Недавно разразился грандиозный скандал по поводу произведенного украинской стороной «ремонта и модернизации» партии МиГ-21 для ВВС Хорватии. Буря возмущения бушевала в СМИ несколько недель и хорватская сторона надеялась на вразумительные объяснения украинской стороны по поводу произошедшего, и дождалась…
Возмущение хорватской стороны можно понять ведь им передали технику с перебитыми номерами, сфальсифицированной документацией, а некоторые узлы даже не вскрывались, подробно это захватывающее приключение хорватских МиГ-21 на территории Украины, описано в предыдущей статье.
И вот в апреле 2016 года ГК «Укроборонпром» ответил на претензии хорватской стороны сообщив в СМИ, что проводил модернизацию 12 советских самолетов МиГ-21 по контракту 2013 года в соответствии с техническим регламентом. Уточнив, что согласно контракта осуществляли модернизацию хорватских самолетов, налаживая системы и оборудование натовского (!) образца.
То, что у ГК «Укроборонпром» нет теперь проблем с указанными самолетами, это понятно, так как проблемы теперь у хорватской стороны, которая в буквальном смысле «зависла» с отвисшей челюстью, после полученных разъяснений от ГК «Укроборонпром».
Логика тут абсолютно ясна и ответ ГК «Укроборонпром» является логичным, согласно новой украинской стратегии «патриотизма» — всегда и везде на черное говорить белое и наоборот. Деньги распилены, работы не выполнены, но все — во имя стандартов НАТО и коллективной безопасности. Вся политика постмайданной Украины по такой схеме и строится.
Удивление вызывает другая информация, поступившая уже после указанного скандала, а именно, желание Румынии провести аналогичный ремонт своих МиГ-21. До апреля 2016 года единственными боевыми самолетами в ВВС Румынии были МиГ-21 «ЛарсеР», часть из которых уже была до этого модернизирована с участием Израиля (20 фронтовых истребителей МиГ-21 LanceR C) и самой Румынией (6 учебно-боевых МиГ-21 LanceR B).
А вот 10 истребителей-бомбардировщиков МиГ-21 LanceR A остаются в первозданном советском варианте, вот именно о них и пойдет речь ниже, так как именно их румынская сторона и хочет модернизировать в первую очередь.
Для этого на Украину, с рабочим визитом, прибыла делегация ВВС Румынии под руководством генерал-майора Лауриала Анастасофа. Основной целью визита является углубление сотрудничества, а также изучение возможностей по выполнению ремонта и модернизации самолетов типа Миг-21 на авиаремонтных предприятиях ГК «Укроборонпром» в интересах Вооруженных Сил Румынии. В составе делегации на Украину приехали руководители ряда румынских предприятий, специализирующихся на ремонте военно-транспортных самолетов и истребителей: Василе Бойко («РОМАЕРО») и Михай Овидиу («Аэростар»), которые заинтересованы в поиске совместных векторов развития области по модернизации авиационной техники.
Генерал-майор Лауриала Анастасоф заявил:
Активность румынских генералов по собиранию металлолома давно известна. Так что на Украине их воспримут с пониманием и разделят выделенные деньги поровну. В данном случае даже понятны мотивы румынской стороны, которая в октябре 2013 году подписала соглашение о приобретении у Португалии партии подержанных истребителей F-16.
Кстати вот первый истребитель Lockheed Martin F-16AM Fighting Falcon (серийный номер M17-4/61-534, португальский военный номер 15123), выделенный из наличия ВВС Португалии к поставке ВВС Румынии. Это он на послеремонтных летных испытаниях в Монте-Реал 12 апреля 2016 года. Он уже получил новую камуфляжную окраску, хотя и без нанесения пока что румынских опознавательных знаков.
Всего будет 12 самолетов, которые построены в начале 80-х годов 20 века, и перед поставкой в Румынию они проходят ремонт силами ВВС Португалии при участии португальского авиаремонтного предприятия OGMA-Indústria Aeronáutica de Portugal. Из указанных 12 самолетов 3 — это бывшие американские, а не португальские и они также пройдут модернизацию по программе MLU с доведением их до уровня F-16AM. Португалия получит лишь 78 млн. евро от продажи своих девяти самолетов F-16 по данному контракту. Поставка F-16 Румынии из Португалии должна быть произведена в 2016 году, а оперативной готовности эскадрилья румынских F-16 должна достичь в 2017 году.
Таким образом, у румынской и украинской стороны появляется еще один вариант для долгосрочного сотрудничества, а о предыдущем уже писалось ранее. Ведь именно этой воздушной «армадой» металлолома Румыния собирается пугать Россию, когда в очередной раз попытается накалить обстановку в Приднестровском регионе. Ну а Украина с удовольствием все «отремонтирует», и пусть вас не смущает, что на этот раз это будет не в Одессе, а во Львове, к культуре «ремонта и модернизации» это отношения не имеет.
Григорий Тарасенко