Военную экспансию Соединенных Штатов в страны Евросоюза можно считать состоявшейся — блок НАТО под управлением пентагоновских генералов завоевывает все новые позиции. А вот с захватом европейского экономического рынка у США случаются сбои. Страны Старого Света оказывают сегодня отчаянное сопротивление. В Германии антиамериканские протесты проходят с завидной регулярностью, а недавно на баррикады вновь вышла Франция. Очередным поводом для этого стали поставки сланцевого газа из-за океана.
22 апреля Соединенные Штаты на специальном судне-рефрижераторе отправили в Европу первую партию сланцевого газа. Грузополучателем 98 тысяч тонн «голубого топлива» стала Португалия. Следующей на очереди должна была быть Франция. Уже летом в эту страну ожидалось прибытие 50 американских танкеров с СПГ в рамках договора, заключенного американцами с двумя французскими энергетическими компаниями.
Однако, когда стало известно, что порядка 40% от всего объема СПГ может составить сланцевый газ, слово взяли политики. Министр экологии, устойчивого развития и энергетики Сеголен Руаяль заявила в Национальной ассамблее, что власти изучают законодательные способы запрета на импорт сланцевого газа из США. Поводом стал способ его добычи — гидроразрыв пластов. Такой метод добычи углеводородов запрещен в самой Франции.
Министр также пристыдила энергогигантов EDF и Engie, заключивших соглашения о поставках СПГ с американской компанией Cheniere Energy:
Сеголен Руаяль также заявила, что компаниям, «так или иначе, придется искать другие рынки для импорта газа традиционного происхождения», подчеркнув неизменность позиции французских властей в этом вопросе.
Событие это само по себе знаменательное. Париж решительно вмешался в дела частных компаний. Если учесть, что со стороны EDF контракт подписан сразу на 20 лет, он предполагает поставки в объеме 1 миллиарда кубометров в год и сроки поставок поджимают, головная боль бизнесменам по обеим сторонам океана обеспечена. Еще большую странность подметил в поступке министра экологии руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, обратив внимание, что запрет во Франции наложен лишь на бурение и добычу сланцевого газа, но не на использование уже готового сырья и топлива. Тем более что такой газ почти не отличается от традиционного, а потому не представляет собой экологической опасности.
Эксперт Кирилл Яковенко из «Алор Брокера» понял это по-своему:
«Попытка усмотреть нарушения в импорте сланцевого газа во Францию, на мой взгляд, это лишь первая ласточка в большой игре по защите интересов крупнейших поставщиков, работающих в Европе».
США не скрывают своего стремления увеличить экспорт сжиженного газа на европейский рынок. Так, еще в 2014 году во время саммита США-ЕС американский президент Барак Обама пообещал европейцам снизить зависимость от российского «голубого топлива»:
А спецпредставитель американского госдепартамента по энергетике Амос Хохштайн даже заявлял о готовности помочь построить плавучие терминалы по приему и хранению СПГ у берегов Хорватии и Греции. Из этих терминалов, по мнению Хохштайна, газ может пойти в Болгарию, Венгрию, Румынию, Молдавию, Сербию, страны Балтии и Украину.
Могут ли потеснить при этом американцы главных газовых поставщиков из России и Норвегии, при том что для каждой из этих стран занимает почти по трети европейского рынка? Если и да, то в очень отдаленном будущем. Можно ли заподозрить Сеголен Руаяль в лоббировании интересов «Газпрома»? Это вряд ли.
То есть бойкот, объявляемый Францией американскому сланцевому газу — не более чем предлог, свидетельствующий о стойком нежелании этой страны попадать в удушающие экономические объятия Соединенных Штатов.
Потому что экспансия американского СПГ в Европу, подаваемая Вашингтоном как спасение ЕС от российской монополии, — лишь вершина айсберга. Глыбой под килем, способной раздавить все и вся, является Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП). Проект, затеянный Вашингтоном и Брюсселем три года назад, обретает все большее число скептиков. Самая масштабная в мире зона свободной торговли, преподносимая как экономическое чудо, в Европе все чаще воспринимается как капкан, поставленный могущественными американскими корпорациями, в который запросто могут попасть правительства прежде самостоятельных стран.
