Статьи

Переживут ли США смерть американской мечты

США меняются, доказательство тому — появление такого кандидата в президенты, как Дональд Трамп. Можно ли его назвать американским Горбачевым? Не приведет ли он США к развалу?

Как может быть устроен постамериканский мир? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает президент Международного института развития научного сотрудничества Елена Пономарева.

Крушение американской мечты

— Мир меняется и становится многополярным. Многие считают, что Соединенные Штаты Америки стоят перед кардинальными переменами и мы скоро увидим закат могущества Америки. Как вы относитесь к такому тезису?

— Перемены уже реально происходят, причем это действительно серьезные геополитические изменения, вызвавшие формирование многополярной системы международных отношений, многополярного мира. Это видно и по внутренним изменениям, которые происходят в Соединенных Штатах.

Сейчас активно ведется президентская гонка, одним из лидеров является Дональд Трамп. Один из его главных тезисов — американская мечта мертва, но я вам верну ее.

Ведь американская мечта — традиция для гражданина Соединенных Штатов, это возможности, которые он может получить в США, связанные прежде всего с потребительской корзиной — дом, машина, хорошая работа, достойная зарплата, пенсия, медицинское обслуживание и так далее.

А сегодня по параметрам социально-экономического уровня, конечно, в Соединенных Штатах далеко не все благополучно. По мнению ведущих экспертов, средний американец живет на уровне пятидесятых-шестидесятых годов.

Причем в те времена, как правило, работал один мужчина в семье, а женщины в основном занимались ведением домашнего хозяйства, занимались детьми. Теперь работают два человека, и при этом все равно они живут на том же уровне.

А финансовые средства самых богатых постоянно растут. То есть реализуется закон Мерфи: богатые богатеют, бедные беднеют. Уже и cредняя Америка начинает беднеть, и это как раз и есть смерть американской мечты. Там — серьезные расовые проблемы, большая разница в развитии штатов и так далее.

По внешней политике, Трамп постоянно заявляет, что Америка утратила лидирующие позиции, но я обязуюсь их вернуть.

Действительно, Соединенные Штаты утрачивают свою гегемонию. Конечно, это связано с теми вызовами, которые сам мир несет и с той политикой, которую проводила в последние годы американская правящая элита. Это неоколониальная политика, которую проводили США с целью решения внутренних проблем за счет других стран и народов.

Все свои экономические проблемы Соединенные Штаты пытались решить за счет использования внешних ресурсов. Наиболее концентрированно эту концепцию выразил еще Франклин Делано Рузвельт, один из самых популярных и значимых игроков мировой политики, во время Великой депрессии.

Он сказал очень показательную фразу: «Моя главная задача — спасти банкиров и промышленников от самоубийства». Он говорил не о спасении населения, а о спасении банкиров и промышленников, как ядре Соединенных Штатов. Чем обернулось это спасение, мы хорошо знаем.

Вторая мировая война была во многом подготовлена и инициирована именно американскими банкирами и промышленниками, которые активно финансировали Гитлера и поддерживали его военную машину.

Чем определяется сила государства? Если брать маленькие государства, почему Лихтенштейн -не сильное государство, а скажем, Сингапур — сильное? Или современная Россия называется сильным государством, хотя у нее очень много проблем. Россия является все равно мировым игроком, и мы это постоянно доказываем в последнее время.

Роберт Клайн, который считается одним из сторонников концепции политического реализма, вывел формулу силы государства. Сила государства, согласно его мнению, равна: территория + население + экономика + военный потенциал, военная мощь.

Все это вместе умножается на стратегию развития плюс политическую волю. Когда он в 1977 году подставил параметры государств в эту формулу, получилось, что Советский Союз в два раза сильнее и мощнее Соединенных Штатов Америки.

Какая страна займет место США

— Почему? За счет каких компонентов?

— За счет стратегии и воли — в СССР была готовность умирать за свои идеи. Но в 1989 году руководство Советского Союза с позором сдало позиции, хотя не окружение Горбачева создавало тот великий Советский Союз, который оно сдало бессовестно и нагло.

И как только были утрачены позиции, связанные со стратегическим видением, наличием глобального проекта, который можно реализовать, опираясь на своих союзников, и с наличием политической воли, сила государства была утрачена.

Соединенные Штаты, безусловно, одна из самых мощнейших в военном смысле держав, в плане наличия финансовых затрат на военный сектор экономики — и в прямом, и в процентном соотношении.

Безусловно, это мощнейшая экономика мира, но мы помним, что эта экономика в значительной степени существует с огромным дефицитом бюджета, с огромными государственными долгами, причем как внутренними, так и внешними.

Российская Федерация, Китай и Саудовская Аравия являются крупными держателями государственного долга США. С этим, кстати, был связан достаточно холодный прием во время недавнего визита Обамы в Саудовскую Аравию.

Саудовцы пригрозили выбросить на рынок долговые бумаги США за тот скандал, который разворачивается в Штатах, связанный с негативным освещением деятельности королевской семьи и утечкой данных о их связях с международным терроризмом.

Экономика США, конечно, находится под большим прессингом. Но мы должны отдать должное Соединенным Штатам — у них есть стратегия, они постоянно декларируют свое превосходство, стремление к господству, и как бы волевым усилием заставляют всю страну напрягаться.

Но президенты Соединенных Штатов последних разливов не совсем самостоятельные политики. Начиная с Ричарда Никсона, полностью самостоятельных фигур на политическом Олимпе Соединенных Штатов не было. Поэтому Обама по политической воле явно проигрывает.

Президенты выражают волю не столько своих избирателей и государства, сколько транснациональных и американских корпораций, которые финансируют выборы. Именно они и представляют собой ядро современной политической системы. Причем по сведениям американских экспертов, всего около четырехсот человек определяют политику США.

— Каким будет мировое устройство после потери могущества Америкой?

— Природа не терпит пустоты. Если Америка теряет могущество, значит, должны появляться некие новые центры влияния и силы, которые заполнят определенные лакуны геополитической игры и предложат какие-то свои проекты. Конечно, это случится не сразу, это длительный процесс.

Мы живем в очень сложное, но очень интересное время. Каждый день происходит что-то эпохальное. Всегда есть повод задуматься над своим местом в этом мире, над тем, что мы делаем для своей страны. Нам нужно сосредоточиться не на внешних вызовах, а делать сильным свое собственное государство.

Любовь Люлько

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.