Визит Барака Обамы в Саудовскую Аравию, Великобританию и Германию — к ближайшим союзникам Соединенных Штатов — уже называют его «прощальным турне». А значит настало время проанализировать итоги международной политики 44-го президента США по основным направлениям, и понять, как эта политика изменится после его ухода
Россия
С Россией у Обамы, конечно, не получилось, хотя надежды на его правление возлагались большие. Придя к власти, новый американский президент инициировал перезагрузку отношений с Москвой. Проблема была в том, что перезагрузка позволяла лишь удалить из оперативной памяти предыдущие данные (например, конфликты периода администрации Буша-младшего), но она не могла сформировать новую повестку дня, убрать недоверие между сторонами или породить согласие США с новой ролью России в своем регионе и в мире. Именно поэтому процесс перезагрузки не привел к качественному прорыву в двухсторонних отношений, и ее провал стал одной из многих причин Майдана и Крыма.
Задачей преемника Обамы станет даже не перезагрузка, а элементарное восстановление российско-американских отношений до приемлемого уровня. Определенные основания для оптимизма есть — совместные действия Москвы и Вашингтона на сирийском фронте показали, что прагматичное сотрудничество двух государств вполне возможно, и оно даже может привести к вполне интересным результатам.
Однако тут многое будет зависеть от того, кто станет 45-м. Если Белый дом займет Хиллари Клинтон, нажимавшая в свое время кнопку перезагрузки, то США, по всей видимости, продолжат конфронтационную линию в отношении РФ. Причиной этому будет как взгляды самой Хиллари, так и позиции ее советников, многие из которых еще живут умом в 90-х. Если же Обаму сменит Дональд Трамп, то будущее окажется в тумане. Да, Трамп высказывает ряд «интересных» для Москвы идей (например, о возможности выселения в Африку прибалтов, не способных ужиться рядом с Россией), однако в силу специфики своего характера после выборов он может поменять отношение к Кремлю. А может и не поменять.
Европа
На европейском театре политических действий Обама может похвастать определенными достижениями. Ему удалось нанести удар по политико-экономическому суверенитету Европейского союза и сохранить эту территорию под контролем Соединенных Штатов. Так, американцы сумели навязать европейцам Трансатлантический пакт, еще больше привязывающий европейскую экономику к американской, а также принудить Европу к конфликту с Россией. В результате европейские производители потеряли российские рынки (которые отчасти заняли американские компании), а местные политики больше не могут использовать особые отношения с Москвой как балансир в рамках трансатлантического сотрудничества. И поскольку восстановление российско-европейских отношений займет очень много времени, а встраивание России в архитектуру безопасности и экономики Европы — еще больше, то наследнику Обамы тут не придется особо напрягаться.
Однако, опять же, если этот наследник будет уделять Европе меньше времени (как, например, предлагает Дональд Трамп), то через какое-то время ситуация в ЕС может выйти из под контроля. Союзники США и проводники американской политики (та же Ангела Меркель) сталкиваются с серьезным ростом европейского самосознания, которое пока канализируется в правые и националистические движения. На сегодняшний день, конечно, традиционным элитам ничего не угрожает, однако радикализация восточноевропейских стран и победа националистов в ходе ряда выборов в Западной Европе (Германия, Франция, Великобритания) являются достаточно тревожным сигналом для Старого света.
Ближний Восток
44-й президент оставляет 45-му крайне проблемный регион. Да, у Барака Обамы были определенные (и весьма важные) достижения в ходе его правления. В первую очередь это, конечно, решение иранской ядерной проблемы, которое в перспективе может привести даже к серьезным изменениям иранской внешней политики. Однако ошибок было куда больше. Отсутствие внятной политики администрации Обамы в ходе арабской весны привело к тому, что целый ряд стран оказались в состоянии серьезного внутреннего кризиса. Кроме того, в ходе Весны в регионе изменился баланс сил в пользу отнюдь не конструктивной Саудовской Аравии.
