Депутаты хотят взять под контроль публикации чиновников в социальных сетях. Соответствующийзаконопроект был внесён на рассмотрение в Государственную Думу 4 мая депутатами от «Единой России» и ЛДПР. Суть инициативы заключается в том, что всех государственных и муниципальных служащих, а также претендентов на соответствующие должности обяжут предоставлять данные о своих профилях в соцсетях.
По мнению инициаторов законопроекта, он позволит минимизировать коррупционные риски и обеспечить соблюдение профессиональной этики.
Один из авторов законопроекта,депутат от ЛДПР Андрей Луговой комментирует инициативу следующим образом:
«Если будет замечено неподобающее поведение или обнаружится конфликт интересов, то такой чиновник может лишиться должности (вплоть до увольнения с формулировкой «утрата доверия» — и тогда доступ в госорганы для него будет закрыт)».
Он также отметил, что ссылки на аккаунты в соцсетях смогут стать причиной отказа в приёме на работу, если соискатель распространяет информацию, порочащую государство и государственные органы.
В свою очередь, второй автор инициативы, депутат ЕР Владимир Бурматов отметил, что законопроектпоможет исключить попадание во власть людей, которые до этого размещали в соцсетях информацию о конфликте интересов, связанных с бизнесом. Он отметил, что с этой позиции важна и история сообщений человека, которую, к примеру, запрашивают госструктуры в США, однако подчеркнул, что для России это«избыточная норма».
Подобное предложение со стороны депутатов возникло неспроста. Как показывает практика, чиновники разных уровней являются активными пользователями соцсетей. Так, например, на профильофициального представителя МИД РФ Марии Захаровой, которая активно комментирует события на мировой арене и внешнюю политику РФ, подписано свыше 153 тысяч человек. «Твиттер» премьер-министра Дмитрия Медведева читает 4,91 млн человек.
Именно с главой правительства, к слову, связан один из самых громких политических скандалов в Twitter.
Осенью 2010 года экс-губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин выложил в соцсеть дождевого червяка, утверждая, что нашёл его в тарелке с салатом на торжественном приёме президента ФРГ Кристиана Вульфа в Кремле. После проведённых проверок оказалось, что снимок был сделан в другом месте, поскольку изображённой на нём посуды в Кремле нет. Через некоторое время Медведев поздравил Зеленина с именинами в своём Twitter, пожелав «отлично отметить и заморить червячка». И хотя сразу после скандала увольнения чиновника не последовало, но оно все же произошло чуть позже – через полгода.
В связи с возрастающей популярностью социальных сетей, которые сегодня используются для коммуникации власти с населением, объективно встаёт вопрос о необходимости введения некоторых ограничений и установления ответственности за распространяемый контент. В некоторых странах на государственном уровне приняты стратегии, в которых регламентируется роль соцсетей в политике и соответствующее поведение чиновников, ведущих свои страницы. Ещё в 2013 году свои медиастратегии имели правительства Австралии, Австрии, Бельгии, Чили, Колумбии, Южной Кореи и Нидерландов. США и Великобритания имеют развитое законодательство в этой сфере, которое чётко регламентирует присутствие госслужащих в медиапространстве.
В 2012 году в США на 700 федеральных департаментов приходилось три тысячи страниц в Facebook, одна тысяча микроблогов в Twitter, 700 каналов YouTube и 500 страниц в Flickr. Весь этот массив страниц в социальных сетях представляет собой официальные страницы ведомств, федеральных программ, министров и отдельных чиновников.
По данным за 2011 год около 2/3 американских госслужащих имели аккаунты в соцсетях, при этом 90% из них предпочтение отдавали Facebook. Свои блоги имеют лишь 20% чиновников.
Схожая статистика в Великобритании: около 90% локальных чиновников используют Twitter, 80% — Facebook и только 3% не имеют ни одного аккаунта в соцсетях. В Швеции довольно популярным каналом коммуникации являются блоги: около половины локальных муниципалитетов имеют свой блог, и только 43% пользуются Twitter и 80% — Facebook.
Социальные сети на Западе используются в качестве инструмента повышения доверия, поэтому законодательство объективно накладывает на госслужащих ограничения в размещении информации. Самый сильный контроль за этой областью наблюдается в Канаде, где существуют специальные агентства по мониторингу соцсетей. В случае несоответствующего кодексам медиа-поведения они предоставляют информацию в секретариат, который принимает решение о дальнейшей судьбе сотрудника. К неподобающему поведению, к примеру, относят ненормативную лексику и схожие с ней языковые конструкции. Также в Канаде существует особый стандарт менеджмента в социальных сетях, где различные ведомства могут найти рекомендации по управлению аккаунтами со ссылками на законы, которые регламентируют эту отрасль.
