Президент любой большой страны подобен дирижёру. Дирижёр ни на чём не играет, он не поёт и не пляшет. У дирижёра другая задача: он задаёт оркестру ритм и синхронизирует работу инструментов.
Вчерашнюю горячую линию следует рассматривать именно как такую синхронизацию. Владимир Путин показал, какие задачи он считает самыми важными, и на чём его подчинённые должны сейчас сосредоточиться:
1. Во-первых, это дороги, с вопроса о которых горячая линия началась. Мы с вами знаем, что в России далеко не идеальный климат, что денег на строительство дорог выделяется гораздо меньше, чем на Западе, что наши гигантские расстояния тяжело покрыть качественной инфраструктурой, и что наши регулирующие дорожное строительство нормы нуждаются в серьёзном пересмотре.
Однако несмотря на всё это мы также отлично знаем, что если подходить к делу с душой и не воровать, то даже в нынешних отнюдь не тепличных условиях вполне реально добиться сносного состояния дорог. Из ответа президента можно сделать два вывода:
А. Запустивших дорожное хозяйство руководителей будут наказывать.
Б. Законодательство в области строительства дорог будет улучшаться.
Повторю ещё раз — этой теме было уделено довольно много внимания. Это значит, что дороги сейчас в приоритете.
2. Идём дальше. Очередной раз прозвучало предложение включить печатный станок, и очередной раз президент недвусмысленно заявил, что печатать деньги мы не будем. Для доверчивых читателей «деловых» СМИ напомню, что уровень монетизации экономики России вполне достаточен:
Также президент указал, что собирается и дальше работать с господином Кудриным, весьма консервативным экономистом. Это значит, что продавливаемые банкирами решения в ключе «напечатать денег», «снизить ставку в пол» и «растратить резервы» навряд ли будут приняты в обозримой перспективе.
3. Довольно жёсткий фрагмент «линии» был посвящён задержкам зарплат. Реакция президента на истории с задержками была предельно жёсткой — как прокуратура, так и трудовая инспекция получили по первое число. Теперь на обращения граждан по поводу задержек зарплат надзорные органы будут реагировать гораздо живее.
Конечно, в большей части регионов трудовая инспекция и ранее активно поддерживала граждан — однако, возможно, когда речь заходила не о мелких фирмах, а о крупных заводах, трудовой инспекции было уже не так просто призвать собственников к ответу.
4. Наконец-то обратили внимание на лекарства. Я писал про это не далее как вчера — цены на многие лекарства завышены в 10-100 раз, при этом значительная часть «лекарств» на поверку является просто пустышками. Тут пора наводить порядок — иначе мы деградируем до уровня стран Запада, где бутылочка обычного физраствора стоит иногда 100 долларов, в то время как себестоимость производства физраствора вряд ли превышает несколько центов за литр.
Также президент прямо указал, что сырьё для лекарств (субстанцию) мы импортируем, и что эту проблему надо решать. Надеюсь, наши фармкомпании встряхнутся и наладят, наконец, производство субстанций в России. С технической точки зрения серьёзных сложностей я на этом пути не вижу.
5. Вставка с моста в Крым носила, пожалуй, рекламный характер. Действительно, Россия сейчас выгодно отличается от многих других государств высоким уровнем государственного управления. Пообещали провести энергомост в Крым? Провели. Вчера запустили третью ветку, теперь в Крым идут 600 МВт, чего уже вполне достаточно для полуострова:
Для того, чтобы закрыть вопрос капитально, в ближайшие недели будет включена четвёртая ветка энергомоста (ещё плюс 200 МВт), а в 2017-2018 году в Крыму построят электростанций примерно на гигаватт. Таким образом Крым будет обеспечивать себя электричеством самостоятельно, а энергомост будет использоваться для оптимизации работы сетей.
Конечно, не всё идёт гладко, как в сказке. Так, если автомобильная часть Керченского моста строится по графику, то железнодорожная половина будет сдана с опозданием на год. Однако строительство в целом движется довольно бодро: уже готова первая опора моста и заливается бетоном вторая.
Процитирую важный момент из ответа президента:
Прежде всего всё‑таки про Крым хочу сказать. Я с удовольствием посмотрел, как идёт строительство моста. Должен сказать, сказать честно, обычно на объекты такого рода много желающих — здесь мы, честно скажу, с трудом нашли компанию, которая согласилась реализовывать этот проект и в силу ограниченности в финансах, и в силу различных других ограничений, которые могут быть возложены на людей, которые занимаются этой работой.
