17 апреля в столице Катара проходит крупнейшая встреча стран-нефтедобытчиков. Эти переговоры рынок ждал больше 2 месяцев. На ожиданиях росли и мировые цены на нефть. Впервые о саммите упомянули в середине февраля этого года. Баррель тогда едва дотягивал до 33 долларов. К середине апреля стоимость «бочки» выросла на 10 долларов. Поводом для нагнетания цен служит, собственно, главная тема встречи – «заморозка» добычи «черного золота».
Пока свое участие в саммите подтвердили 13 стран. Это: Алжир, Ангола, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Венесуэла,Индонезия, Россия, Бахрейн и Оман. Желание приехать выразили министры из Казахстана, Мексики, Колумбии и Норвегии. По идее, чтобы «заморозка» состоялась решение страны должны принять единогласно. Ни одна из них не хочет «жертвовать» добычей и терять часть рынка, если партнеры не сделают то же самое. Но понятно, что единодушия добиться будет сложно.
Оглавление:
Несговорчивый Иран
Главная интрига будущей встречи – примет ли соглашение Иран? С исламской республики всего несколько месяцев назад сняли санкции, которые ограничивали доступ к мировому рынку. Сейчас страна только начала наращивать добычу. Цель — увеличить объемы до того уровня, на котором она была до введения ограничений.
Представители Ирана официально заявили, что они никогда не подпишут готовящееся в Дохе соглашение. Министр нефти страны отказался участвовать во встрече. Но отправил вместо себя заместителя. Главный стратегический противник исламской страны – Саудовская Аравия – давит на ближайшего соседа. Мол, если вы не согласитесь прекратить бурить новые скважины, мы тоже продолжим наращивать добычу. В тоже время министр энергетики нашей страны Александр Новак считает, что комьюнике удастся согласовать и без Ирана. Окончательное решение станет известно в ходе самих переговоров. А неопределенность только «разогревает» рынок. От того, подпишут страны соглашение о «заморозке» или нет будет зависеть, куда двинутся цены на нефть. Эксперты просчитали все возможные варианты.
Что будет, если добычу «заморозят»?
Тут у аналитиков сущестует две версии: реальная и оптимистичная. Начнем с реальной. «Заморозка» добычи по сути никак не повлияет на цены, но зато стабилизирует их. В пользу этого сценария говорит тот факт, что соглашение будет иметь, по всей видимости, «джентельменский» характер. Никаких санкций по поводу нарушения договренностей не предусмотрено. Да и не понятно, кто будет осуществлять мониторинг уровней добычи. Некоторые эксперты поглагают, что документ будет носить номинальный характер.
— Максимум, чего можно ждать от встречи — это заморозка добычи, которая не уменьшит предложение нефти в мире. Это позволит ряду крупнейших нефтедобывающих стран сохранить производство на рекордном уровне, — считает стратегический аналитик Bloomberg Джулиан Ли — Это вряд ли даст дополнительную поддержку ценам. Они и так значительно выросли в этом году.
С ним согласен и наш министр финансов. Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что не ожидает роста цен на нефть в случае успешных переговоров. Цена будет колебаться в районе 40 долларов за баррель до конца года.
Но есть и более воодушевляющие прогнозы. «Заморозка» добычи толкнет нефть выше 50 долларов за баррель в ближайшее время. При этом переизбыток нефти в мире уменьшится на 500 тысяч баррелей в сутки, считают в Bank of America. Причем, это произойдет как в случае принятия «мягкого» соглашения (без учета Ирана), так и в случае более «жесткого» варианта этого соглашения.
Аналитики Sberbank CIB рассчитали прогноз еще более точно.
Что будет, если добычу не «заморозят»?
Цены на нефть на мировом рынке пойдут вниз. Биржевые игроки играли «на повышение» нефти в последнее время. Стоимость барреля в 44 доллара особо ничем не подкреплена, кроме напряжения от предстоящей встречи экспотеров. Поэтому нефть, вероятно, «скинет» около 15-20%. То есть, опустится до 35-36 долларов.
С другой стороны, если соглашение не подпишут — катастрофы не произойдет, считают аналитики. И без него, на сырьевом рынке видны положительные изменения.
— Не будет соглашения — ничего страшного, — уверен Евгений Гниломёдов, директор «Центра перспективного анализа и стратегических исследований» — Резкие колебания цен на нефть давно прекратились, начался постепенный рост. Рынок сможет самостоятельно выйти из затяжного пике. Факторы, так сильно давившие на него, постепенно ослабевают и становятся менее агрессивными. Сланцевая добыча снижается, количество компаний вовлеченных в этот бизнес постоянно сокращается. Приходят хорошие новости и из Китая, являющегося локомотивом мировой экономики.
Ставки сделаны
Опрошенные агентством CNBC аналитики считают, что в Дохе все же будет заключено соглашение о «заморозке» уровня добычи нефти. 56% опрошенных оценили вероятность заключения такого соглашения в 50 на 50. 34% —поставили на то, что соглашение подпишут точно. И лишь 18% оценили вероятность соглашения как нулевую.
Фото Reuters