В Феодосии 10 мая на судостроительном заводе «Море» прошла торжественная церемония закладки корпуса первого малого ракетного корабля нового поколения «Шторм». Это событие означает возобновление военного производства кораблей на заводе в Крыму, которое было остановлено с середины 2000-х годов. Ожидается, что после модернизации завод будет выполнять как гражданские, так и военные заказы.
В церемонии приняли участие министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, руководство ВМФ России и Крыма. На церемонии закладки корпуса Мантуров отметил, что это знаковый день для судостроения Крыма, а также выразил уверенность, что завод, проходящий масштабную модернизацию, ждут еще новые заказы как от ВМФ России, так и от иностранных заказчиков. Как пишет Российская газета, уже есть планы строительства на «Море» морского водолазного катера А-160, а также многофункционального аварийно-спасательного судна на другом заводе — «Залив».
Завод «Море» в Феодосии работает с 1938 года. Его основной продукцией всегда были суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке. Так, именно на этом заводе строились легендарные «Ракеты», «Кометы» и «Восходы-2». В то же время на заводе был и оборонный сектор – выпускались торпедные и пограничные катера, а также десантные суда на воздушной подушке «Зубр». По сути, в 2000-е годы производство на заводе было остановлено.
Завод будут продолжать модернизировать: первый этап завершится в этом году, второй пройдет с 2017 по 2020 год. Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин посетил «Море» и назвал состояние завода плачевным. Директор верфи тогда сообщил, что у оборонного завода не было даже полноценного ограждения по периметру. «Мы рассчитываем на то, что и «Море» (Феодосия), и «Залив» (Керчь), у которого тоже обеспечена загрузка, и другие предприятия Крымского федерального округа будут обеспечены работой», – сказал Мантуров.
Строящийся сейчас на верфи малый ракетный корабль (МРК) нового поколения проекта 22800 «Шторм» для ВМФ России оснащен высокоточным ракетным оружием и современными артиллерийскими комплексами. Корабль может выполнять задачи на расстоянии около 3 тыс. миль от баз постоянной дислокации, скорость около 30 узлов. Первые два корабля этого проекта сейчас строят на санкт-петербургском судостроительном заводе «ПЕЛЛА». Среди преимуществ — высокая маневренность, повышенная мореходность, а также архитектура надстроек и корпуса, выполненная по технологиям «стелс».
Денис Мантуров в ходе мероприятия осветил и вопросы развития гражданского судостроения. Так, по его словам, в этом году будут сформированы заказы на более чем 150 граждански судов – это существенный рост по сравнению с предыдущим годом: тогда было построено всего 70 судов, спад по сравнению с 2014-м годом составил около 50%. Вопрос развития гражданского судостроения – один из самых болезненных: как отмечал глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов 10 мая в интервью газете Ведомости, износ отечественных гражданских судов в настоящий момент превышает 70%, а средний возраст техники давно превысил установленные сроки эксплуатации. Другая сторона медали – отсутствие инвестиционных ресурсов для обновления гражданского флота в требуемых объемах. «Отечественные судостроители строят ровно столько, сколько у них заказывают отечественные судовладельцы, — сказал Ведомостям Рахманов. — Причины не самого большого спроса – стоимость и настороженное отношение к качеству продукции».