9 мая мы отмечали наш главный праздник — День Победы. По традиции центральное государственное мероприятие — военный парад на Красной площади в Москве и краткая речь президента.
Поздравив с праздником, Владимир Путин объявил минуту молчания по павшим, а потом напомнил о грядущем 75-летии, ведь вдохновляющий подвиг Победы начался еще тогда.
«В этом году исполняется 75 лет с начала Великой Отечественной войны. 22 июня 1941-го нацисты вероломно напали на Советский Союз. В один миг изменилась жизнь огромной страны. И на этом трагическом переломе был только один, но высший выбор — главным для всего народа стало спасение Отечества. Началась героическая и жертвенная дорога к Победе», — напомнил глава государства.
А дальше — очень важные слова, которые и объясняют, почему в России Победу отмечают как нигде.
«Наши отцы и деды одолели мощного, беспощадного врага, перед которым спасовали, отступили многие страны. Именно советский народ принес свободу другим народам. Именно от нашего солдата нацисты и их пособники получили полное возмездие за миллионы жертв, за все изуверства и бесчинства на нашей земле», — добавил Путин.
Собственно, тогда мы выиграли битву ни много ни мало за человеческую цивилизацию. Но в защите она нуждается и сейчас.
«Сегодня цивилизация вновь столкнулась с жестокостью и насилием — терроризм стал глобальной угрозой. Мы обязаны победить это зло, и Россия открыта для объединения усилий со всеми государствами, готова работать над созданием современной внеблоковой системы международной безопасности. Наши солдаты и командиры доказали, что они — достойные преемники героев Великой Отечественной и с честью защищают интересы России. С праздником! С Днем Великой Победы!» — поздравил всех президент.
А дальше — красивый и мощный парад. Молодые обветренные воины были как на подбор. Они были полны решимости и гордости из-за причастности Вооруженным силам России.
Новинкой пешего строя стал женский парадный расчет Военного университета. Таким образом наша армия открыла и свое женское лицо.
Впечатлили и новая российская военная техника, и воздушная часть парада, где наверняка участвовали и пилоты с сирийским опытом. Завершилось все живописным дымным следом в цветах российского триколора.
Конечно, о каждом подразделении, о каждом образце вооружений можно рассказывать и рассказывать. Выделим лишь один образец, впервые продемонстрированный на параде Победы, — это ракета дальнего следования «Ярс»
Автор: Дмитрий Киселёв
На Красной площади представлены пусковые установки, новейшие комплексы «Ярс». Ракетные соединения, вооруженные «Ярсом», представляют основу мобильной группировки ядерных сил Российской Федерации.
В коротком представлении два ключевых слова — «ядерные» и «мобильные».
Грозные ракеты можно запросто перевозить. Сегодня «Ярсы» — на Красной площади, завтра — уже на боевом дежурстве далеко от Москвы.
У механика-водителя — специальные права, именно для таких установок. Платформа с 16 колесами, длиной 23 метра и шириной почти 3,5. Водить «Ярс» — целая наука.
Красной кнопки под рукой у водителя, конечно же, нет. Блок управления — в другой кабине. Она опечатана, и посторонним туда нельзя. Управлять машиной непросто.
Весит «Ярс» 120 тонн и, чтобы сдвинуть эту громадину с места, нужен очень мощный мотор. Объем двигателя — 26 литров, мощность — 800 лошадиных сил. Расход топлива соответствующий — 200 литров на сто километров.
Главная сила, разумеется, не под капотом. Установка признана одним из самых разрушительных видов оружия в истории человечества. «Ярс» вызывает комплекс неполноценности у любых систем ПРО.
Межконтинентальная баллистическая ракета недосягаема. Она стартует молниеносно — 8 километров в секунду, летит не по параболе, а с постоянно меняющейся траекторией. Противоракетная система просто не понимает, где перехватить снаряд. В нужный момент еще и разделение происходит на 4 управляемые боеголовки. Они несутся к цели на гиперзвуковой скорости, пролетая расстояние в 11 тысяч километров всего за 20 минут.
Ажиотаж! Щелчки фотоаппаратов сопровождают каждый запуск баллистических ракет. Некоторые снимки на рабочем столе Сергея Никулина — генерального директора Московского института теплотехники.
Предприятие с безобидным названием создает отнюдь не радиаторы отопления. Мощность ракеты «Ярс» — 300 килотонн, что в 20 раз больше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Но здесь подчеркивают: их изобретения не меч, а щит ядерной державы.
«Мы создаем эту технику не ради бряцания оружием, а ради мирного неба, которое позволило бы с уважением относиться к нашей стране», — отметил Сергей Никулин.
Совсем недавно институт отметил свое 70-летие. Пройден путь от пороховых реактивных снарядов до твердотопливных баллистических ракет. Мало кто знает, но и монорельсовая дорога — тоже их рук дело. Один из вагонов до сих пор стоит на территории института как напоминание о непростых 90-х.
«Надо было выживать, искать работу, кадры хорошие конструкторские. Так родилась наша любимая монорельсовая дорога. И сегодня она бегает», — отметил Владимир Гребенкин, в 1990-2000 годах — заместитель генерального директора Московского института теплотехники.
Конверсия сохранила в институте гениев-конструкторов, и сегодня они работают для ядерной триады страны.
Ракеты «Булава», размещенные на подводных лодках, — их детище. Как и «Тополь», «Тополь-М» или преемник «Ярс» — ядерная ракета сдерживания, еще ее называют ядерная ракета Соломонова — по фамилии генерального конструктора.
Соломонов Юрий Семенович 45 лет создает ракеты, в том числе и межконтинентальные.
Примечательно, что одну из стен в его кабинете украшает карта США.
«США были явным и неявным оппонентом СССР. США с точки зрения территориального расположения не изменяли своего положения на географической карте, поэтому карта продолжает выполнять свою познавательную функцию — чтобы не забывать, где находятся США. Символично, как мне кажется.
Карта США, карта России, а между ними формулы. Их не нужно показывать, но они подкрепляют то соображение, что мы предпринимаем все, чтобы, не дай Бог, не произошло неповторимое. Я имею в виду потенциальный ядерный конфликт», — сказал Юрий Соломонов.
«Ярсы» надежны на сто процентов — ни одного неудачного запуска. Сегодня больше половины мобильных дивизий наземного базирования оснащены этими суперсовременными ракетами. К 2018 году в войсках их будет около 70%, к 2020-му — 100%. А в институте уже думают над завтрашним или даже послезавтрашним день отечественной оборонки.
«Эта деятельность сродни любой творческой деятельности в музыке, в живописи. Поле для творчества очень широкое. В силу закрытости темы я о многом не могу говорить. Когда вы создаете что-то с точки зрения вооружения, вы в это закладываете модернизационный потенциал. Именно так закладывались «Тополь-М», «Ярс». Сейчас мы работаем над очередной версией модернизации самого «Ярса». Будет испытано не просто самое перспективное в этом виде вооружение в мире — это опережает все мыслимое и немыслимое лет на двадцать», — рассказал Юрий Соломонов.
Здесь гордятся и тем, что вместе с седыми ветеранами над защитой страны работают и молодые ученые. Каждому третьему сотруднику института теплотехники нет и 35. Если все сложится удачно, может быть, и свое детище они когда-то увидят на параде в самом сердце страны.
Автор: Денис Давыдов
Текст: Вести недели