Вчера украинский политикум бурлил, биржи росли, а гривна скакала, как на родео. Вся страна ждала, чем закончится цирк с назначением нового кабмина и так и не дождалась окончания. А между тем в перерывах между эмоциональными заявлениями Рада приняла очень важный и далеко идущий документ, который будет иметь для страны очень важное значение. 12 апреля 2016 года парламент Украины разрешил правительству не выплачивать свои долги бессрочно. Причина проста: украинское государство — банкрот, ее валютные резервы близки к нулю, а шансов их повысить — пока никаких.
Все мы помним шум, который поднялся в конце июня 2015 года после принятия Радой временного (на 1 год) моратория на выплату внешних долгов. Это должно было подтолкнуть кредиторов страны стать более уступчивыми в процессе реструктуризации задолженности Украины. Тот момент все справедливо назвали днем объявления технического дефолта страны.
Тогда все это выставлялось мировой общественности как временная мера, которая к тому же была одобрена США и странами Европы. Считалось, что таким образом удастся снизить потребности Украины во внешнем финансировании за счет отсрочек по выплате долгов и уменьшить бремя расходов самих западных стран на поддержку киевского режима. Следует признать, что частично эта схема сработала. Сроки выплат долгов Украиной были отодвинуты на несколько лет, что позволило уже с августа 2015 года прекратить выделение траншей для Украины.
Что логично, раз гасить кредиты МВФ пока не предполагалось.
Для Украины и ее элит это был сильный удар. Они привыкли жить, пользуясь противоречиями России и Запада, попеременно продавая свои услуги то одним, то другим. Эту стратегию придумал второй президент Украины Леонид Кучма, и следует признать, что она неплохо работала на протяжении почти двадцати лет. На разворовывании иностранной помощи выросло целое поколение украинской элиты. Их состояния росли по мере того, как Родина погрязала в долгах.
После распада СССР Украина не имела внешней задолженности, согласившись на «нулевой вариант», предложенный Россией.
После того, как США уверенно окопались на территории Украины, такая политика стала их тяготить. Вашингтон не привык вкладывать деньги в неприбыльные предприятия. Одно дело вложить за 25 лет пять млрд долларов для ведения гибридной войны на Украине: ущерб от нее для одной только России составил сумму в два порядка выше, а если еще добавить ущерб Европы, то «прибыльность бизнеса» вообще вырастет в несколько раз. Но совсем другое — содержать это образование на свои средства, понимая, что они просто будут разворованы.
Именно поэтому следующего транша МВФ Украина не дождалась. Рассудительные американцы заставили платить Европу. Шантаж Киева по поводу невозможности закупок газа для обеспечения бесперебойной прокачки российского газа стоил Европе более 1 млрд евро только с ноября 2015 по январь 2016 года. Украина весь отопительный сезон закупала газ только за деньги, выделяемые европейскими банками. И ее заявления в марте нынешнего года говорят о том, что так она собирается поступать и далее. А значит, ждем осенью очередной раунд шантажа.
Итак, более полугода Украина не получает кредитов МВФ. Более того, программа, подписанная фондом и Украиной год назад, окончательно сорвана, и стороны начали прорабатывать контуры нового соглашения. И вот на этом фоне Рада принимает решение сделать мораторий на выплату долгов бессрочным. Это означает, что страна признает не технический, а уже полноценный дефолт. Зачем?
Во-первых, на выплату долга России банально нет денег. Во-вторых, кредиторы (МВФ), те, которые еще разговаривают с Киевом о предоставлении денег, должны быть уверены, что их деньги не пойдут в карман других (РФ). Руководство МВФ прекрасно знает реальную ситуацию на Украине и знает, чего стоят ее дутые валютные резервы.
Всем очевидно, что таким решением Украина обрезает себе не только финансирование со стороны частных инвесторов, но и делает невозможным чистые иностранные инвестиции в страну (не считая ранее вывезенного украинского капитала из офшоров).
Но Киев идет на это, потому что другого выхода у него нет.
Золотовалютные резервы НБУ
Начиная с марта 2015 года, украинские СМИ бодро отчитываются о том, что золотовалютные резервы страны начали расти, скромно умалчивая о том, что данный рост стал возможным практически исключительно благодаря кредитам МВФ. Когда в начале 2015 года делегация фонда прорабатывала основы новой кредитной линии для Украины, она пожелала видеть в качестве положительного маркера рост чистых ЗВР страны на конец года на 2 млрд долларов.
Очевидно, что простая накачка валютных резервов Украины за счет средств фонда бессмысленна. Эти деньги нельзя использовать для валютных интервенций, закупки газа и погашения чужих долгов. А вот чистые золотовалютные резервы — это деньги, которыми НБУ может реально распоряжаться.
На момент 1 января 2016 года ЗВР Украины составляли 13,3 млрд долларов, что на 5,767 млрд долларов больше, чем годом ранее.
Но при этом чистые золотовалютные резервы упали почти на 0,5 млрд долларов и составили менее 1,3 млрд долларов.
На момент 1 марта 2016 года, согласно официальным данным НБУ, чистые ЗВР Украины составляли 1,335 млрд долларов. Весь предыдущий год НБУ удавалось понемногу наращивать чистые резервы за счет девальвации гривны и выкупа части валюты на бирже. Но это работало только до того момента, пока не потребовалось стабилизировать курс гривны и выплатить крупную сумму денег, что и произошло в первый месяц весны.
Уже вышли предварительные данные о состоянии валютных резервов Украины по состоянию на 1 апреля 2016 года. ЗВР страны упали на 578 млн долларов по сравнению с началом года и составили 12,722 млрд. долларов. На межбанке выкупить ничего не удалось, а чистые ЗВР сократились на 765 млн долларов и на 1 апреля составили всего 570 млн долларов.
570 млн долларов! Именно столько может по своему усмотрению использовать НБУ для решения валютных проблем правительства Украины. Все остальное, по факту, им не принадлежит и является гарантией возвращения МВФ их кредитов.
Стоит напомнить, что на конец 2013 года чистые ЗВР Украины составляли 15,2 млрд долларов. Все это было проедено в 2014 — начале 2015 года. Следующий за этим год, несмотря на двукратную девальвацию гривны, также не принес положительных результатов. Фактически чистые ЗВР Украины на сегодня такие же, как и год назад. То есть их фактически нет.
Выводы
Год правительство Украины пыталось найти выход из финансового тупика. Ему помогали все. МВФ позволило объявить мораторий на выплату долгов и выкрутить руки кредиторам. Оно своими действиями фактически заставило большинство украинских кредиторов реструктуризировать долги страны. Фонд предоставил чистыми более 5 млрд долларов в надежде привлечь других заемщиков, но Киев все это бездарно промотал: и доверие, и деньги.
По итогам марта 2016 года в золотовалютной казне государства пусто, кредиты МВФ, а следом за ними и другие вливания в ее экономику прекратились. Поэтому режим вынужден объявить полноценный дефолт. Он в течении года искусственно сокращал свой импорт, чтобы сохранить остатки валюты на счетах НБУ. Это привело к очередному витку спада экономики и забрало ресурс для ее роста. Продолжение подобной экономической политики не позволяет экономике Украины перейти к стадии восстановления после глубочайшего с 1990-х падения, а другой правительство страны пока не предлагает.