Но всё‑таки компания есть, она работает, и работает успешно, прошла и соответствующие процедуры отбора, и очень жёсткие, несколько спорили по стоимости, но всё‑таки наши соответствующие службы Правительства даже немножко снизили эту цену конечную. Надеюсь, что всё будет сделано качественно и в срок.
Это к вопросу разницы между либеральными девяностыми и куда как менее либеральным настоящим временем. Если в девяностые годы олигархи приходили к президенту и просили его помочь им тем-то и тем-то, то сейчас уже президент вызывает к себе крупных бизнесменов и убедительно просит их строить нужные для страны проекты. Бизнесмены, что характерно, соглашаются — даже тогда, когда получение прибыли с проекта под большим вопросом, а получение серьёзной головной боли гарантировано.
6. Идём дальше. Несколько неожиданно для меня прозвучала тема экологии. Нет, я знал, что порядок в это области потихоньку наводится — например, мы потихоньку убираем весь тот токсичный мусор, которым СССР нашпиговал Арктику:
Однако президент, похоже, собирается форсировать экологические работы: начиная с приведения в порядок русла Волги. Что же, лично я могу только приветствовать это решение, я считаю, что ресурсов на экологию (в хорошем смысле этого слова) нужно выделять больше.
Сейчас, кстати, у Владимира Путина есть такая мощная структура, как ОНФ. Возможно, сдвинется с мёртвой точки вопрос свалок, которые сейчас очень много где контролируются организованной преступностью.
Напомню, если у вас есть какой-то антикоррупционный запрос, обращайтесь в региональное отделение ОНФ. Там берутся за любые расследования, даже за те, в которых замешаны самые высокопоставленные особы.
7. По поводу мельдония — похоже, нам удалось частично решить проблему дипломатическим путём. WADA внесла корректировки в нормы содержания мельдония в крови, и спортсмены, которые употребляли мельдоний до Нового года, будут, вероятно, оправданы.
Конечно, было бы здорово, если бы мельдоний не запрещали вовсе — но, увы, не всегда получается добиться максимальных результатов.
Напомню, американцы последние годы грубейшим образом «фолят» в спортивной зоне. То они грубой силой заставляют уйти с поста президента FIFA, то практически признаются в том, что внедрили вредителей в ряды российских спортивных функционеров. Противостоять этому давлению нелегко.
8. По поводу ЖКХ. Не скажу за остальные города, но в Петербурге размер коммуналки в квартирах одинаковой площади может колебаться вдвое, в зависимости от работы управляющей компании или ТСЖ. Жильцы — даже те из них, кто охотно выходит на антиправительственные митинги — обычно отстаивать свои права не готовы.
Таким образом, в стране есть огромное количество домов, в которых цены на «коммуналку» завышены, иногда в два раза.
Владимир Путин указал, что надо повысить прозрачность тарифов… я не очень верю, что в этом болоте удастся быстро навести порядок. Однако если проблема будет включена в число приоритетных, кое-что сделать государству всё же удастся. Думаю, власти должны подумать в этом направлении — так как объяснить рядовому жильцу, что он сам имеет право сменить управляющую компанию или председателя ТСЖ, абсолютно невозможно — рядовой жилец всё равно будет винить во всём мэра, губернатора или президента.
Кстати, ещё цитата:
У нас давно принят закон и давно действует правило, согласно которому если совокупный доход семьи таков, что свыше 22 процентов от этого совокупного дохода уходит на оплату тарифа ЖКХ, то семья имеет право потребовать компенсацию.
Если вам кто-нибудь скажет, что у него зарплата или пенсия в 7 тысяч рублей, а коммуналка в 6 тысяч, напомните ему про дотации. Скорее всего выяснится, что коммуналка и вправду 6 тысяч, вот только кроме него в квартире прописано ещё 2-3 человека, а за дотациями они не обращаются, так как другие члены семьи зарабатывают куда как больше, и их эти мелочи не волнуют.
9. По поводу рыбы. Сейчас наши рыбаки всячески мутят с выловленной рыбой, так как им выгоднее сдавать её не на отечественные заводы, а за рубеж.
Это чисто нормативая дыра — её можно исправить, аккуратно подкорректировав соответствующие приказы и законы. Цитирую:
По поводу того, что наши заводы не загружены и там рыба китайская. Сегодня ведь что происходит? Сегодня рыба, которая доставляется на берег, и она должна была бы перерабатываться на наших предприятиях, она доставляется в замороженном виде. Она берега касается, её оформляют, сразу перегружают или в этом же судне увозят на экспорт, а потом как китайская поступает на наши предприятия.
Смысл изменения в закон, который готовят, заключается в том, что рыба должна доставляться на берег в свежем либо охлаждённом виде. Тогда по экономическим соображениям, как говорят эксперты, работающие в этой сфере, замораживать и куда‑то отправлять уже невыгодно, по деньгам невыгодно. Есть надежда на то, что это пойдёт как раз на наши предприятия.
Проблема назрела, проблема (спасибо санкциям) актуальна, решение проблемы очевидно. Полагаю, проблема скоро будет решена.
10. Само собой, спрашивали президента о «Панамском скандале» с офшорами. Знаете, я регулярно включаю «Эхо Москвы», чтобы заслушать противную точку зрения.
Могу прокомментировать реплики оппозиционеров так: профессионализм оппозиционных журналистов находится на нуле.
Если доверять утечке, то через офшоры музыканта Ролдугина прошло 2 млрд долларов. Это оборот. При этом оппозиционеры заявляют, будто он имеет 2 млрд долларов — и никто их не поправляет, не одёргивает. Это как если бы у вас была зарплата в 40 тысяч рублей, а в конце года вам сказали бы — ну, вы за год заработали 480 тысяч, значит, они у вас в кошельке лежат.
Активы в 2 млрд долларов — да, это серьёзная сумма, даже по российским меркам. Оборот в 2 млрд долларов за 10 лет — это обычный крупный бизнес, каковых в каждом регионе не один десяток. Если учесть, что офшоры в России законодательно не запрещены, и что господин Ролдугин действительно занимается развитием музыки в России, претензии к нему выглядят, мягко говоря, притянутыми за уши:
11. Господин Михалков задал вопрос об инвалидах, которые занимаются бизнесом — и получил поддержку от президента.
Я считаю, сейчас в России самое время заняться активным включением инвалидов в нормальную жизнь, в работу, в бизнес. Современные технологии, особенно информационные, позволяют работать даже людям с очень серьёзными болезнями.
12. Очень много говорили о сельском хозяйстве — и это при том, что сельское хозяйство благодаря нашим зарубежным друзьям и партнёрам чувствует себя весьма неплохо. Вопросы не в ключе «дайте денег», а в ключе «защитите нас от конкуренции с некачественными товарами».
Конечно, вопрос нормального контроля за качеством никак не относится к разряду лёгких… жулики будут стараться изо всех сил, чтобы протащить разнообразную дрянь в магазины. Но всё же президент обещал сельхозпроизводителей поддерживать.
Обозначил президент и главную причину проблем сельхозпроизводителей — плохую работу торговых сетей, на грехи которых чиновники смотрят по понятным причинам сквозь пальцы.
Надеюсь, что теперь торговые сети будут хотя бы частично призваны к порядку. Брать от фермера продукты на реализацию и платить ему за неё только через полгода — это, по сути, вредительство. За такое надо сурово карать по всей строгости закона, а если законы подобный саботаж допускают, то, значит, нужно и сами законы приводить в соответствие с нуждами государства.
13. Предельно жёстко высказался президент по поводу проверок бизнеса: проверок должно быть меньше.
Лично я не готов вот так безусловно назвать каждого бизнесмена ангелом — так, например, в Петербурге практически не встречаются кафе, в которых готовили бы минимально качественную еду из нормальных продуктов.
Однако в ситуации с производителем обуви, пожалуй, частые проверки и вправду ни к чему.
14. По Турции и Украине президент занял привычную конструктивную позицию. Турки и украинцы нам друзья, однако руководству этих стран следует вести себя разумнее.
Ничего нового тут нет.
15. По созданию Нацгвардии и по расформированию ФСКН, опять-таки, ничего неожиданного я не услышал. Общее количество сотрудников силовых структур не изменилось, просто теперь они перетасованы.
Зачем расформировали ФСКН, в общем, понятно: к её работе было слишком много претензий. С Нацгвардией не всё так просто. Блогер crimsonalter предполагает, что это часть большой работы по упрочению вертикали власти:
В условиях дефицита информации я склонен с этим мнением согласиться.
16. Вопрос с Тимирязевской академией был решён ровно так, как и ожидалось. Застройщикам, которые хотели построить на землях академии жилые дома, дали по рукам. Функционерам академии, которые устроили на экспериментальных полях коммерческие поля для гольфа, президент также сделал втык.
Подведу итог
Несмотря на мировой кризис, который ещё только набирает свои обороты, в России наблюдается завидная стабильность. Это хорошие новости. Вместе с тем некоторые наши проблемы, увы, не решаются уже годами, если не десятилетиями. Это новость плохая.