Нефть продолжает стремительно дорожать. Ещё в январе за баррель давали всего лишь 27 долларов, а сейчас дают уже 48 — и если котировки будут расти с той же бодростью, то через месяц-другой нефть вполне может снова перевалить за 60.
Причины этого взлёта цен на нефть понятны. После нескольких скандалов с фальсификацией статистики спекулянты больше не верят официальным американским данным — здравый смысл же подсказывает им, что нефть обречена на рост.
Напомню, нефтяная отрасль США продолжает неуклонно деградировать. За последнюю неделю количество буровых сократилось ещё на 11 штук, и сейчас их осталось всего лишь около 21% от максимума, это очередной исторический минимум:
Проще говоря, американские нефтяники «докачивают» нефть из уже разработанных месторождений и не вкладываются в новое бурение. Это чем-то напоминает распродажу всех товаров из закрывающегося магазина — рано или поздно товары закончатся, полки окончательно опустеют, и двери в магазин будут окончательно заколочены.
Собственно, банкротства и сокращения уже вовсю идут. Вот свеженькое — только в последние недели несколько крупных нефтяных компаний США объявили о сокращении 24 тысяч рабочих мест:
При этом около 120 тысяч рабочих мест в секторе уже были ликвидированы — и, как вы понимаете, было бы наивно надеяться, что сокращение персонала не выльется в итоге в сокращение объёмов добычи.
Я знаю, сейчас кто-нибудь непременно заметит, что добыча нефти в США и так уже падает. Соглашусь — добыча упала уже до 8,9 млн баррелей в сутки, это минимум с октября 2014 года:
Однако это ещё явно не предел падения — пятикратное (!) сокращение количества буровых в США подсказывает, что добыче ещё падать и падать.
Напомню, Владимир Путин ещё в 2014 году говорил, что если цены на нефть занырнут за 80 долларов в баррель, производство нефти в мире рухнет. Вот, пожалуйста, наглядное подтверждение этого прогноза — производство нефти в США и во многих других странах уже падает. При этом возврат котировок к уровню в 80 долларов за баррель спасти ситуацию не сможет, так как период сверхнизких цен уже пробил такие дыры в бюджетах нефтяников, что для нормальной работы им нужны уже цены в 100-120 долларов, не меньше…
Чего нам ждать дальше?
Есть два базовых сценария, сценарий «бесконечного ужаса» и сценарий «ужасного конца». Сейчас мы пока что находимся в первом, в сценарии «бесконечного ужаса». С каждой неделей мировая экономика замедляется всё сильнее, проблем в финансовом мире всё больше и больше… но резкого обвала не происходит.
Пожалуй, нагляднее всего нынешняя грустная ситуация видна на графике продаж Caterpillar, американского производителя строительной техники:
Как видите, если в 2008 году продажи рухнули резко, но относительно ненадолго, то с 2013 года наблюдается пусть не такое резкое, но зато уже в два раза более долгое снижение продаж.
Рано или поздно печальная развязка, разумеется, всё равно наступит, однако вот когда именно — в мае 2016 или, возможно, вообще не в 2016 году — сказать пока что невозможно. Могу разве что предположить, что перед концом долларового мира мы увидим последнюю его конвульсию в виде ПОПС, политики отрицательных процентных ставок. Пока что, напомню, ставки в США положительные, плюс 0,5%. Это значит, что хоть риск молниеносного обвала и сохраняется, однако шансы дотянуть поезд американской экономики до выборов, которые будут в конце года, у ФРС США есть.
Вернёмся к нефти. Пока американская экономика ещё жива, цены на нефть будут, вероятно, расти — так как падение добычи уже очевидно всем, а спрос на нефть пока что ещё сохраняется высоким. Если ФРС США включит ПОПС — а она, думаю, это таки сделает — цены на нефть под давлением халявных денег пойдут ещё дальше вверх. Если же на американских биржах начнётся обвал, который спровоцирует волну банкротств и тому подобные кризисные явления, цена на нефть может упасть до сколь угодно низких значений, пусть и не слишком надолго.
Что это значит для России?
Это значит, что у России есть время на подготовку к кризису — который, как ожидают аналитики, превзойдёт по своим разрушительным последствиям не только волну 2008 года, но и даже Великую депрессию 1930-х годов. Нас, по большому счёту, устраивает любая цена на нефть.
Если цена на нефть будет сверхнизкой, американские сланцевики будут разоряться ещё быстрее, что играет нам на руку. Если цена на нефть будет просто низкой, на уровне в 50-80 долларов за баррель, сланцевики будут разоряться несколько медленнее, но зато наш бюджет будет чувствовать себя относительно комфортно. Если цена нефти превысит 80 долларов за баррель, сами понимаете, наша экономика сможет на некоторое время выдохнуть.
Кстати, если вы обратите внимание на курс рубля, вы заметите, что валютные спекулянты ведут себя рефлекторно, как собаки Павлова. Растёт нефть — они двигают рубль вверх. Нефть падает — они двигают рубль вниз. Конечно, в идеальном мире цена рубля должна была бы определяться не ценой нефти, а состоянием нашего платёжного баланса (с которым всё хорошо), но в мире реальном, увы, мозги спекулянтов устроены куда как более примитивно: они ориентируются просто на цену на нефть.
Это значит, что если нефть подскочит до 65-70 долларов за баррель, у рубля будут реальные шансы пробить отметку в 50 рублей за доллар — и это сильно ухудшит позиции наших производителей. Поэтому, думаю, Центробанк не даст рублю укрепиться так сильно. Я не знаю планов нашего ЦБ, но могу осторожно предположить, что при приближении к уровню в 50 рублей за доллар ЦБ начнёт активно печатать рубли и закупать на них доллары.
Не то чтобы я был уверен, что нефть будет и в мае переть вверх, как нечистоты на дрожжах — я ничуть не удивлюсь, если после бурного роста последних недель мы увидим коррекцию и некоторое снижение котировок. Но всё же возврат нефтяных цен к уровням в 70-100 долларов за баррель меня не удивит.
А теперь сладкое.
Помните, в конце 2015 года прошла новость о начале тестовых торгов нефтью за рубли? Об этом с радостью и надеждой писал, например, хорошо известный вам
Так вот, процесс идёт успешно, международные трейдеры активно привлекаются на нашу площадку в Петербурге:
Теперь нам стоит скрестить пальцы, чтобы американская экономика таки протянула хотя бы до выборов нового президента в ноябре 2016 года. Возможно, к этому времени мы уже сможем перевести часть торговли нашей нефтью на рубли.