На прошлой неделе председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил чиновникам экономического блока изучить возможности привлечения среднего и малого бизнеса к импортозамещению. И даже назначил срок, когда эти самые возможности надо узнать — до 15 июня. А к этому времени Минпромторг, Минэнерго, Минсельхоз, Минфин и Минэкономразвития должны подготовить свои программы по новым инвестиционным контрактам в легкой промышленности.
Судя по статистическим данным, работы здесь — непочатый край. Напомним, что с начала гайдаровских реформ доля легкой промышленности в российском ВВП рухнула с 12% до 1%. Сейчас в отрасли трудятся примерно 330 тыс. человек, тогда как, например, во Вьетнаме — 2,5 миллиона, а в Китае — страшно представить — 215 миллионов. Если взять страны, которые поставляют продукцию легкпрома в Россию, то окажется, что с одним нашим рабочим конкурируют 600 человек из государств-импортеров. И это официально.
Для сравнения, национальные предприятия легкой промышленности в 2015 годупроизвели товаров на 370 млрд руб. (25% в объеме потребления), а контрафакт, то есть незаконный импорт или нелегальное производство внутри страны, по самым скромным оценкам, составил почти триллион рублей.
Но это не все! Чтобы «обработать» конфискат, из бюджета страны было потрачено 800 млн. рублей. Эти деньги пошли на поиск, изъятие, экспертизу, оценку и уничтожение «серой» продукции. Вот только пользы от этого, как выяснилось недавно, оказалось мало.
Разработанные правила по уничтожению конфиската в реальности препятствуют его ликвидации и способствуют возврату владельцам, но уже по коррупционным схемам. Всё дело в товарном коде «серой» продукции, который требуется указывать в документах перед перемалыванием её бульдозерами, или сжиганием в печах. И здесь, как говорят игроки рынка, темный лес, — настолько запутана у нас процедура товарной кодировки.
Сейчас правительство вроде осознало свою ошибку и подготовило новые — на сей раз весьма упрощенные правила уничтожения, предлагая определять подделку «на глазок» — визуально. Судя по всему, право на принятие решения отдается представителям Росимущества и уполномоченным организациям, так называемым ликвидаторам. Вот и получается, что из одной крайности чиновники бросаются в другую.
Однако эта проблема требует тщательного осмысления и принятия продуманных решений. Для примера, в прошлом году было зафиксировано превышение продаж шкурок соболя над лимитом его добычи более чем на 120%. Откуда возник огромный переизбыток, никто объяснить не может. Есть только версия Минприроды о дикой охоте на зверька. С другой стороны, не так уж сложно где-нибудь в отдаленной деревушке открыть небольшую частную ферму по разведению соболя, благо, что природные условия во многих регионах России идеально этому способствуют. Да и денег для старта нужно минимум.
«Люди справедливо боятся прожорливых проверяющих и бандитов-отморозков, вынуждены вести свой небольшой соболиный бизнес „по-тихому“. Я сдаю шкурки перекупщику по 120 долларов за штуку. Чиновникам с московской колокольни нас не понять. Не царское это дело. Ну и нам нет до них никакого интереса. Сорри, власти», — пишет форумчанин @Серней_К.
Объяснение этому противоречию необходимо искать в правовой плоскости, но ясно одно: малый бизнес нуждается в поддержке со стороны государства и реальной защите, в том числе от рэкета и судебного произвола. Политика «охоты на ведьм» приведет еще к большей зависимости от импорта. Вместо того чтобы «кошмарить» легальных производителей, занимающих шитьем или производством обуви, налоговикам следовало бы объявить войну фирмам-однодневкам, говорит индивидуальный предприниматель Зоя Морозова. «Серые» товары без «денежных прачечных» не найдут дорогу к покупателям, убеждена она.