В США помимо упомянутых депутатами правил, по которым работодатель может запросить пароли от профилей в социальных сетях, существует множество других ограничений. На официальном уровне принят Этический кодекс поведения для чиновников исполнительной ветви власти. Несмотря на то, что документ не затрагивает соцсети напрямую, согласно нему, поведение госслужащего в медиапространстве должно полностью соответствовать требованиям кодекса.
Правила Евросоюза в этой области несколько лояльнее: здесь гораздо сильнее работает правило неприкосновенности частной жизни сотрудников и свобода слова. Тем не менее также существуют этические кодексы, где как государственные ведомства, так и компании прописывают правила пользования интернетом, электронной почтой и социальными сетями. А, например, во Франции все эти вопросы должны быть оговорены в трудовом договоре.
В мировой практике есть множество примеров, когда работников увольняли за невежественные высказывания в соцсетях. Так, за высказывания в сторону первой леди Франции, жены Франсуа Олланда Валери Триервейлер был уволен спортивный корреспондент радио RTL Пьер Сальвьяк. Он написал в своём микроблоге Twitter:
«Обращаюсь ко всем коллегам-женщинам: занимайтесь сексом с пользой, вдруг вам выпадет шанс стать первой леди Франции».
Несмотря на то, что после волны возмущения он удалил запись и извинился, глава радиостанции принял решение уволить журналиста, осудив его за «вульгарный сексизм».
В 2010 году за приверженность к некоторым положениям философии одного из лидеров ливанской «Хезболлы» была уволена журналистка CNN Оливия Наср.
«Очень сожалею о смерти Сайида Мухаммада Хуссейна Фадлаллы. Это был один из гигантов мысли ″Хезболлы″, которого я очень уважала», — написала она в Twitter, чем вызвала негативную реакцию еврейской общины США.
И хотя она имела в виду прогрессивное отношение к правам женщин, а не антиизраильскую направленность группировки, глава ближневосточного отдела уволил её с формулировкой «потеря доверия к авторитету журналиста».
Не менее громким скандалом стало увольнение австралийского спортивного корреспондента Скотта Макинтайра, который в своём микроблоге некорректно высказался о Дне ветеранов. В своей публикации он назвал высадку Антанты на Галлиполи во время Первой мировой войны «империалистическим вторжением». Кроме того, по его словам, крупнейшие теракты в мировой истории были совершены в Хиросиме и Нагасаки. Руководство компании SBS, где работал репортёр, уволило журналиста, объявив, что его «неуместные и неуважительные» высказывания не соответствуют ценностям компании и противоречат правилам поведения в соцсетях.
Большинство известных случаев увольнения из-за публикаций в социальных сетях касается именно журналистов, поскольку они считаются лидерами общественного мнения. В нынешних условиях их популярность сравнима с некоторыми госслужащими, поэтому законодательство развитых стран в обязательном порядке регламентирует и их поведение в социальных сетях. При этом, несмотря на то, что многие ограничения носят рекомендательный характер, их неисполнение зачастую грозит увольнением работников.
Среди российских работодателей широко распространена практика слежки за социальными сетями своих сотрудников.
«Бывают ситуации с недобросовестными сотрудниками, которых хотят уволить, тогда собираются факты нарушения должностных обязанностей, трудового распорядка или же информационной безопасности, если таковые есть», — отмечает управляющий партнёр юридической компании «Генералов и партнёры».
Обычно такими вопросами занимается служба безопасности. Тем не менее, как отмечают юристы, контроль персонала имеет тонкую грань, которая чётко указана в Конституции РФ, где гражданам страны гарантируется право на тайну переписки, телефонных переговоров и других каналов сообщений.
Однако нынешнего законодательства не хватает для регламентации отношений между работодателем и сотрудником, особенно если в роли работодателя выступает государство. Далеко не у каждой компании и уж тем более государственного учреждения есть свой свод правил, где оговаривается поведение работника. Нормы и моральные стандарты у каждого человека свои, поэтому такие законодательные «недосказанности» приводят к неприятным последствиям. Некорректное поведение в социальных сетях приводит к конфликтам и потере доверия, а для чиновников вопрос сохранения авторитета стоит также остро, как и для коммерческих компаний и СМИ.
Возможно, будь поведение чиновников в соцсетях законодательно регламентировано ранее, можно было бы избежать нелепых эксцессов.
Показательный пример:
В июне прошлого года на чиновника было заведено административное дело за незаконную рекламу наркотиков и психотропных веществ. Поводом стала публикация в соцсетях стихотворения под названием «Пирожок», в котором шла речь о наркотическом стимуляторе.
Как считает политтехнолог Александр Антошин, предложенная депутатами мера узаконит нынешний статус-кво, поскольку большинство чиновников в последнее время стало аккуратнее высказываться в соцсетях и выкладывать меньше личной информации. Тем не менее предложенные поправки помогут чиновникам сразу понять «правила игры», что им можно делать, а что нельзя. В результате власти смогут избежать дальнейших конфликтов, которые могут привести к потере авторитета.
Фото Politrussia
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).