкого запаса горючего…»
Не знаю как вы, уважаемый читатель, а я в целом согласен с мнением выше. Конечно, не все танковые полководцы союзников действовали так, как пишет автор, но многие неудачи советских танковых войск в начале войны «…объясняются не плохим качеством материалов или вооружения, а неспособностью командования и отсутствием опыта. В особой степени это касается взаимодействия различных видов вооружённых сил…». Эту цитату приписывают Якову Сталину.
Передовые немецкие части 11-й танковой дивизии под Волоколамском, в ста километрах от Москвы. В кадре — немецкий танк PzKpfw III.
«Спесь победителя» — так историк Рольф-Дитер Мюллер (Rolf Dieter Mueller) охарактеризовал недостатки немецкой военной промышленности накануне операции «Барбаросса» — «В общей сложности с начала войны количество персонала было увеличено примерно в три раза, количество вооружения же было увеличено только в два раза, а в военно-морском флоте и в военно-воздушных силах — в еще меньшем объеме».
«Спесь победителя» в целом интересная версия. Если верить именно ей, то главный просчет фашистов именно в том, что они, одурманенные легкими победами, испытали некое головокружение от успехов. И немецкая военная промышленность не смогла должным образом подготовиться к войне с СССР, что мы видим в отношении немцев к собственным танкам. Ставка на блицкриг была настолько серьезной, что о запасном плане никто видимо и не подумал. Или я заблуждаюсь и у немцев были задумки относительно иного варианта развития событий?
Немецкий солдат укрывается от огня за танком PzKpfw III во время боев на окраинах Сталинграда.
В конце статьи приводятся очень интересные цифры:
«…Количество танков Panzer III, важнейшего немецкого танка, увеличилось с 785 единиц с момента подготовки к операции во Франции в мае 1940 года до 1440 единиц в июне 1941 года. Количество танков Panzer IV было увеличено с 290 до 572 единиц. Хотя ответственные лица в немецком руководстве не знали, что Советский Союз за тот же период увеличил количество танков в три раза, начальник управления сухопутных войск по общим вопросам, Фридрих Ольберт, был обеспокоен: «Наша армия — лишь дуновение ветра в широких русских степях»…»
Особенно удивляет фраза о том, что СССР в три раза увеличил количество танков за период с мая 1940 года по июнь 1941. Количество танков на начало ВОВ — вопрос отдельный и очень спорный. Но немцы безусловно могли до начала войны переоценить свои силы. Это сейчас, когда все события давно прошли, легко давать им трезвую оценку. Но тогда, после удачи на западе, многие ли верили, что на востоке вермахт увязнет в войне на несколько лет?
Не думаю, что статья верна на все 100%. Но то, что спесь победителя вскружила многим фашистам головы — вполне вероятно. И то, что они не сделали все возможное в плане подготовки экономики, промышленности и армии к войне нельзя исключить. Но то, что они успели сделать слихвой хватило для того, чтобы нанести множество болезненных ударов по СССР…
Подбитый в Африке немецкий легкий танк PzKpfw I из состава Африканского корпуса.
1 комментарий
Немцы с ходу налетели на здоровый пенёк в виде Брестской Крепости. Очухались не все сразу, но по другим направлениям, меж тем, пылили ходко.Потом их расстроило это умопомрачительное бездорожье. Быстрая война не предусматривала зимнего периода (надо было заказать немцам в Монголии полушубки для «зольдатен унд официрен»). Немцы понадеялись и переоценили пятую колонну в СССР ( оказалось, что у пятой колонны есть Родина). Какое перевооружение? Лучшие танки в мире! Лучшая авиация в мире! Лучшие пушки Круппа! А морской флот, а подводный? А подготовка личного состава самая передовая в мире Лучшее стрелковое вооружение! О количестве всего этого у Вермахта… молчу. Военная англосаксонская машина разбилась о русский пенёк на въезде.
Собственно, «товарищчи» намекают на нынешнее перевооружении стран НАТО. Вот бы, то тогда и можно… ещё раз по носу получить.