Германия выступила против участия Украины в учениях НАТО. Об этом в четверг, 28 апреля, заявил начальник Оперативного командования вооруженных сил Польши генерал Марек Томашицкий.
«Германия очень не хотела, чтобы в учениях Аnakonda принимала участие Украина. Однако в этом вопросе как нынешний министр национальной обороны Антоний Мацеревич, так и его предшественник Томаш Семоняк жестко придерживались единой позиции: участие Украины для нас — Польши — является ключевым», — сказал Томашицкий во время заседания комиссии Сейма по вопросам обороны.
Более того, Германия, по словам польского генерала, якобы отказывается предоставить свои автобаны для перемещения американских войск, которые собираются принимать участие в учениях в Польше. «Вероятно, мы будем проверять наши запасные возможности с юга», — отметил Томашицкий.
Если это действительно так, план «Анаконды-2016» — крупнейших учений альянса в Восточной Европе — съехал набекрень. Учения вот-вот стартуют — они намечены на 7−17 июня. Причем, запланированы с размахом. 31 тысяча военнослужащих из 19 стран НАТО (в том числе — 12 тысяч поляков и почти 14 тысяч американцев), а также шести стран-партнеров альянса, в том числе Украины, должны на семи полигонах Польши учиться отражать условные гибридные угрозы. А тут на тебе — за месяц до начала учений логистика летит вверх тормашками. Надо думать, что «южный коридор», о котором упомянул польский генерал — это Чехия. Но и в этом случае остается открытым вопрос, захочет ли Прага стать «проходным двором» для американской армии?
Глядя на происходящее, поневоле задаешься вопросом: где же хваленое единство альянса? Ведь еще недавно генсек НАТО Йенс Столтенберг во время выступления на телеканале CNN уверял, что на якобы активную деятельность Москвы в Европе «альянс отвечает укреплением единства и адаптирует свою военную концепцию». В частности, Столтенберг рапортовал, что усиление численности войск НАТО на восточных рубежах «позволило сдержать напористую Россию».
Но если ФРГ в мирное время не желает пропускать через свою территорию войска главного партнера по НАТО, что же будет в случае реальной угрозы одному из членов альянса? Поднимутся ли страны НАТО в этом случае как один?
Что на деле стоит за скандальной историей вокруг «Анаконды-2016», означает ли она, что Североатлантичес
— Скандал вокруг «Анаконды-2016» — это действительно проявление раскола в стане НАТО, — отмечает заместитель директора Таврического информационно-ан
Германии это явно не нравится. Политики в ФРГ нацелены на то, что разногласия с Россией никуда не уйдут, но компромисс будет найден, и жесткого клинча, тем более в военной сфере, не случится. Немцы никакой выгоды для себя в подобном клинче не видят, и на сценарий противостояния не ориентируются.
Недавно достоянием гласности стали результаты исследования авторитетного немецкого Фонда Бертельсмана (Bertelsmann-Sti
Но главный вывод состоит в том, что общественное мнение Германии раскололось. Так, немцы, с одной стороны, полагают, что при имплементации статьи 5 Вашингтонского договора (члены НАТО соглашаются, что вооруженное нападение на одну или несколько стран-участниц будет рассматриваться как нападение на них всех) Германия должна поддержать, допустим, Польшу и страны Балтии. С другой стороны, немцы убеждены, что Бундесвер ни при каких обстоятельствах не должен посылать солдат воевать в Восточную Европу или Прибалтику.
Этот парадокс наглядно показывает отношение к НАТО в Европе. Поскольку похожая ситуация в Бельгии, Голландии, той же Франции. Именно поэтому Фонд Бертельсмана задается вопросом: нынешняя антироссийская риторика укрепляет НАТО или ослабляет?
Понимают неоднозначность ситуации и в руководстве альянса. Неслучайно вопрос единства НАТО будет одним из ключевых на июльском саммите альянса в Варшаве.
— Почему все-таки немцы против совместных учений с Украиной?
— В Германии стали хуже относиться не только к России, но и практически ко всем соседям. На деле, мы имеем дело с фрагментацией Европы, что в значительной степени отражается и на НАТО.
— Может ли ФРГ ограничить передвижение американских войск по своей территории?
— Прежде напомню, что наращивание военного потенциала вблизи границ с Россией американцы планируют проводить исключительно за счет собственных резервов. США понимают, что рассчитывать на европейских союзников не приходится — их можно собрать на совместные учения, да и то в ограниченном формате, но не более того.
Штаты в Европе намерены действовать по схеме, опробованной еще в годы президентстваДжорджа Буша-младшего: делать упор на создание ротационных баз, вынесенных на пункты передового базирования. Сейчас США планируют организовать ротацию войск, призванных укрепить европейскую оборону от якобы агрессивной России, на базе трех бригад. Размещаться эти силы будут как раз на территории Германии.
Более того, основной костяк Европейского командования США уже размещается на территории Германии, там же находится крупная сеть американских военных баз. У американцев в ФРГ очень хитрый статус. Формально они давно не считаются оккупационными силами, но возможности их пребывания на германской территории чрезвычайно широкие.
В этой связи не очень понятно, как могут немцы ограничить присутствие или перемещение американских войск на территории ФРГ.
— Разногласия в НАТО могут закончиться распадом альянса?
— Сплоченность НАТО напрямую зависит от того, насколько Вашингтону нужен Североатлантичес
Неслучайно США в четыре раза, до 3,4 млрд долларов, увеличивают объем финансирования Европейского командования — эти деньги косвенно пойдут и на укрепление Североатлантичес
На мой взгляд, США и впредь будут альянс только укреплять. На саммите в Варшаве, скорее всего, американцы поднимут вопрос о механизме принятии решений внутри альянса — как стратегических, так и оперативных. Американские эксперты уже открыто говорят, что принцип консенсуса не очень хорош в нынешней ситуации, когда, возможно, НАТО потребуется принимать быстрые решения в военной сфере. И что на какой-то период принцип консенсуса может быть заменен другим, более эффективным в текущей обстановке.
Если новая модель принятия решений в НАТО будет поддержана, и каким-то образом введена в действие — безусловно, любые попытки Германии ограничить использование своей территории или блокировать развертывание на ней американских сил будут подавлены в зародыше. В этом случае НАТО станет монолитом, решения в котором принимают США, а остальные страны-участницы обязаны эти решения беспрекословно выполнять.
Возможно, принятие такой модели провоцирует сейчас польская сторона. В этом случае США официально получат в рамках НАТО статус партнера, «более равного» среди равных. Именно этого американцы, я считаю, и добиваются…
— Германия с июня 2014 года взяла на себя функцию посредника на переговорах с Россией, и посредника по украинскому конфликту в целом, — напоминает ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. — «Минск-1» и «Минск-2» немецкая сторона считает плодами этого посредничества, и потому не хочет резких провокационных шагов — тех же совместных учений с Украиной, — которые бы могли обрушить ситуацию.
Но есть и другой важный момент. США очень заинтересованы в том, чтобы делегировать Германии часть полномочий, и подготовить ее в качестве посредника на грядущих переговорах США-РФ.
Именно этот расклад, на мой взгляд, объясняет подоплеку скандала вокруг «Анаконды-2016». США и Германия просто-напросто играют в «злого» и «хорошего» полицейского. Берлин не может требовать вывода американских войск со своей территории, зато — как гарант Минских соглашений — может показать России: есть жесткая позиция США, и мягкая позиция Германии. И потому русским надо работать именно с немцами.
Словом, демонстрируя сейчас недовольство совместными учениями с Украиной, и намекая о готовности создать трудности передвижению американских войск, Берлин всего-навсего играет по сценарию Вашингтона — в конечном итоге, на руку американцам…
Фото ТАСС