В среду, 11 мая, правительство РФ обсудило отчет президенту Владимиру Путинуоб исполнении майских указов 2012 года. На совещании было отмечено сохранение «положительной динамики основных финансово-экономических показателей, зафиксированных в указах». Однако представленные аналитические материалы оптимизма не внушают.
Так, кризис негативно сказался на темпах роста производительности труда. По оценкам Минэкономики, увеличить ее в полтора раза к 2018 году не удастся. Кроме того, как следует из справки информсистемы «Управление», наибольшие трудности у регионов вызвало исполнение экономической части указов: по итогам 2015 года 16 регионов не выполнили ни одного из показателей этого блока.
Один из провальных пунктов — рост числа высокопроизводительных рабочих мест. В 2015 году, по данным Росстата, их число не только не выросло, но сократилось на 9%.
В области социальной политики Белый дом фиксирует номинальные успехи. Например, средняя зарплата врачей по итогам 2015 года достигла 48 тыс. рублей против 35,9 тыс. в 2012 году. Согласно майским указам, напомним, в 2018 году она должна быть вдвое выше средней по региону. Впрочем, зарплаты среднего медперсонала до требований указов не дотягивают: рост до 27 тыс. рублей при средней зарплате 33,9 тыс.
Но если смотреть на зарплаты бюджетников в реальном выражении, картина получается совершенно другой. Инфляция за 2012−2015 годы превысила 40%, нивелировав рост номинальных зарплат. А в целом по бюджетному сектору покупательная способность снизилась до уровня начала 2012 года.
В здравоохранении целевые показатели указов по снижению смертности от основных заболеваний в основном выдерживаются. Но зафиксирован прирост числа ВИЧ-инфицированных (0,85−1,3 млн. человек по итогам 2015 года). В результате в 2015 годуглава Минздрава Вероника Скворцова признала, что в России есть эпидемия ВИЧ, и она может выйти из-под контроля.
В целом, как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, большинство регионов выполняют требования указов — мобилизуют ресурсы, несмотря на кризис. На практике это означает, что регионы все глубже залезают в долги. Как ранее отмечалаглава Счетной палаты Татьяна Голикова, исполнение указов в 2015 году стоило регионам 2,8 трлн. рублей. А по прогнозам Standard & Poor’s, выполнение майских указов в полном объеме может привести к тому, что дефицит бюджетов регионов к 2018 году составит 15% их доходов.
Чем грозит экономике рост задолженности субъектов РФ, стоит ли при таком раскладе требовать исполнения майских указов?
— Майские указы, принятые сразу после избрания на третий срок Владимира Путина, были призваны отразить основные направления внутренней политики в свете пожеланий и обещаний, которые высказывались в ходе предвыборной кампании, — отмечаетбывший министр экономики, научный руководитель Национального исследовательского Университета — Высшая школа экономики Евгений Ясин. — Можно сказать, по своему духу президентские указы относились к прошлому, поскольку выражали тенденции, которые к маю 2012 года сложились. Напомню, в то время в России не было каких-либо представлений о предстоящем кризисе: первые признаки замедления экономики появились только во второй половине 2012 года. Поэтому лично меня удивляет упрямство, с которым правительство РФ продолжает сейчас, в период кризиса, говорить об исполнении указов.
На деле, обстановка в экономике страны в корне изменилась. Поэтому, я считаю, мы должны серьезно пересмотреть майские указы, и выработать экономическую стратегию, которая бы позволила выйти из кризиса. Но кабмин прилежно продолжает следовать установкам мая 2012 года, и это создает проблемы.
— Могут ли регионы обеспечить исполнение указов?
— Регионы живут не сами по себе, а в рамках определенной иерархии. Например, они сдают значительную часть своих доходов в федеральный центр, а затем Минфин возвращает им часть этих денег в виде трансфертов. Чем дальше, тем дефицит бюджетов в регионах становится глубже, и это крайне неблагоприятный сигнал для всей существующей системы межбюджетных отношений.
— Что делать в такой ситуации?
— Мне кажется, мы подходим к моменту, когда нужно будет пересмотреть границы самоуправления регионов и местного самоуправления. Субъектам РФ, я считаю, следует дать больше возможностей и больше экономического простора, но одновременно сократить федеральные трансферты.
Как конкретно сделать это на практике — не знаю. На мой взгляд, до 2001 года, когда было создано семь координационных структур на уровне федеральных округов, и на них был возложен контроль за реализацией федеральной политики в регионах, отношения между центром и регионами развивались в более верном направлении. И сейчас нам нужно в каком-то смысле вернуться назад, и усиленно развивать местное самоуправление.