Не получится ли так, что после ввода правил упрощенного уничтожения «серой» продукции, ликвидаторы вместо «китайских тряпок» станут сжигать, опять-таки для примера, ценные шкурки доморощенного российского соболя, которого, «на глазок» посчитают подделкой? Здесь уместно привести данные Федеральной таможенной службы. Если в период с 2012 по 2014 гг. экспорт невыделанных шкурок соболя из нашей страны превышал 550 тыс. шт. в год, то в 2015 году экспорт снизился до 457,5 тыс. шт. Так и хочется спросить, чего добились «борцы» с нелегальным оборотом шкурки?
Понятное дело, что проблема выходит за рамки этого частного случая и охватывает, в том числе «гаражные и подвальные» производства, которые необходимо вывести из тени, сохранив, однако, их потенциал.
Между тем, в соседней Турции, которая входит в десятку крупнейших в мире производителей сырых шкур и кож, интенсивно создаются организованные промышленные зоны, располагающие требуемой инфраструктурой, включая централизованные системы водоснабжения и очистки сточных вод, не говоря уже о доступном подключении к энергетическим источникам — электричеству, теплу и газу. Любой, кто хочет заняться этим бизнесом, получит максимальную поддержку.
Что мешает российским властям перенять этот опыт, если в мире имеется устойчивый спрос на того же «русского соболя»?
Безусловно, государство обязано бороться с нелегальной продукцией, чтобы защитить национального производителя. Но если почитать форумы, то выяснится, что «серый товар», в том числе произведенный в России, как ни странно, сдерживает рост цен на одежду и обувь. Для справки, в 2014 году легкая промышленность России произвела от уровня 1990-го года 24% чулочно-носочных изделий, 18,9% — костюмов, 17% — трикотажных изделий, 9,7% — курток, 4,3% — пальто и полупальто. Все остальное восполнил дорогостоящий «белый» импорт, дешевый «серый» контрафакт и унизительный «секонд-хенд».
Впрочем, если копнуть глубже, то выяснится, что даже то, что считается российским продуктом, имеет солидную импортную «начинку». Практически все оборудование на наших фабриках, порядка 90%, куплено за рубежом. Да и оно наполовину уже отслужило свой срок. Как тут не вспомнить добрым словом советское Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности, которое обеспечивало страну необходимым оборудованием. Поднимая швейные и обувные фабрики, в СССР опережающими темпами строили заводы по производству ткацких станков, швейных машинок и много другого.
Сейчас всё иначе. Взять недавно введенное в эксплуатацию Шахтинское (Ростовская обл.) производство высокотехнологичных тканей из синтетических волокон «БТК текстиль» компании БТК. Фирма вложила в эту площадку более 6 млрд руб. В нашей нынешней экономической практике этот проект считается уникальным и по сути единственным успешным, если оперировать такими масштабами. После его реализации правительственные чиновники хором заговорили о ренессансе отечественной легкой промышленности. И в самом деле, это ультрасовременное предприятие охватывает полный цикл производства — не только прядение и ткачество, но и пошив изделий. Но для этого потребовалось приобрести более 250 единиц инновационного оборудования в Германии, Швейцарии, Италии, Дании и Франции. Кроме того «БТК текстиль» исходное сырье — синтетические нити и волокна — закупает преимущественно в Азии.
Ну какое это импортозамещение?
Впрочем, судя по тем крохам, которые сейчас выделяются на развитие легкой промышленности, ждать иного трудно. Известно, что Минпромторг прорабатывает вопрос о подключении «Россельхозбанка» к финансированию инвестиционных проектов отрасли и даже лоббирует его докапитализацию для этих целей на 5 млрд. рублей. Кроме того, имеется план докапитализации ОАО «Росагролизинг» на 2 млрд руб., чтобы по аналогии с действующей программой для сельхозпроизводителей оказать поддержку предприятиям легпрома. Есть и программа субсидирования кредитов на пополнение оборотного капитала. Это — еще 420 млн. рублей.
Однако, для того, чтобы увеличить объем отрасли в полтора раза (хотя бы на 0,5% ВВП), необходимы инвестиции в 460 — 640 млрд. рублей. Где их взять, никто в правительстве не знает. Во всяком случае, в нынешнем правительстве.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).