Не дожидаясь результатов встречи представителей стран-экспортёров нефти в Дохе, «незалежные» власти настаивают на том, чтобы Россия предоставила Украине дисконт на «голубое топливо».
Даже если обсуждаемая в столице Катара заморозка добычи не остановит «ценопад» на энергетических рынках (что с временным лагом примерно в полгода автоматически приведёт к снижению контрактной стоимости газа), украинская сторона рассчитывает на большее — очередную уступку со стороны Москвы в виде дополнительной скидки. Ещё одно условие — пересмотр формата поставок газа на основании предоплаты. Выкручивать руки РФ планируют при помощи кураторов из Брюсселя. Напомним, осенью прошлого года, пойдя навстречу многочисленным пожеланиям трудящимся евробюрократам, Минэнерго РФ согласилось предоставить попрошайкам с Печорских холмов очередную газовую скидку в рамках т.н. «зимнего пакета».
Напомним, кроме полученных минус $ 17,7 от контрактной цены в $ 230 долларов за тысячу кубов, Москва также временно отменила контрактное правило «бери или плати» (никаких обязательств по объемам закупки). Это позволило закачать в конце 2015 года в украинские ПХГ недостающие 2,2 миллиарда кубометров газа. После чего импорт был вновь остановлен, несмотря на то, что опция «зимнего пакета» действовала до 1 апреля 2016 года. Как сообщают украинские СМИ, Украина компенсировала недостачу реверсом из стран ЕС, приобретая ежесуточно около 43 млн. кубов.
Впрочем, на этот раз российские визави занимают более жёсткую позицию. Как сообщил журналистам глава Минэнерго РФ Александр Новак, Россия не видит необходимости в проведении консультаций с Украиной и ЕС по поводу поставок газа. «Никаких трёхсторонок не планируется, живем в условиях действующего контракта, режима предоплаты: по мере необходимости, сколько будет заплачено средств с украинской стороны, столько и будет поставлено газа», — заявил накануне дохийской встречи Новак. Впрочем, главный энергетик РФ не исключил, что если произойдет нечто кардинальное, то наши власти могут вернуться к рассмотрению обозначенного вопроса.
При этом на днях «свежеизбранный» спикер Верховной Рады Андрей Парубий уверял канадских коллег в том, что провозглашённая несколько лет назад «энергетическая перемога» над Россией сегодня уже свершившийся факт. Дескать, Украина «год живёт без российского газа» (а как же закупки в ноябре-декабре 2015? — прим. ред.), обходясь «европейским» топливом. Правда, в экспертных кругах «реверсные манёвры» Украины воспринимаются как очередной анекдот на тему пресловутой энергетической независимости от России.
Поскольку речь идёт о перепродаже российского же газа, полученного ранее европейскими компаниями, через украинскую ГТС. Обращает внимание, что в заявлении бывшего коменданта Евромайдана, который, можно предположить, теперь претендует на статус аналитика энергосферы в кресле спикера Рады, есть неувязка и сугубо идеологического свойства.
Дело в том, что поддержанный парламентом новый премьер Владимир Гройсман начал свою деятельность на премьерском поприще с создания Министерства по делам оккупированных территорий, вновь актуализировав в общественном сознании пропагандистский штамп об «агрессии со стороны России». В этой связи настойчивое стремление украинских властей закупать топливо не у европейских партнёров по евроассоциации (тем более, если, как уверяет Киев, оно дешевле), а у «оккупантов-москалей» вызывает мощный когнитивный диссонанс. Позволяющий заподозрить майданный политикум как минимум в неискренности перед собственными избирателями.
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что Украине в любом случае придётся возвращаться к закупкам российского газа.
— Под ним я подразумеваю «голубое топливо», которое пересекает российско-украинскую границу и не идёт дальше. Это фигура речи, когда реверсный газ, поступающий из Словакии или Венгрии, называют «европейским». Потому что он имеет такое же российское происхождение.
— Что мешает Киеву окончательно избавиться от зависимости от российских энергоносителей, продолжая закупать топливо у европейских стран?
— Проблема в том, что трейдеры ЕС перепродают на Украину лишь излишки газа. Чтобы обеспечить стабильность на реверсе, украинские власти должны иметь гарантию, что у их западных партнёров всегда найдутся избыточные объёмы для перепродажи газа в «незалежную».
Исходя из соотношения стоимости российского и реверсного газа, в среднем по 2015 году Киев переплачивал $ 20 за тысячу кубометров. По данным украинских (!) энергетических экспертов, в 2015 году Украина, закупив таким образом 10 млрд. кубометров газа, выложила «лишние» $ 400 млн. Сегодня издержки энергетической «незалежности» пытаются переложить на плечи украинских налогоплательщиков, устанавливая драконовские тарифы на газ, выплачивая многомиллиардные субвенции НАК «Нафтогаз».
— То есть, майданные власти заставляют население расплачиваться за свой антироссийский популизм?
— Несомненно. Есть ещё одно важное обстоятельство — Украина в прошлом году закупала российский газ, чтобы заполнить ПХГ для бесперебойного транзита в Европу в зимний период и для собственного потребления. При этом зима выдалась теплой, а промышленное производство рухнуло на 30%. Но в этом году газовые хранилища снова придётся заполнять. Промышленность, скорее всего, уже не поднимется со дна, от которого её после разрыва связей с Россией уже ничем не отскребёшь.
А спрогнозировать средние температуры в предстоящий отопительный сезон сегодня, думаю, никто не возьмётся. В любом случае осенью Украине придётся возвращаться к теме заполнения хранилищ. И только реверсом здесь не обойдёшься. Обратите внимание, что в 2014, что в 2015 году как наступала осень, в Москву высаживался переговорный десант представителей НАК «Нафтогаз». Также постоянно апеллировали к ЕС, чтобы европейцы уговорили РФ предоставить очередную скидку в рамках «зимнего пакета».
— Пойдёт ли российское руководство навстречу «настойчивому пожеланию» Киева предоставить ему очередной немотивированный дисконт (пусть для начала вернут $ 3 млрд. долга по евробондам)?
— Позиция Москвы следующая — ребята, у нас есть контракт, который действует до 1 января 2020 года. Украина и так получает дешевый газ, поскольку цены на «голубое топливо» по соглашению привязаны к нефти с временным лагом в 6−8 месяцев. А поскольку «бочка» дешевеет, то и стоимость тысячи кубометров автоматически снижается. Если бы украинская сторона закупала российский газ сегодня, то его контрактная цена составляла бы порядка $ 180 за тысячу кубов. Сейчас в связи с мировой энергетической конъюнктурой, вообще, наступил период комфортных цен для потребителей.
— Может, украинская сторона торгуется «не корысти, а токмо русофобского имиджа ради», надеясь летом «прибарахлиться» на спотовых рынках, а к зиме станет куда более сговорчивой?
— В отдельные дни цена «на споте» может быть дешевле. Но ведь нет никаких гарантий, что в холодное время года на пике потребления этот газ вам продадут в необходимом объёме. Производители торговать себе в убыток не будут, а они знают все сезонные максимумы. Впрочем, и российский газ в конце второго — начале третьего кварталов будет ещё дешевле.
— Почему ЕК выступает за пересмотр соглашения РФ и Украины по транзиту газа вместо того, чтобы поддержать альтернативные маршруты вроде «Южного потока»? По-прежнему, рассчитывает заставить «агрессивную Москву» финансировать отрыв Украины от России?
— Через «незалежную» проходит около 40% нашего транзита в Европу. Естественно, странам ЕС не всё равно, насколько безопасен украинский газовый коридор. Другое дело, что у европейцев отмечаются элементы «газового мазохизма». С одной стороны, они заставляют Россию сохранить Украину в транзитном бизнесе. А, с другой, она сама создаёт им головную боль и риски, но Брюссель буквально требует продолжать с ней работать.
Понятно, что здесь гораздо больше геополитики, чем экономики. Но проблема в том, что из-за Украины Европа не может чувствовать себя в безопасности в зимний период. В любой момент какие-нибудь отморозки неонацисты захватят компрессорную станцию на территории «незалежной» и объявят, что больше нет «москальскому транзиту».
— Насколько вероятно, что «самостийщики» вспомнят давний способ решения проблем в виде несанкционированного отбора газа?
— Это опасные игры, поскольку они могут окончательно дискредитировать Украину в качестве транзитного государства. Думаю, что такого прямолинейного способа решения проблем её руководство не выберет.
Есть ещё один нюанс — Киев мечтает в одностороннем порядке поднять стоимость прокачки «голубого топлива», но по контракту она привязана к его цене. Если последняя падает (что сейчас и происходит), то уменьшается и транзитный тариф.
Собственно говоря, поэтому команда Порошенко и не хочет пересматривать контракт, а настаивает на предоставлении ей скидки. То есть, чтобы газ подешевел, а стоимость транзита оставалась бы на прежнем уровне.