Это необходимо сделать, поскольку федеральные власти с нынешней ситуацией явно не справляются. Чтобы выполнить майские указы в части повышения зарплат бюджетникам, многие регионы банально берут кредиты в банках. Это означает одно: завтра они будут стараться получить субсидии в федеральных органах на погашение долгов. Между тем, денег у федерального центра в ближайшее время точно не будет…
— Для президента Владимира Путина политически важно выполнить майские указы, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Указы — это его общественный договор с избирателями, именно президент несет за него ответственность. И надо понимать: в этой ситуации и правительство, и многие губернаторы прячутся за спиной главы государства.
Никто не спорит, что в нынешних условиях гибридной войны, которую Запад развязал против РФ, выполнить указы крайне трудно. Но как сказал сам президент, «если требовать на 100%, сделают на 70%». Думаю, этой логики глава государства придерживается и сейчас, требуя исполнения указов.
Да, в рамках идеологии, которой придерживается экономический блок правительства, — что необходимо всеми силами сокращать расходы и сжимать денежную массу, — майские указы наносят ущерб экономике РФ. Но многие аналитики этой логики не разделяют. Они указывают, что ведущие экономики мира — США, ЕС, Китай, — напротив, стимулируют рост вбрасыванием дополнительных денег в экономику, путем программ так называемого количественного смягчения. И такой путь майским указам никак не противоречит.
— Почему наш экономический блок игнорирует этот опыт?
— На мой взгляд, ответ на этот вопрос дает нынешний кредитный кризис регионов. Такой кризис — это очевидно — только в интересах банков. И как мы видим, экономический блок правительства РФ видит в банках своего главного социального заказчика.
Кстати, именно поэтому экономический блок так сражается за обязательный формат накопительной части пенсии. По сути, такая схема означает чистый перевод денег из федерального бюджета на счета банков (правда, в другой их ипостаси — частных пенсионных фондов).
Думаю, давно пора тряхнуть лоббистов банков в правительстве РФ. Все же кабмин должен служить реальному сектору экономики и большинству населения, а не кучке банкиров. Тогда и в спорах о необходимости исполнения майских указов можно будет поставить точку.
— Сегодня 79 из 85 субъектов Федерации глубоко дотационные, — напоминает доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков. — Но дефицит региональных бюджетов — проблема производная. Она связана с тем, что Минфин перетянул в центр наиболее «вкусные» источники финансирования. Напротив, те источники, которые оставлены сейчас регионам, вызывают недовольство населения. Я имею в виду тарифы ЖКХ, плату за капремонт, налог на недвижимость. Плюс за регионами закреплен целый пакет разного рода социальных выплат, многие из которых не производятся из-за нехватки денег в региональных бюджетах.
Поэтому, на мой взгляд, проблема майских указов — не экономическая, а чисто политическая. По идее, указы следует выполнить, и тогда Владимиру Путину будет, с чем идти на президентские выборы 2018 года. Но, как мы видим, правительство обсуждает планы вывода экономики из кризиса, которые с майскими указами главы государства кардинально расходятся.
Так, недавно Минэкономики предложило сократить реальные пенсии и доходы населения в 2016—2017 годах. Такая мера, по расчетам ведомства, увеличит число бедных в России, зато позволит ускорить выход из рецессии за счет увеличения доли государственных инвестиций.
Между тем, выход из ситуации имеется. Как показывает практика, правило «чем меньше налоги, тем охотнее платит их бизнес», в России совершенно не работает: наш бизнес старается не платить в любом случае. Поэтому, на мой взгляд, нужно выбрать налоги с более-менее нормальной собираемостью, и сделать ставки по ним адекватными. Речь идет, в частности, о введении прогрессивной шкалы налогообложения доходов, увеличении ставок тарифов страховых взносов и НДС, а также о введении налога с продаж.
Именно эти меры, я считаю, следует обсуждать нашему правительству. Плюс, как справедливо разделить эти источники дополнительных доходов между регионами и центром. Но почему-то вместо этого обсуждается возможность введения моратория на рост заработных плат и пенсий, и ставится под сомнение возможность исполнения майских указов президента.
— Почему так происходит?
— Я считаю, так заявляет о себе либеральная оппозиция, позиции которой сильны именно в экономическом блоке правительства. И это — деструктивная и опасная деятельность…
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).