Россия восстановит космическую сферу в Крыму, уцелевший центр управления полетами и обсерватория, несмотря на разруху украинских времен, будут реконструированы. На полуострове возобновится подготовка к полетам и реабилитация космонавтов по возвращению на Землю.
Об этом в интервью «ПолитНавигатору» рассказал Герой России космонавт Антон Шкаплеров. Он известен сделанными на орбите снимками родной Балаклавы и Севастополя. Сейчас Шкаплеров намерен баллотироваться в депутаты Госдумы от города-героя.
-В советские годы Крым был одним из «космических» регионов — тут строили посадочные полосы для «Бурана», здесь работал Центр управления полетами, обсерватории, заводы, выпускавшие приборы для космической промышленности. Что можно возродить сейчас в Крыму, и что конкретно в Севастополе?
— Во время подготовки к полету в космос, мы тут, в Севастополе, вместе с иностранными экипажами проходили тренировки по морскому выживанию. Это было буквально лет 6-7 назад, потом все прекратилось. Сейчас Роскосмос вышел на Министерство обороны. У Черноморского флота есть специальные корабли, которые могут спускать наши аппараты на воду. Уже есть договоренность об этом. Мы в Севастополе будем возрождать подготовку к полетам.
Также тут есть прекрасные санатории, и многие экипажи проходили здесь реабилитацию после полета. Недавно здесь уже был тогдашний руководитель Роскосмоса Олег Остапенко вместе с начальником Центра подготовки космонавтов Юрием Валентиновичем Лычаковым. Вместе они были и в «Артеке», поездили по южному берегу Крыма. Им понравилось. Они сказали, что готовы сюда отправлять космонавтов на какое-то время, чтобы они готовились к полетам, и, самое главное, – реабилитировались после.
Под Евпаторией у нас есть Центр управления полетами. Слава Богу, тарелки там остались. Все остальное будут восстанавливать – Центр напичкают электроникой и прочим. Еще раз – главное, что после Украины тарелки остались целы, и их не выбросили в море. В Крыму еще есть обсерватория. Насколько я знаю, ее будут модернизировать. Обсерваторию будут использовать для изучения дальнего космоса.
-Вам довелось работать на МКС с астронавтами из США. Как вы считаете, можно ли убедить своих иностранных коллег, что Крым воссоединился с Россией справедливо, санкции нужно отменять, сотрудничество, в том числе и в космосе, — восстанавливать?
-Американским астронавтам политика не нужна. В космос мы летаем без нее. У нас на Международной космической станции никаких политических вопросов не возникает. Если бы они возникали, то на МКС мы бы летали одни, а так, вместе с американцами, канадцами, японцами, европейцами. Политика в космосе — тема закрытая, но все знают, что я родился здесь, в Севастополе. Мы с моими американскими коллегами не обсуждали присоединение Крыма и Севастополя к России. Честно говоря, они всегда думали, что тут всегда была Россия.
Под Россией они подразумевали СССР. Потом, после перестройки и Горбачева, как они думают, все это просто стало называться Россией. Распада СССР для них просто не было. Они об этом ничего не знают, просто далеки от всего этого. Если бы они прочитали, что тут, в Крыму, ходили под дулами автоматов, то я им мог бы сказать, что это неправда, потому что мои родители, которые живут тут, вместе со своими соседями по подъезду с радостью ходили голосовать за присоединение Крыма к России. Вот, если они меня об этом спросят, то я примерно вот так им об этом скажу.
-Кстати, нужно ли возрождать программу Буранов? Покорим ли мы Марс раньше американцев?
-Программу «Буранов» не будет никто возрождать. Американцы свою программу «Шаттл», которая у них была тридцать лет, закрыли, поняв, что она дорогостояща и невыгодна. Что касается полета на Марс, то сейчас все понимают, что даже такая экономически мощная страна, как США, одна эту программу не потянет. Так что на Марс мы полетим все вместе. Сбросимся и полетим. Может, и китайцев пригласим.
Сейчас пока непонятно, где будут собирать этот корабль для полета: или на околоземной орбите, либо прямо на Луне. Но это будет не так скоро. К тому времени политические разногласия разрешатся, и мы будем снова вместе решать эти проблемы.
— Вы летчик-истребитель, выпускник Качинского летного училища. Крым называют «непотопляемым российским авианосцем». Какая его роль сегодня с военной точки зрения, использования авиации?
— В Севастополе находится база Черноморского флота. Она тут останется и в дальнейшем. Тут южные рубежи России, которые будут и дальше защищать нашивоенные.
В Крым поставлена самая последняя авиационная техника – СУ-30, СУ-34, СУ-35. Будут поставляться и более новые самолеты.
-Что думаете о перспективах развития родной Балаклавы? Как спасти уникальные леса на побережье в окрестностях от застройки?
-Есть законы, которые надо чтить. Если это заповедник, то там ничего нельзя строить. Там даже нельзя костер разжигать. Надо просто возродить лесничество в том объеме, который необходим, чтобы сохранять лесные угодья. Также ужесточить меры наказания для тех, кто будет пойман на уничтожении заповедных мест.Мы в леса должны приходить отдыхать, а не смотреть на бетонные застройки.
-Какие подарки, возвращаясь из родного Крыма, вы везете коллегам «на материк»? Что сейчас в Крыму и Севастополе есть эксклюзивного?
-Ну, это наши прекрасные вина. Мои друзья и коллеги считают, что купленное вино «Инкерман» в Москве, может быть не инкерманским, а могло быть разлито где-то в Мытищах под Москвой. Так что пару бутылочек инкерманского вина и бутылочку «Коктебеля» я обязательно привезу друзьям из Крыма.
-Была идея заменить памятник Тарасу Шевченко на монумент Юрию Гагарину. Что думает на этот счет?
-Ну что это за экстремизм? Есть Гагаринский район, там можно и поставить памятник Гагарину. Там можно поставить памятник всем 111 нашим космонавтам. Причем тут Шевченко. Это прекрасный украинский поэт. Я его изучал, и стихи его люблю. Не надо мешать политику и культуру.
-Еще в 2012 году горсовет Севастополя присвоил вам звание почетного жителя. Такое же звание ранее присвоено Леониду Кучме, который осуждает воссоединение Крыма с Россией и одобряет войну на Донбассе. Что делать в этой ситуации? Лишать Кучму звания?
-Нет. Раз горсовет Севастополя так решил, то значит так тому и быть. Обсуждать Кучму сейчас, все равно что обсуждать Сталина, был тот хорош или нет. Одни говорят, что он последний тиран, другие, что выиграл войну, а потом возродил страну из пепла.
-Зачем вам участие в выборах? Что вы, человек без опыта чиновника, можете изменить в Севастополе? Чего не хватает городу? Как видите его будущее?
-Севастополю не хватает прозрачной власти и порядка. Не обязательно быть чиновником, чтобы понимать, что у нас плохие дороги, что у нас проблемы с медициной и образованием. Надо добиться того, чтобы российские законы работали на территории Севастополя так же, как в Питере и Москве.
Я закончил Академию государственного управления при президенте России по юридической части с отличием. Я прекрасно понимаю, как устроена государственная власть. Я ведь хочу стать депутатом Государственной Думы, а это не чиновник. Его главная задача — принимать законы и, имея полномочия,помогать тому региону, который его избрал. Он определенное количество времени должен работать с избирателями, включать определенные рычаги влияния и помогать им решить их проблемы.
Мои жизненные успехи закладывались здесь, в Севастополе. Пришло время и возможность вернуть городу всё, чем я ему обязан.