Официальный представитель Следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин назвал в своем Twitter пальмовое масло ядом замедленного действия. Таким образом Маркин отреагировал на обеспокоенность Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по поводу введения акцизов на сырье.
«Ишь какая сердобольность! Какое беспокойство о производителях! А о потребителях этого яда замедленного действия не хотят подумать? Известно, что некоторые виды «пальмы» могут провоцировать онкологические, иммунные заболевания и ряд других патологий, а ежегодно среднестатистический россиянин употребляет около 6 кг «пальмы», часто не подозревая об этом», — написал Маркин.
Его возмутило, что ФАС обеспокоен судьбой производителей, на которых отразится введение акцизов, а не тем, какой вред, по его мнению, пальмовое масло наносит здоровью потребителей. «Куда там! На одной стороне конкретные предприятия с прибылью, с конкретными хозяевами, готовыми делиться. А на другой — мы с вами, покупатели и потребители так называемых «молочных» и других продуктов на основе этого дерьма. Или мне одному показалось такая странноватая обеспокоенность госпожи Мирочиненко?» — вопрошает он.
21 апреля начальник управления контроля химической промышленности и АПК ФАС Анна Мирочиненко заявила РИА Новости, что введение акциза на пальмовое масло может привести к росту цен на продукты с его содержанием, сокращению объемов производства и закрытию ряда предприятий.
В этот же день президент Владимир Путин поручил правительству до 1 июня 2016 года проработать вопрос о целесообразности введения акциза на пальмовое масло. Этот пункт вошел в перечень задач, поставленных по итогам прямой линии.
Пальмовое масло используется при производстве молочных продуктов и кондитерских изделий. По поводу вреда его употребления единого мнения нет. Главный аргумент сторонников использования масла заключается в том, что вред или польза продукта научно пока не доказаны. Об этом, в частности, говорил глава Минпромторга Денис Мантуров. При этом, по словам министра, продукты с содержанием жира необходимо маркировать, «для того чтобы человек, когда приобретал продукцию, знал, какой это жир — животного или растительного происхождения, и… человек уже сам определится, вредно ли для него или полезно», — передавал его слова Rambler News Service.
Глава Союза потребителей «Росконтроль» Вадим Гитлин также говорил о том, что употребление продукта не наносит вреда, так как пальмовое масло не уступает молочному жиру по составу жирных кислот, и даже превосходит его в каких-то компонентах.
В то же время, помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко заявлял газете «Аргументы и Факты», что качество импортируемого в Россию из Малайзии и Индонезии масла никак не контролируется. «Никто не проверяет, какие именно фракции к нам приезжают, мы просто считаем количество ввоза. Это неправильно. Самые дешевые и опасные по жирнокислотному составу — тяжелые фракции пальмового масла, а вот легкие во всем мире считаются самыми дорогими. И что же получается, в основном нам продают миллион тонн самых легких фракций? Конечно, нет!» — уверен он.
Идея введения акцизов на так называемые вредные продукты — пальмовое масло и газированные напитки, правительство начало рассматривать в феврале 2016 года. В частности, обсуждалась ставка в размере 200 долларов за тонну, не исключалось введение фиксированной налоговой ставки в размере 30 процентов от стоимости масла. В настоящее время тонна этого продукта стоит около 600 долларов.