Судя по всему, именно на ближневосточном направлении у наследника Обамы будет больше всего работы. Так, ему придется провести пересмотр саудовско-американских отношений (внешняя политика и интересы КСА уже не только не соответствуют американским, но и противоречат им). Нужно будет создавать некую систему сдерживания Ирана, но при этом каким-то образом сохранять баланс между Эр-Риядом и Тегераном. Барак Обама уже потребовал от саудовского и иранского руководств достичь между собой некоего «холодного мира», и преемнику нынешнего президента, видимо, придется вырабатывать эти условия. Кроме того, нужно определятся с Турцией — внешняя и внутренняя политика президента Реджепа Эрдогана становится все более безрассудной и опасной для американских интересов. Возможно, Соединенные Штаты в конечном итоге сделают ставку на курдов, что приведет к крайне серьезным последствиям для турецкого государства. Ну и, наконец, 45-й президент должен будет по традиции окунуться в палестино-израильский вопрос. И даже не для того, чтобы решить его, а для элементарной нормализации американо-израильских отношениях. При Обаме (стремящимся примириться с мусульманским миром) они несколько подпортились. Американский президент не отвечал на звонки израильского премьера, а израильский премьер в Конгрессе открыто саботировал линию американского президента.
Азия
Восточная Азия постепенно замещает Ближний Восток в роли приоритетного направления американской внешней политики. И в ходе своего правления Барак Обама так так и не сумел решить основную задачу на азиатском направлении — выстроить эффективную систему сдерживания Китая.
Да, ему удалось реализовать проект Транстихоокеанского партнерства, однако не до конца продуманные действия на российском направлении привели к резкому улучшению отношений Пекина и Москвы. Эксперты не раз предупреждали что если Кремль, которого выгоняют из Европы, бросится в политико-экономические объятья Пекина, то реализовать систему сдерживания Китая будет практически невозможно. И с этой точки зрения неким просветом для США стали действия Японии — Токио (который станет едва ли не основным пострадавшим от провала создания такой системы) взял курс на нормализацию отношений с Россией, рассчитывая в перспективе сбалансировать Китай в российском видении мира и региона.
До сих пор Соединенные Штаты лишь мешали японцам этой важной и нужной задаче — так, Барак Обама фактически вынудил премьера Синдзо Абэ ввести против России экономические санкции. Которые с точки зрения Кремля не только поставили под вопрос намерения премьера, но и еще раз доказали несамостоятельность Японии в проведении внешней политики, а значит и ее ненадежность, особенно по сравнению с Китаем. Дабы исправить эти ошибки, наследнику Обамы будет необходимо как минимум не вмешиваться в японо-российские отношения, ведь они не несут угрозы интересам США в регионе и самой Японии.
Латинская Америка
Обама стал проводить активную дипломатию на латиноамериканском направлении лишь ближе к концу своего президентства, и тем не менее именно в этом регионе у него самые серьезные внешнеполитические успехи. Прежде всего, конечно, речь о нормализации отношений с Кубой. Барак Обама фактически отказался от крайне проигрышной во всех отношениях (имиджевом, политическом, экономическом) стратегии давления на режим Кастро и даже совершил исторический визит на Остров Свободы.
Кроме того, американцы взяли курс на возвращение своих позиций в «домашнем регионе» — чрезмерное увлечение Ближним Востоком и поддержка непопулярных лидеров привели к тому, что в Латинской Америке начался «левый поворот», и в нее активно проникли китайцы, русские и другие американские недоброжелатели. Сейчас благодаря популизму и неэффективной социально-экономической политике южноамериканских политиков «левый поворот» заканчивается. В некоторых уже закончился — к власти в Аргентине пришел правый президент Маурисио Макри, и Обама уже не только совершил визит в Буэнос Айрес, но и пообещал аргентинцам инвестиции в миллиарды долларов. В ответ, судя по всему, Макри будет оказывать серьезное давление на оставшихся левых лидеров региона (прежде всего президента Венесуэлы Николаса Мадуро), а также демонтировать местные интеграционные системы в угоду проамериканским. На первый взгляд, преемнику Обамы нужно будет лишь продолжать нынешнюю линию и быть готовым протянуть руку новым правым режимам. Однако если США хотят надолго закрепить свои позиции в Латинской Америке, им придется сформулировать некую концепцию устойчивого развития для стран региона, которая будет представлять из себя некую смесь либерализма и социализма.