Культура

Музыка древности: какой она была?

Первобытное общество

Если спросить жителя территорий бывшей Российской империи или хотя бы СССР (территория поменьше) – «Почему весь мир без исключения считает, что здесь была великая культура?», то каков будет ответ? Из чего это следует? Как можно это понять? Разве что вспомнят школьный курс литературы, и уже это хорошо. Возможно даже, что и еще какие-то «музыкальные фамилии» вспомнят, кроме Мадонны и Примадонны, но это решительно ничего не меняет.

Что за культура была, что она дала миру – вряд ли с ходу кто-то сможет ответить. Но при этом существует и «равноудаленность» от европейской музыки. Одним словом, с музыкой дела обстоят на данный момент неважно. И это предельно мягко сказано.

А уж о музыкальном народном творчестве своего народа (своих народов) и вовсе у людей представление крайне смутное. Уверена, что в украинских селах помнят и поют какие-то старые песни, что же касается Центральной России – здесь ситуация намного хуже.

Хороших книг и радио- или телепередач, написанных доступно и «популярно», крайне мало. Недавно появилась книга английского комедиографа, писателя и драматурга Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки».

Небольшая справка

Стивен Фрай (родился в 1957 году) считается «эталонным носителем английского духа». Кто-то может его знать по роли Оскара Уйальда в одноименном фильме 1997 года, кто-то – по роли Дживса в знаменитом «Дживс и Вустер». Кто-то мог слышать его известные начитки аудиокниг (например, «Гарри Поттера»). Наверняка найдутся и читатели его прозы. Недавно Фрай выпустил книгу «Неполная и окончательная история классической музыки» (2007 год). Она переведена и на русский язык.

Это неплохая и насыщенная информацией книга, написанная любителем музыки для таких же любителей. Может быть, слегка избыточен чисто английский юмор, но сколько уважения и любви к предмету разговора! Любви к музыке, в том числе и к русской, кстати.

Те, кто решит прочесть Фрая – это тоже хороший вариант в плане ознакомления с этим странным явлением – музыкой. Так что желающие могут просто прочитать книгу Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки». Но мне бы хотелось написать свою Полную и неокончательную историю музыки.

Что такое музыка? Зачем она нужна? Как мы ее чувствуем? Откуда взялось понятие «классика»? Что было в Западной Европе, а что – у восточных славян? А что было в Азии? Что происходит на данный момент? На эти вопросы можно попробовать ответить, в том числе и с вашей помощью. Итак, сначала – откуда?

Музыка – ровесница человечества

Естественно, обозначить «начало» невозможно. Не только «время», но и «место»: везде, где жили когда-то первобытные люди, везде находят и подтверждение наличия у них первых музыкальных инструментов. Но как можно судить о том, какая это была музыка?

Африканский барабан ашико

Здесь, конечно, все больше предположений, но эти предположения вполне имеют право на существование. Ведь и сейчас на нашей планете живут первобытно-общинным строем целые народы. И их культуру изучают. Не нужно забывать, что сохранилось и множество исторических свидетельств путешественников, миссионеров и всех остальных, кто оказывался в гуще чужой культуры.

Находки археологов – тоже большая тема для исследований. Каменные плиты – литофоны, свистки, погремушки и колотушки, раковины – они же первые трубы, музыкальный лук (где тетива – струна), флейты из костей и рогов различных животных – это все первые инструменты. Довольно рано появилось звукоподражание: например, пению птиц или крикам зверей. Иногда звукоподражание могло быть просто необходимо во время охоты или военных действий, для конспирации.

Предполагается, что очень рано сложились и первые песни: мать баюкала ребенка, воинов с добычей встречали особыми торжественными восклицаниями, пели-плакали на погребениях умерших. Музыка была и составной частью игры. Музыка часто была средством лечения больных. Музыка всегда была тесно связана с религиозными представлениями, она была частью всех церемоний и обрядов. Музыка была и составной частью обыденной жизни с ее тяжелой работой, радостями и горестями. То есть музыка просто была всегда, она вызрела внутри человеческой жизни.

Африканское племя масаи поет песню

И не нужно забывать, что огромное количество языков Азии и Африки относятся к так называемым тоновым или тональным языкам. В этих языках от высоты сказанного звука (слога) зависит значение слова. Это не знакомая нам всем интонация в прозвучавшей фразе, а именно «лексика и грамматика» в высоте одного и того же слога.

Огромное значение имел ритм. Тут нужно сказать, что практически не было музыки «отдельно», она существовала вместе со словами и танцем (или пантомимой). Ритм соединял музыку и танец. А танец – это уже элемент драмы, персонификации действующих лиц, какого-то сюжета. И это, в свою очередь, дальше усложняет мелодию и слова. То есть все идет к дальнейшему развитию.

Колебания идеальной струны. Реальные колебания составляются из указанных. 1 — основной тон, 2—5 — вторая — пятая гармоники, соответствующие первому — четвёртому обертонам

Исключительно интересный вывод, который иногда встречается в исследованиях о музыкальной культуре первобытных племен. В основном – мелодии минорные (если кто помнит, минор – это «грустный» лад). А ведь сама природа дает нам мажор (то есть «радостный» лад). Есть в акустике понятие «обертоны». Это физическое явление, связанное с колебаниями звучащего тела. То есть у каждого звука есть сразу несколько призвуков, имеют значение первые 16 призвуков.

Так вот: что струна, что человеческий голос дают первыми своими обертонами именно мажорное трезвучие. Не придуманная какой-то многомудрой головой «история», а физическая реальность и закон природы, о котором нужно иметь представление, поскольку это будет важно и в дальнейшем.

Сама природа дает мажор, а человечество всю историю сочиняет преимущественно в миноре (в этом противопоставлении довольно много условного, но от этого не менее интересного). У меня нет ответа – почему так происходит.

Тувинская певица Намчылак Сайнхо (горловое пение)

Впрочем, существует у целых народов так называемое обертоновое пение (или обертонное, или горловое) – чтобы иметь о нем представление, можно послушать тувинскую, монгольскую или тибетскую народную музыку. Горловое пение – отдельная большая тема для разговора. И это тоже очень древняя традиция и искусство.

Итак, музыка глубокой древности вошла вместе с человечеством в следующий этап развития – и вошла уже с первыми музыкальными инструментами, песнями и танцами. Ни одна из древнейших крупных цивилизаций не обошлась без своей музыки. Древние Египет, Индия, Иудея, Китай уже имели в своем распоряжении вполне профессиональную музыку и музыкантов. В этих цивилизациях появилась и первая теория музыки. А античные философы добавили к музыке и математику.

Шофар, ещё шофар

Музыка древних цивилизаций: какой она была?

Уже тогда, в древности, музыка «разделилась». На музыку духовную (храмовую), светскую (для увеселения – при дворах власть имущих) и народную. Это разделение достаточно условно: друг без друга эти «музыки» существовать не могут, они взаимодействуют и подпитывают друг друга.

                                       Древний Египет

Ведь никто не вернулся, кто ушел.
                                       («Песнь арфиста». Перевод Г.П. Францова.)

Загадочная древнеегипетская цивилизация продолжает волновать современные умы. О ее музыке можно судить по иероглифическим записям песен-стихов на стенах гробниц, по барельефам, художественной росписи, сохранившимся музыкальным инструментам. Есть некая вероятность, что некоторые элементы древнейших напевов могли остаться в песенных оборотах коптов современного Египта, Эфиопии и Эритреи. Но судить об этом крайне сложно: мелодика коптов впитала в себя и позднейшее влияние (христианское, мусульманское).

Слепой арфист (Надгробие, 2040-1640 до нашей эры)

Существовал в древнем Египте и «грандиозный» синтетический жанр (от слова «синтез», а не от слова «синтетика»). Это монументальные мистерии, посвященные главным мифологическим персонажам (богам Осирису, Изиде), с песнями, хором, шествиями и плясками, драматическими сценами. Некоторые из сцен подобных мистерий сохранились на надгробии Ихернофрета (целые отрывки сценариев действа).

О культовых гимнах древних египтян эпохи Древнего царства можно судить не только по барельефам и росписям, но и по дошедшим до нас историческим памятникам («тексты пирамид» или «Книги мертвых»). А при дворцах фараонов существовали ансамбли певцов и инструменталистов. Самым популярным инструментом была, по всей видимости, арфа, струны которой изготавливались из пальмового волокна. Памятник древнеегипетской литературы – «Песнь арфиста» (эпоха Среднего царства).

Итак, празднуй радостный день и не печалься,
Ибо никто не уносит добра своего с собой,
И никто из тех, кто ушел туда,
Еще не вернулся обратно!
(«Песнь арфиста». Перевод Анны Ахматовой.)

У великого итальянца Джузеппе Верди есть опера «Аида». Сюжет – несчастная любовь военачальника Радамеса и эфиопской рабыни Аиды. Там, конечно, нет ничего от древнеегипетской музыки, но общий отзвук таинственной и древней цивилизации можно почувствовать. А само имя Аида с 19 века получило распространение и в Европе.

Древняя Месопотамия

Древние цивилизации Шумера, Ассирии, Вавилона вложили свою огромную лепту в развитие музыкального искусства. В Сирии играли на арфах, 5- и 7-струнных лирах, гобое (этот гобой сильно ругал древнегреческий философ Платон). Сирийские мелодии-гимны могли через Грецию проникнуть в Европу и интонационно воздействовать впоследствии на литургические гимны христианского Средневековья.

Из древнего Шумера до нас дошла табличка с поэтическим отрывком и клиновидной нотописью. Это уникальный и древнейший памятник (III тысячелетие до нашей эры). Считается, что здесь записаны ноты, но записаны клинописью. Немецко-американский музыковед Курт Закс предполагал, что это запись арфового аккомпанемента вокальной мелодии.

В дни Таммуза играйте на лазоревой флейте
На порфирном тимпане с ним мне поиграйте,
С ним мне играйте, певцы и певицы.
Мертвецы да восходят, да вдыхают куренья.
(Вавилонская поэма «Сошествие Иштар в обитель мертвых»).

В Ассирии развивалась музыкальная теория. По ней – в музыке главенствовали числовые отношения, сама теория была тесно связана с астрологией. Впоследствии подобное понимание закономерностей музыки могло стать основой для теории музыки древней Греции у Пифагора («гармония сфер»).

У вавилонян (Вавилон – сегодняшний Ирак), как и в древнем Египте, также были развиты действа-мистерии с бытовыми сценами, лирическими плачами. Расцвела храмовая музыка (исполняли сами жрецы), светская (исполняли музыканты-рабы). Наибольшего расцвета музыка получил при царе Навуходоносоре.

У великого итальянца Д. Верди есть опера «Навуходоносор», или «Набукко» по-итальянски. В музыке этой оперы нет ничего от древневавилонской, естественно. Однако она многим может быть знакома, особенно хор еврейских изгнанников «Va, pensiero» из третьего акта. Слова хора – парафраз библейского псалма «На реках вавилонских», а мелодия – фактически второй, неофициальный гимн Италии.

Частично можно судить и о музыке древней Палестины. Там создавались свои музыкальные инструменты: лира киннор, свирели халиль, медные тарелки шалишим, бараньи рога шофар, трубы хососра. Об «иерихонских трубах» многие читали.

Священнослужители были одновременно и музыкантами. Элементы мелодических оборотов этой музыки тоже могли через Грецию и Византию проникнуть в европейскую музыкальную культуру Средних веков. На шофаре в Израиле играют до сих пор – во время религиозных церемоний.

Древняя Индия

К сожалению, музыка не могла сохраниться так, как сохранилась архитектура. По крайней мере, если традиция передачи – изустная, без записи, то многое оказывается утраченным. Можно ли предположить, что в музыке древней Индии было нечто подобное сохранившимся грандиозным архитектурным памятникам?

В Индии расцветала храмовая музыка, связанная с религиозными практиками, бытовала разнообразная народная – с ее многочисленными песнями. Это были «рабочие» песни – земледельцев, каменщиков, резчиков, погонщиков слонов и буйволов, укротителей кобр. Были и героические эпические песни. Существовала целая традиция у странствующих певцов. От них же до нас дошел танец Катхак.

Рагини (исполнители раг — женщины) Индийская миниатюра

Древнеиндийский актер ната исполнял танец при подпевании хора. Вообще, Индия – колыбель музыкального театра, существовавшего задолго до того, как нечто подобное появилось в Европе. Музыка в Индии до сих пор существует в тесной связи с поэзией и танцем.

Естественно, была выработана своя теория и своя философия музыки. Была и своя запись нот с обозначениями на санскрите.

Что касается самих мелодий – здесь нетрудно заметить большую разницу с мелодиями, которые очень условно можно определить как «европейские». Были созданы свои уникальные лады, называемые в целом «рага» (с санскрита – красота, мелодия, цвет, а то и пробуждение, страсть). Это удивительные лады, в октаве 22 звука-шрути (в европейской – 7 основных или 12 с диезами и бемолями). Индийское ухо тоньше, оно способно услышать четверть тона, у европейцев минимум – полтона. Как в живописи и элементах архитектуры мы говорим об орнаменте, так и в индийской музыке – кружево обволакивающих «нот». В 60-е годы 20 века появилось направление рага-рок, описывающее сейчас любые разновидности взаимоотношений рока и индийской раги. Это весьма распространенное явление в рок-культуре.

В Индии всегда проживало множество различных народов, поэтому даже одна тема музыки Индии – неисчерпаема.

Древний Китай

Тоже очень большая и важная тема. Музыка была тесно связана с конфуцианством, разработана и интереснейшая теория. Учение о 12-ступенном звукоряде увязывалось с эзотерическими воззрениями (даже с «Книгой перемен»), очень давно появилась пентатоника.

Пентатоника – особый звукоряд из 5 тонов, он до сих пор – основа музыки многих народов Востока. Этот звукоряд без полутонов может приблизительно изобразить любой человек, у которого под рукой есть фортепиано. Нужно подойти и поиграть только на черных клавишах – и вы получите «готовую» мелодию. Пентатонику мы слышим в венгерской, татарской, башкирской, чувашской, марийской, корейской, японской музыке, музыке американских индейцев, у саамов и даже в кельтской народной музыке.

О двух Тимофеях и не только

Старого я не пою, новое моё – лучше…
Прочь ступай, древняя Муза!
(Тимофей Милетский, поэма «Персы»)

Музыкальная культура в Древней Греции – одновременно и определенный исторический этап, и «детство», и вершина.

Этап – потому что эта культура обнаруживает очевидные связи с более древними культурами Ближнего Востока – Египта, Сирии, Палестины (например, псалмы царя Давида стали основой дальнейшей псалмодии, а древнеегипетская храмовая погремушка стала музыкальным инструментом – систром). Вершина – потому что древнегреческие философы и математики сформировали первую полноценную теорию музыки. Детство – потому что плодами Древней Греции питалось в дальнейшем все человечество. Она вручила идеи и теории эпохе Возрождения, а затем и 20 веку.

Но, к сожалению, невозможно представить себе весь ход развития античной музыки. Если скульптуру можно увидеть воочию, то в том, что касается музыки, – можно только предполагать. Сохранилось всего около десятка фрагментов древнегреческой музыки в нотации того времени. Но зато они – первые в Европе! И упоминаний о музыке, трудов, посвященных ей, – огромное количество.

Музыка в жизни древних греков занимала важнейшее место. Воспитание человека не мыслилось вне музыки.

В Сенате шепчутся, что Диодор и Терпнос лучше меня играют на кифаре. Скажи мне честно. Они играют лучше меня? У тебя нежнее касание струн…
(Диалог из фильма «Камо грядеши?»)

Гомер с кифарой (Лувр)

Кифара – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, на нем играли только мужчины. Первоначально игра на этом инструменте предполагалась только в помощь пению. Философ Платон строго указывал: «Применение отдельно взятой игры… на кифаре заключает в себе нечто в высокой степени безвкусное и достойное лишь фокусника» (Платон. Законы).

Певца, который пел под кифару, называли кифаред. Сначала у кифары было 5 струн, но потом появился музыкант-реформатор, который увеличил их количество до 11. Знаменитым певцом-поэтом-кифаредом был Тимофей Милетский (ок. 450 – ок. 360 до н. э.). За это его в Спарте невзлюбили, изгнали и в качестве наказания велели «лишние» струны обрезать. Издали даже специальный указ по этому поводу:

«Тимофей Милетский, прибыв в наш город, обесчестил древнюю Музу… Приглашенный на состязание, посвященное элевсинской Деметре, он непристойно украсил миф о родовых муках Семелы украшениями, тем самым неправильно научая юношей. За это цари… настоящим решили осудить Тимофея: ему предписывается обрезать одиннадцать струн кифары так, чтобы удалив лишние, оставить семь, чтобы каждый, видя суровый порядок города, воздержался вносить в Спарту что-либо негожее, дабы слава состязания не была поколеблена никогда»…

Процессия Диониса

Судя о всему, Тимофей был, действительно, ярким новатором. Его упоминает Франсуа Рабле: «Тем же самым способом Понократ заставил Гаргантюа забыть все, чему его научили прежние воспитатели, – так же точно поступал Тимофей с теми из своих учеников, которые прежде брали уроки у других музыкантов». (Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»). Более того, не исключено, что он был новатором и в поэзии. Его стихи совершенно фантастическим образом напоминают русскую поэзию начала 20 века:

…Струг бил в струг,

Полосуя гладь Форкиады;

Ноги обув

В зубы копий,

Взбычив лоб,

Рвались они смять

Сосновые руки весел…

Не менее удивительна история и находки поэмы Тимофея «Персы». Этот древнейший древнегреческий папирус был найден в Египте в 1902 году.

Кифара считалась инструментом бога Аполлона и противопоставлялась авлосу – инструменту бога Диониса. Это важный момент. Понятия «Аполлоническое» и «Дионисийское» («Дионисизм») вошли в философию, эстетику и психоанализ. А богу виноделия Дионису (он же небезызвестный Бахус) в античные времена посвящались целые празднества-вакханалии-оргии.

Авлет, играющий на двухствольном авлосе ( Лувр)

Итак, у Диониса была своя музыкальная свита. И авлос был – одним из главных инструментов. Авлос – древнегреческий духовой музыкальный инструмент, который, возможно, пришел из Передней Азии. Но миф гласит, что его изготовила сама богиня Афина, но ей не понравилось, что нужно надувать щеки, инструмент она бросила. Авлос подобрал сатир по имени Марсий, дальше – целая большая и драматическая история, зафиксированная во многих произведениях искусства.

С тех пор на авлосе играли везде: и во время вакханалий, и во время траурных церемоний, авлос звучал и в военной музыке, и в культовой. Играли на нем и женщины.

Какая в песнях Тимофея власть

То разжигает, то смиряет страсть!

(Александр Поуп, английский поэт)

«Фавн Марсий учит молодого Олимпия игре на свирели» (Басин Петр Васильевич (1793-1877))

Самым знаменитым исполнителем на авлосе былТимофей. Это не тот Тимофей, который Тимофей Милетский (исполнитель на кифаре, живший раньше), а другой – Тимофей, живший при Филиппе и Александре Македонских. Воздействие музыки этого Тимофея на знаменитого военачальника отражено в многочисленных произведениях литературы и живописи. Якобы и в бой Александр пошел только лишь потому, что услышал военную песнь Тимофея.

Эта история многократно описана, в том числе и Винченцо Галилеем, который был композитором, теоретиком и отцом Галилео Галилея (1520-е годы – 1591 год). Эту же историю описывает английский поэт Джон Драйден, впоследствии на тему этой поэмы напишет музыку Гендель. С античностью всегда так: потянешь одну ниточку и вытянешь клубок, который размотать и жизни не хватит. Огромный пласт культуры…

И зрелся Тимотей среди поющих клира;
Летали персты по струнам;
Как вихорь, мощный звон стремился к небесам;
Звучала радостию лира…
…Хвалою Бахуса воспламенились струны:
«Грядет, грядет веселый бог»…
(Джон Драйден «Пиршество Александра, или Сила гармонии», перевод В. Жуковского.)

Итак, мы познакомились только с двумя инструментами и двумя Тимофеями. Но не только они были великими музыкантами. Были и другие профессиональные певцы-сказители – аэды. С ними появились эпические и героические песни – рапсоды, гимны.

«Всем на обильной земле обитающим людям любезны,
Всеми высоко честимы певцы; их сама научила
Пению Муза; ей мило певцов благородное племя».
                                                (Гомер «Одиссея». Песнь VIII)
Гюстав Моро. Смерть Орфея

Одним из знаменитых певцов был Терпандр из Лесбоса. Про остров Лесбос все знают, даже те, кто ничего про другие греческие острова не знает. Про Лесбос знают, про чемпиона Терпандра – нет. А он победил на пифийских играх в Дельфах, пел под семиструнную кифару. Дельфийский оракул призвал его приехать в Спарту, где певец должен был подавить народные беспорядки. Безусловно – своим пением. Тем самым лишний раз подтверждается важнейшая роль, которую древние греки придавали музыке во всех сферах. Терпандр считается основателем музыки и лирической поэзии в Древней Греции (VII век до н. э.).

Еще один знаменитый музыкант-поэт – Пиндар (522-518 до н. э. – 448-438до н. э.). Играл на авлосе, сочинял оды, гимны, застольные песни. Сами боги не чурались петь его стихи. «О, златая лира! Общий удел Аполлона и Муз» (Пиндар. Хоровая лирика). Пиндара называли первым из Девяти лириков, его влияние было огромным. Когда через 100 лет после смерти музыканта-поэта Александр Македонский (Великий) пошел войной на родной город Пиндара – восставшие Фивы, он велел уничтожить его до основания, оставив только храмы и дом Пиндара.

Музыкантами были и мифологические герои – Олимп и Орфей. Сказание об Орфее из Фракии и его Эвридике пережило тысячелетия. И будет жить всегда.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.