Глава украинского Института национальной памяти Владимир Вятрович становится важной политической фигурой. Он трактует исторические события так, как необходимо нынешней власти, вооружившись одобрением президента страны Петра Порошенко. О том, как и почему это происходит, пишет американский журнал Foreign Policy.
Ещё год назад на Украине были приняты законы, которые запрещают нацистскую пропаганду. Однако служат они совершенно другой цели, позволяя умалчивать о преступлениях, совершённых украинскими коллаборационистами в ходе борьбы против СССР, пишет Foreign Policy. Речь идёт о погромах и этнических чистках на территории Западной Украины со стороны националистической ОУН-УПА (тем же пакетом законов её участники признаны борцами за независимость страны), затронувших польское и еврейское население. В ходе этих событий, по некоторым оценкам, количество жертв только среди поляков составило не менее 100 тыс. Кроме того, в ходе послевоенной подпольной борьбы ОУН-УПА с советской властью погибли ещё не менее 20 тыс. человек.
Во главе кампании по улучшению образа украинцев, сотрудничавших с нацизмом, стоит директор украинского Института памяти (наряду с польским аналогом, единственное учреждение такого рода во всём мире) Владимир Вятрович. Он действует с одобрения президента страны Петра Порошенко, ранее принявшего закон о передаче в ведение института архивных документов органов госбезопасности, считает журналист Foreign Policy Джош Коэн.
Коэн не единственный, кто критикует подобный подход украинских властей. К Вятровичу, который является учёным-историком и автором нескольких книг, критически относятся многие его коллеги. Его работы подвергались критике со стороны американских, польских, канадских, украинских учёных, как неправдоподобные и откровенно пропагандистские.
Коэн также подчёркивает, что глава института памяти однажды выступил в защиту украинской дивизии СС. По мнению журналиста, под руководством Вятровича устанавливается предзвятый и однобокий взгляд на историю Украины.
Отметим, что ранее Вятрович работал в львовском центре исследований освободительного движения и возглавлял архив СБУ в ходе президентства Виктора Ющенко. Он также выступал за переименование Московского проспекта в Киеве в проспект Степана Бандеры.