Непростые отношения Европы и России длятся уже третий год. Политические контакты ограничены. Экономические санкции обновляются каждые шесть месяцев. Неустанно бушует информационная война. Никакого доверия. Что еще более важно — условие, из которого складывались отношения Европы с Россией было нарушено. Россия не хочет быть частью Европы.
Она не желает принимать ни политическую культуру Европы, ни ценности Евросоюза. Поэтому их будущее неизвестно. Прежнего экономического сотрудничества уже не будет, по крайней мере в ближайшее время не стоит ждать положительных изменений. Но, как несмотря на все может выглядеть жизнеспособный вариант?
Реалистичная точка зрения одна — украинский кризис 2014 года не возник из-за просчетов или недоразумений. Он стал результатом неудачной интеграции России на Запад. Интеграция в принципе была невозможна, так как не было достигнуто ни единого соглашения. Запад настаивал на демократии и американском руководстве, а Москва на суверенитете и зоне влияния. Концовка очевидна…
О Вашингтоне и Москве
Неудачная интеграция возродила конкуренцию и соперничество. Тот факт, что конкуренция происходит не на равных условиях, а соперничество является асимметричным, только усугубляет ситуацию. Новый конфликт существенно отличается от конфликта времен холодной войны, но он не менее серьезен, поскольку ставки очень высоки.
В первую очередь, конфликт назрел не между Россией и ЕС, а между Москвой и Вашингтоном. Европа — игрок, находящийся на стороне Соединенных Штатов, а также преданный боец в экономическом секторе и в средствах массовой информации. Но никто из сторон не хочет военного столкновения, так как такое противостояние уже на порядок выше по сравнению с прошлыми десятилетиями.
Важнейшая задача западной политики понятна. Избежать прямого столкновения с Россией — один из главных ее приоритетов. Россия не станет вторгаться в страны Прибалтики или Польшу, чтобы разделить НАТО. Москва не имеет ни намерения, ни интереса к таким вещам.
Создание центра экстренного вызова
Тем не менее, возможный военный конфликт — это не плод воображения. Эскалация продолжающегося конфликта в Донбассе вполне может привести к кризису, особенно если будут задействованы американские силы. Третий вариант представляет собой военный конфликт между Россией и Турцией, что может повлиять на пятую статью Договора НАТО.
В задачу Вашингтона входит работа со всеми этими сценариями, именно поэтому НАТО нужно взаимодействовать со всеми. По крайней мере, Соединенные Штаты с НАТО и Россией обязаны сохранить свои оставшиеся каналы открытого общения — 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Нет никакой гарантии, что контакт между США и Россией после смены правительства в штатах будет не таким скудным, как сейчас.
Так как Пентагону больше нет смысла конфликтовать с Министерством обороны России по сирийскому вопросу, отношения между Россией и НАТО потихоньку оживляются. Пентагон должен стать своего рода площадкой по предотвращению конфликтов. Поэтому, он должен сконцентрироваться на мероприятиях по укреплению доверия и функционировать в качестве центра экстренного вызова.
Второе, это Минское соглашение — надежды на мирное решение в Украине, которые уже не представляются возможными.
В основном, такой исход событий на руку Российской Федерации, поскольку она препятствует членству Украины в НАТО, узаконивает силы, которых Украина классифицирует как «террористов»; и защищает Донбасс от Киева, который противостоит внутренней и внешней политики страны.
Минск-2 является своего рода анафемой. По правде говоря, некоторым «игрокам» в Донбассе нет никакого дела до этого соглашения. Путин должен обуздать «донецкую мафию», чтобы она больше не подламывала ситуацию и не мешала идти к новым поставленным целям.
Умный и спокойный Обама
Он демонстрировал это уже неоднократно. Президент США и его преемник, так же как канцлер Германии Ангела Меркель, должны следить, чтобы киевские силовики не использовали конфликты на Донбассе как отговорку на пути проведения реформ, так как они пытаются преподнести Украину Западу, как «оплот свободного мира, который борется против темных сил Кремля».
За неимением лучшего, внешняя поддержка является наиболее важным инструментом для предотвращения войны. С московской точки зрения, из-за поддержки Западом военных и политического курса Киева, Украина стала «шестеркой» США и их союзников по НАТО.
Модернизация украинской армии до сегодняшнего дня, вероятно, являлась лучшей функционирующей реформой. Тем не менее, администрация Обамы уклонялась от поставок оружия в Киев. И это было разумно. Вашингтон не хочет создать впечатление, что использует Украину в противостоянии с Россией. Также, Белый дом не хочет, чтобы Киев подумал, что обзавелся неограниченной поддержкой Соединенных Штатов в борьбе против ядерной державы.
Россия чувствует угрозу
На саммите НАТО в Варшаве, альянс, скорее всего, примет решение о расширении военного присутствия в тех странах НАТО, которые ранее входили в состав Варшавского договора или Советского Союза. Встревоженные развитием событий в Крыму, эти страны надеются на американские военные базы, считая их единственной реальной гарантией безопасности.
Москва рассматривает приближение НАТО к российским границам как угрозу. На севере альянс находится всего-лишь в двух часах езды от Санкт-Петербурга. Уровень напряжения, который наблюдался в Европе во время холодной войны, сейчас перебрался на восток континента. Уже слишком поздно… этот конфликт не предотвратить.
Но к нему нужно подходить с холодной головой. Глупо было бы расторгать с Россией соглашение 1997 года об ограничении войск НАТО, дислоцированных в вышеописанных странах. Россия однозначно отреагирует на проект НАТО. Было бы хорошо, если бы Москва думала только об обороне.
Германия, председательствующая в этом году в ОБСЕ, надеется на создание новой общей концепции европейской безопасности. Но пока об этом говорить слишком рано. Россия отказалась от предложенного Штатами порядка после окончания холодной войны. Санкции не сломили волю Кремля, а лишь подломили крылышки элите и людям из путинского окружения.
Возвращение Крыма и последующие санкции возродили русский национализм. Впервые с советских времен это эмоциональное состояние доминирует над политическим мышлением страны.
Новое временное соглашение между Западом и Россией в настоящее время может существовать только при перемирии, но они не демонстрируют каких-либо существенных уступок.
Обе страны должны держать нынешний конфликт под полным контролем при помощи сотрудничества, несмотря на сложившуюся стрессовую ситуацию, а не пороть горячку, пытаясь решить все наболевшие вопросы сразу.