Чуть более двух лет прошло со времени трагических событий на киевском Майдане. Об их последствиях, о том, почему ради призрачной мечты о евроинтеграции украинцы готовы были забыть о своих корнях, традициях и многом другом корреспондент «СП» беседует с Виталием Захарченко, экс-министром внутренних дел Украины.
Он побывал на днях в Петербурге, где у него вышла книга, посвященная кровавому февралю 2014 года в Киеве. Она так и называется: «Кровавый евромайдан — преступление века». Генерал Захарченко писал её, можно сказать, по горячим следам, начав в том же 2014-м. Писал откровенно, обо всем, что знал и видел лично.
— О событиях двухлетней давности в Киеве сказано за прошедшее время достаточно много. Сейчас, на мой взгляд, пришло время анализа и оценок. Что скажете, Виталий Юрьевич, о последствиях той трагической зимы — как для Украины, так и для России?
— Сначала все-таки несколько слов о тех событиях с позиции сегодняшнего дня. Говорили, что они стали результатом противостоянии власти и оппозиции. Но оппозиция есть в принципе в любой стране. В цивилизованных европейских государствах она тоже имеется, при этом до переворотов там почему-то не доходит. Были разговоры и о некоем стечении неблагоприятных обстоятельств. Однако факты таковы, что сомневаться не приходится: Евромайдан стал кульминацией целой череды событий, происходивших в моей стране на протяжении предыдущих 25 лет. То есть, со времен обретения ею независимости.
— Едва получив её, Украина взяла курс на так называемые западные стандарты демократии…
— С самого начала нашей новой властью подразумевался разрыв с советским прошлым и вступление в НАТО. Уже в 1994 году новые украинские партнеры из США и Западной Европы предложили Украине прибалтийскую модель развития, при которой гражданам рекомендовалось решительно рвать отношения с россиянами. Замечу, отношения, скрепленные вековыми традициями! Все позитивное рисовалось украинцам в светлом европейском будущем, а все негативное связывалось с советским прошлым и с Россией, как преемницей СССР. И все свои неудачи наши прозападные политики списывали на Россию.
— И сейчас продолжают это делать. Что, похоже, стало в «незалежной» правилом.
— Я вот к чему веду. Противоречило ли всё то, о чем я сказал выше, интересам России? Безусловно. Но в силу разных обстоятельств российские политики никак не заявляли о своих геополитических интересах. На протяжении практически всех 25 лет! В 1990-е годы, когда у вас были свои внутренние проблемы, на это, понятно, не хватало ни времени, ни сил. Но почему Россия молчала и потом, в середине десятых годов, уже оправившись от бурных девяностых, встав с колен?
— На ваш взгляд, Майдан 2014 года — был революцией? Или государственным переворотом? А, может, бунтом, как всегда у славян, бессмысленным и жестоким?
— Многие эксперты только сейчас начинают объективно оценивать те события. Если в первые месяцы говорилось о «революции достоинства», о том, что украинский народ захотел перемен, потому и сверг коррумпированную власть, то со временем стало понятно, что это не народ сверг власть. Изменения происходили с участием неких заинтересованных геополитических игроков. Каких именно, теперь понятно — заокеанских. Те технологии, которые применялись на Украине, применялись до этого американцами и в ряде других стран для смены там политических режимов. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, утверждаю: нет сомнений, что Евромайдан — это усовершенствованная технология проведения переворотов.
Наш народ, исторически связанный с российским, постарались поссорить и развести. Задали ему иной вектор развития, утверждая: вы, украинцы, совсем другие, нежели русские, а Украина — не Россия.
Зачастившие к нам американские гости преподносились как «самые лучшие партнеры», желающие нам только добра. Ещё с 1990-х годов молодых перспективных людей, особенно, из числа офицеров, приглашали на обучение за океан. Те, возвращаясь, с гордостью носили на кителе врученные им за окончание учебных курсов значки. Рассказывали о высоком уровне жизни американцев. А власть поддакивала: вольемся в Европу, сами так заживем. Как не проникнуться? Никто не говорил о проблемах, которых хватает и на Западе.
— Выше вы упрекаете Россию, которая молчала и после первого — «оранжевого» — Майдана в 2004, и позже…
— Я не упрекаю, я с сожалением это констатирую. Россияне всегда считали, и, думаю, продолжают считать украинцев своими братьями, такими же, как сами, славянами. И решили, по-видимому, что никуда они (то есть, мы) не денемся. Мол, мы им газ с большой скидкой даем. Всё хорошо! А если взглянуть чуть глубже — по причине того, что давали дешевый газ, вырастили целый отряд украинских олигархов. Юлия Тимошенко в одночасье стала «газовой королевой». Поднялись до «королей» Левочкини Фирташ. Интересно, что Левочкин почти всю свою трудовую жизнь провел на государственной службе, последняя его там должность — руководитель администрации президента. И вдруг — бенефициар и акционер многомиллионного частного телеканала «Интер». Почему-то никто не задал ему вопрос — откуда у госслужащего деньги на выкуп акций данного ТВ?.. Эта фигура напрямую связана с нынешними политиками. Ряд лиц, которые сегодня заседают в правительстве, связаны с ним лично.
Но куда важней тот факт, что Майдан в Киеве задумывался заокеанскими кукловодами с прицелом на смуту в РФ, предполагал совсем иные цели, а не те, что оглашались публично. Украина, согласно замыслу политтехнологов, в этом нет сомнений, должна была ввязаться в полномасштабную войну с РФ. И по замыслу тех людей, которые задумали всё это, победить Российскую Федерацию. Существует соответствующий сценарий, предполагающий раскол вашей страны на мононациональные регионы, вроде удельных княжеств. Другое дело, что организаторы Майдана не смогли реализовать всё задуманное, споткнулись о народ.
— Когда в 2004 году в Киеве случился первый Майдан, большинство украинцев говорили потом, что больше подобного не допустят, мол, «наелись», хватит. Но, как видим, слова своего не сдержали.
— Потому что все эти майданы — явления рукотворные, к которым украинский народ подводили долго и целенаправленно. Вначале формировали образ «прогнившей власти» и негативное к ней отношение, активно подключая к этому СМИ. Потом создавали фонды, некоммерческие общественные организации, куда завлекали людей разными подарками (точнее, подачками), а потом «промывают мозги». Дальше, когда «клиент созревал», действовали четко по технологии: публичные акции, собрания, митинги.
— Ваш прогноз дальнейшего развития событий?
— Возможны разные сценарии, в том числе, я не исключаю, и очередной переворот. Скорее всего, военный. Подготовка к нему уже началась. Есть такой полк на Украине — «Азов». Он имеет хорошо разветвленную сеть, ведет целенаправленную подготовку бойцов и сержантского состава, в том числе, в Донбассе. При этом нынешние украинские законы позволяют устранить действующего президента по самым разным причинам. Я не утверждаю, что именно так и будет, но как сценарий это возможно.
Возможен и очередной Майдан. Если геополитические игроки из США и тех европейских стран, которые поддерживали американцев в их очередной авантюре, захотят этого — он будет.
— А что же рядовые украинцы — так и будут безропотно внимать этому беспределу?
— С нашим народом изначально никто не считался. Его просто использовали, как некую силу. Я помню, как было на Майдане: ночью там буйствовали фашиствующие молодчики. Днем же собирались представители среднего класса, предприниматели. Они искренне верили в то, что их массовое выступление приведет к смене не оправдавшей себя власти. Так и говорили: уберем этих и заживем нормально. Не убрали. Потому что им не дали этого сделать.
Люди и сейчас не безучастны. Но слишком мало времени прошло с тех бурных событий. Движение, которое зарождается в настоящее время на Украине, не имеет пока организованной структуры, малосильно для того, чтобы противостоять власти олигархов. Пока ещё оно не массовое. Но, учитывая предельно низкий уровень доверия населения к президенту Порошенко, к другим представителям действующей власти, силу оно наберет быстро.
— Что посоветуете россиянам исходя из печальных итогов украинского Майдана?
— Российское правительство делает, безусловно, многое, чтобы избежать подобного. Не забыт горький урок 1991 и 1993 годов, последующих военных конфликтов на Кавказе. Это важная прививка от тех технологий, о которых мы говорили. Тем не менее, посмотрите на США, вспомните, как вели они себя в других странах и на других континентах. Они же не останавливаются, не доведя задуманное до конца. Не получилось в одном месте, заходят с другого. Расшатывают ситуацию там, где она наименее защищена. И все по чуть-чуть, как будто и незаметно. На Украине до Майдана-2014 было несколько попыток организовать массовые выступления граждан. В 2011-м, в 2012-м годах — налоговый майдан, языковый, антикоррупционный, акция «Вставай, Украина!». Оппозиция объехала все населенные пункты, во все города, села и хутора заглянула. Но люди не поднимались. И только в конце 2013-го, после того у украинцев «отобрали их европейскую мечту», механизм сработал.
Вы спрашиваете совета? Он на поверхности: в геополитических играх мелочей не бывает. Присмотритесь: не появились ли и в России первые симптомы недоверия людей к власти? Не так давно в интернет была закинута публикация о якобы «женщинах Владимира Путина», которым он покупает за счет бюджета квартиры и целые дома. Затем последовал взброс о «Панамских офшорах», затрагивающий опять-таки президентаПутина, пусть и через его друзей. Случайность? Или только начальные шаги по дестабилизации ситуации в РФ?
Фото Википедия
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня