Российской дипломатии выпало очередное испытание – решение Асада о проведении парламентских выборов 13 апреля. В очередной раз сплочённый Запад воскликнул «результаты не признаем», а США даже начали угрожать пресловутым «планом Б». С таким трудом достигнутое перемирие и начало политического процесса в Сирии оказалось снова под угрозой.
Поступок Башара Асада – классическое поведение политика, который решает провести важный процесс на пике своей силы и достигнутых успехов. Не будет даже преувеличением вспомнить о расхожей фразе «головокружение от успехов», причём в данном случае не совсем своих. Делая такие шаги, Асад в значительной степени решает собственные проблемы, а не задачи, которые ставила Россия. При этом делает он это именно за счёт российской поддержки.
Впрочем, это тоже привычная ситуация, когда политик-протеже под воздействием оказываемой ему поддержки теряет голову и выходит из-под контроля. Заблуждение считать, что лидер контролирует защищаемого подопечного на 100%: даже мощные игроки могут в любой момент столкнуться с самодеятельностью или открытым неповиновением своего партнёра. Одним из ярких таких примеров может быть решение Саакашвили о начале «восстановления конституционного порядка» на территории Грузии.
Для российской дипломатии поспешное решение о выборах в Сирии является определенном вызовом, поскольку ставит под вопрос не только наши значительные достижения последних месяцев, но и амбициозные планы на будущее, которые уже прочно связаны с мирным политическим переходным процессом в Сирии.
Москва не склонна заявлять, что с сирийской оппозицией «говорить не о чем», как это долго делал Запад в отношении Асада. Она предпочитает договариваться, причем с максимально возможным числом сторон. Однако последние выборы дают слишком большое политическое преимущество президенту Сирии, особенно в контексте его недавних успехов. Поэтому Запад вместе с оппозицией начинает опасаться, что, оказавшись в позиции силы, Асад не захочет продолжать мирный процесс так, как его планировали в Женеве.
С другой стороны, выборы являются очередными, назначенными в связи с окончанием срока предыдущего созыва: и заявления Запада и оппозиции выглядят как нечистая игра. В условиях истечения полномочий парламента и жёсткого нежелания оппозиции участвовать в выборах, Асада пытались подвести к началу разрушения государственных институтов, когда отсутствовал бы и легитимный парламент. И это вдобавок к тому, что Запад ещё и президента фактически не считает легитимным. Как вариант, от Асада ждали каких-то небывалых уступок за согласие принять участие в формировании нового Народного совета Сирии.
В этой ситуации Россия предложила решение, которое может устроить всех на данном этапе.
Результаты выборов и состав Народного совета были объявлены временными – сроком действия до принятия новой Конституции Сирии, за которой должны последовать внеочередные выборы в представительный орган страны.
Такая логика озвучена в комментарии министра иностранных дел России Сергея Лаврова:
«Сегодня в Сирии проводятся парламентские выборы. Мы к ним относимся весьма спокойно, так как считаем, что они обеспечивают функционирование тех институтов управления Сирии, которые предусмотрены действующей конституцией этой страны. Сирийские стороны должны будут договариваться о новой конституции, о том, как они видят структуры, которые позволят осуществить плавный переход к новой системе. Но пока этого не произошло, нельзя допустить правового вакуума и вакуума в сфере исполнительной власти в Сирии. Эту роль – по недопущению вакуума в этой сфере – призваны сыграть проходящие сегодня выборы. Именно так мы к ним и относимся».
Лавров Сергей Викторович
То есть выборы – это временное решение, за которым последует уже более основательное. После договоренностей с оппозицией и достижения согласия по вопросу будущего Сирии между США и Россией.
Точно так же описал ситуацию и замминистра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад:
«Если в ходе переговоров в Женеве будет принято решение о необходимости проведения подобных парламентских выборов, то они будут проходить. У сирийского руководства нет возражений провести новые выборы».
Фейсал Микдад
При этом за красивыми словами стоят и красноречивые дела России: ударная группировка наших ВКС по-прежнему остаётся выведенной. Вооружённая операция Асада в Алеппо не поддерживается нашей авиацией. То есть Россия делает вывод из грузинской истории и предпринимает усилия для того, чтобы Асад в достаточной степени ощущал свою реальную силу и не смешивал её с силой Российской Федерации, как Саакашвили перепутал силы Грузии с силами США и НАТО.
Иногда бездействие выглядит красноречивее и демонстративнее дел, и можно не сомневаться, что по закрытым каналам сейчас наши дипломаты активно убеждают США и Запад в целом не пороть горячку и не срывать мирный процесс, гарантируя подконтрольность Асада и конструктивность его политики.
Это весьма актуально, потому что США уже вслух угрожают «планом Б», главным пунктом которого станет вооружение оппозиции средствами ПВО. Такой шаг американцев сведёт на нет многомесячные миротворческие усилия, потому что у оппозиции снова появится паритетное ответное оружие против не только сил Асада, но и наших ВКС.
Конечно, ПВО можно подавить, но тогда нас сразу обвинят в вооружённой эскалации конфликта — что также является целью «плана Б», который по сути своей придуман для сворачивания мирных усилий и возобновления полномасштабной войны.
Таким образом, на этом поле предстоит ещё море работы — и с Асадом, и с западными партнёрами. В Дамаске уже начались спекуляции по вопросу досрочных президентских выборов, в отличие от срочных парламентских, а такой шаг — и это уже несомненно — будет воспринят Европой и США как саботаж мирного женевского процесса. Асад, разумеется, по-прежнему опасается за свое положение, и хотя он был избран до 2021 года, не испытывает полной уверенности, что Запад позволит ему сохранить власть в процессе переходного периода. И поэтому сейчас президент Сирии пытается демонстрировать свою силу и независимость.
Проблема в том, что мирное урегулирование – слишком тонкий процесс, который может не выдержать таких «демонстраций», а Запад и без того всегда готов демонтировать политическое урегулирование и вернуться к войне. России будет чрезвычайно сложно до бесконечности поддерживать Асада, особенно если он начнёт выходить из-под контроля, и это хорошо понимают в Вашингтоне и европейских столицах. Так что, несомненно, нашим дипломатам придётся провести ещё не одну бессонную ночь, прилагая усилия по достижению целей Российской Федерации в этом конфликте и этом регионе.
Фото Politrussia