Окончательное отрезвление у европейских политиков, похоже, наступило после того, как нидерландское отделение Green Peace 2 мая опубликовало секретные документы, находящиеся на рассмотрении у сторон. При этом выяснилось, что Соединенные Штаты не готовы полностью раскрыть свои рынки для европейских предприятий, зато сами настаивают на снятии всех барьеров европейцами.
Реакция Старого Света оказалась бурной. Причем Франция солировала. Жан Кристоф Камбаделис, генеральный секретарь Социалистической партии, имеющей большинство в Национальной ассамблее,был категоричен:
Официальная позиция «Национального фронта» тоже оказалась крайне отрицательной:
«Мы выступаем резко против этого договора, представляющего собой подлинную опасность для наших фермеров, нашего национального здоровья и для окружающей среды».
Известно, что в США спокойно относятся ко всякой генномодифицированной продукции. Россияне в свое время испытали на себе все прелести «ножек Буша» — единственным плюсом этой напичканной курятины была ее дешевизна. Она-то и привела к гибели отечественный птицепром, не выдержавший американского ценового демпинга.
Вряд ли не понимают этой опасности в европейских странах, где санитарные и экологические нормы гораздо жестче американских. Если последним удастся протолкнуть нужные им формулировки в соглашение, европейское фермерство однозначно «пойдет под нож». Люди это прекрасно понимают. Не случайно, по данным социологических опросов, в 2014 году заключение договора Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства поддерживали около 50% европейцев, а к маю 2016-го доля оптимистов сократилась до 15%.
Учитывая такой расклад, начали высказывать сомнения в ТТИП и ведущие французские политики. От безоговорочной поддержки договора отказались экс-президент Франции Николя Саркози и его бывший премьер-министр Франсуа Фийон. Даже действующий французский президент Франсуа Олланд, прежде являвшийся бесспорным сторонником соглашения, заявил:
Итак, похоже, во Франции зарождается новое сопротивление. На сей раз — американскому экономическому диктату. Будет ли оно поддержано союзниками — вопрос. Хотя и конструктивно надавить на французского президента, к примеру, канцлер Германии Ангела Меркель не сможет, даже если Барак Обама очень попросит ее пролоббировать ТТИП. Потому что на ее собственной родине большинство населения также против свободной зоны торговли между США и ЕС. Да и политики в ФРГ отчетливо понимают, для кого будет зона свободы, а для кого — кабалы.
К слову, чудесная возможность воспользоваться при необходимости «газовым прецедентом» Франции есть у той же Германии и Болгарии. В этих странах также действует законодательно закрепленный запрет на добычу сланцевого газа методом гидроразрыва пластов.
Одним словом, среди западных партнеров растет раздражение против американской экономической экспансии. И предпринятый Руаяль «газовый удар» по США стоит рассматривать именно в этом ключе.
Однозначно, все это добрый знак для России — в обозримом будущем Европа по-прежнему будет заинтересована в нашем «голубом топливе».
Кстати, та же Франция, которая в 2014 году рекордно уронила закупки российского газа до 7,6 миллиарда кубометров, уже в следующем году подтянула этот показатель до привычных 9,7 миллиарда кубов.
Нынешний год, судя по всему, оставит этот тренд в силе. По словам председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, в первом квартале экспорт газа в дальнее зарубежье увеличился на 28,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно значительный рост показали Австрия и Германия — на 34,2% и 26,7% соответственно.
И даже в случае, если Франция решит сосредоточиться на сжиженном, а не на трубном газе, России будет, что предложить. Французская компания Technip является главным строительным подрядчиком отечественного проекта «Ямал СПГ», 20% акций которого принадлежат также французской нефтегазовой компании Total.
К тому же в России сейчас активно ищут иностранных партнеров для участия в строительстве других СПГ-проектов. Почему бы Франции не воспользоваться этой возможностью?
Конечно, Старый Свет понимает, с кем выгоднее иметь дело. Но сможет ли он переломить ситуацию? Франция хотя бы пытается это сделать.
Фото Politrussia