— Есть ли подвижки в реализации проекта «Северный поток-2» с перспективой устранения Украины как страны-транзитёра?
— В нём участвуют серьёзные компании-акционеры, представляющие «старую Европу». А морская часть, вообще, не подпадает под действие Третьего энергопакета. Да, есть сложности с наземной части трубы, которая выходит на побережье в районе немецкого города Грайфсвальд. Её нужно соединить с европейским хабом (газовым распределителем) в австрийском Баумгартене. Последний вариант — газопровод по Европе будет прокладывать совместное предприятие «Газпрома» и крупнейшей немецкой газовой и нефтяной компании Wintershall.
Другое дело, что один «Северный поток-2» полностью проблему украинского транзита не решает. Поскольку он не позволяет в полном объёме поставлять топливо в Болгарию, Грецию, на Балканы и в Турцию по трансбалканскому газопроводу. Поэтому, я думаю, что по мере дестабилизации ситуации на Украине проект «Южный поток» в каком-то виде будет реанимирован.
Украинская сторона хочет, чтобы Россия продавала газ дешевле, чем распиаренные Киевом европейские реверсные трейдеры, поясняет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
-Согласно таможенной статистике украинских органов, во втором квартале прошлого года оказалось, что страна покупает топливо дороже, чем у «Газпрома». После чего в третьем квартале «Нафтогаз», вообще, прекратил закупки. А потом был «зимний пакет», когда Россия предоставила скидку $ 17,7 за тысячу кубов. В результате, российский газ обходился Украине в первом квартале этого года в $ 212 за тысячу кубометров.
Что касается реверса, то европейцы могут оперировать ограниченными объёмами. Не говоря о том, что пропускная способность трубы также не беспредельна. Поэтому под давлением ЕС Киев был вынужден докупить дополнительные объёмы для закачки газа в ПХГ для обеспечения бесперебойного транзита в Европу. Но это «удовольствие» стоило Брюсселю более $ 500 млн., которые пришлось выложить украинским энергетикам.
— Учитывая низкую платёжную дисциплину, Киев получает газ только по предоплате…
— И это касается не только России, но и европейских трейдеров. Часть реверсного газа приходит по «Северному потоку». Учитывая, что оптовики, пользующиеся системой OPAL (сухопутное продолжение газопровода «Северный поток»), выбирают наибольшие объёмы, им полагается дисконт — только на немецкий рынок поступает более 40 млрд. кубов. Далее этот газ смешивается с норвежским, СПГ и перепродаётся Украине. С учётом транспортной составляющей и маржи самих трейдеров получается не дешевле, чем у «Газпрома».
— Насколько упали объёмы потребления газа на Украине?
— В прошлом году она импортировала в десять раз меньше, чем в 2014 году — около 4 млрд. кубов. А в лучшие годы это было 20−25 млрд. кубов.
— До немецких 40 млрд. кубометров всё равно не дотягивали. При этом выдвигают малообоснованные претензии, почему немцам газ обходится дешевле — не проблема, покупайте больше, будет дисконт.
— Так и есть. Сейчас европейские продавцы берут $ 140−150 за тысячу кубометров. Плюс маржа и «транспортное плечо» (если это не виртуальный реверс, конечно, который запрещён по договору). В итоге, получается, $ 170. Мы предложили $ 180, но это весной-летом, в период избыточного предложения. Осенью-зимой цена вырастет.
— Реально ли достичь полной энергетической «независимости» от России, о чём на всех углах кричат украинские власти?
— Все «достижения», которые украинский агитпроп связывает с «повышением энергетической эффективности», на самом деле объясняются падением промышленного и бытового потребления газа. Но даже в случае чудесного возобновления экономического роста поставки из Европы не смогли бы удовлетворить все потребности. Просто физические возможности трубы не позволяют закачивать обратно (реверсом) необходимые объёмы. Промышленная деградация — вот истинная цена этой «энергонезалежности».
Можно сказать, что сланца на Украине нет — энергетическая компания США Shevron «поковырялась» на Олесской площадке и вышла из этого проекта. Американцы убедились, что на Украине нет такого объёма газа, который было бы рентабельно добывать. Тем более, в условиях «ценопада» на мировом энергетическом рынке. В самих США на родине сланцевого бума, как мы знаем, происходит настоящая «сланцевая контрреволюция» — количество буровых постоянно сокращается. Что уж говорить об Украине…
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня