Зона свободной торговли Украины с ЕС (ЗСТ с ЕС) уже действует в полном объеме. Правда, есть еще послабления для украинской стороны с точки зрения соблюдения стандартов внутри страны и некоторых других переходных моментов, но первые результаты опрометчивого решения Киева уже видны отчетливо.
Резкий спад экспорта (на 21,7%) даже по отношению к провальному 2015 году, возвращение к дефициту торгового баланса на фоне троекратной девальвации национальной валюты и нищеты населения. При этом ведущие экономисты страны говорят о том, что это только начало трудного экономического пути в Европу, который пройдут далеко не все (если кто дойдет). И при этом украинские политики продолжают наступать на одни и те же грабли, готовя такие же антиукраинские ЗСТ с Турцией и Канадой. С кем угодно, на любых условиях, пусть даже самых кабальных, лишь бы не с Россией.
Свободная торговля и квоты
Когда украинцам в 2013 году рассказывали о свободной торговле с Европой, то всегда говорили, что после подписания ЗСТ с ЕС украинским товарам будет открыт путь на европейские рынки. Пусть не для всех товаров, но для 95% точно.
И верно, китовый ус и мясо моржей Украина в Европу продавать может сколько угодно. Проблема в том, что она их не производит. А в оставшиеся 5% товаров по «чистой случайности», конечно, входит как раз все то, что Украина может производить не только для себя, но и на экспорт. Эти 5% либо квотируются, либо для Украины созданы такие условия, которые априори не позволят украинской продукции конкурировать не только на европейском рынке, но даже на внутреннем. Хотите примеров? Пожалуйста.
Квоты. Украина уже традиционно стала одним из ведущих поставщиков на мировом рынке пшеницы, кукурузы и ячменя. И именно на эти товарные группы Европа ввела квоты. И не просто ввела, но и всячески их отстаивает, несмотря на просьбы Киева их увеличить. Например, на 2016 год Киев получил квоту на кукурузу и продукты ее переработки на 400 тыс. тонн, пшеницу и продукты ее переработки – на 950 тыс. тонн, ячмень и продукты его переработки — на 250 тыс. тонн.
Это составляет соответственно 2,5%, 6,1%, 6,5% от экспорта данных культур за 2014/15 маркетинговый год. При этом надо понимать, что и до подписания ЗСТ с ЕС Украина экспортировала в Европу зерновые.
Как следствие, квота на кукурузу была выбрана за первые две недели текущего года, то есть к концу праздников, на пшеницу — за первые два месяца зимы, а на ячмень пока не выбрана…
Просто основной экспорт украинской пшеницы, а тем более ячменя происходит до Нового года. То есть прошлогодний ячмень весь продан. Именно этим и вызвано то, что квота на него пока не выбрана, но будьте уверены, что она не пропадет, и далеко не все желающие смогут продать в Европу свой ячмень.
Второй показательный пример — это говядина. Казалось бы, Украина, имея неплохую кормовую базу и недорогую рабочую силу, может легко завалить Европу дешевым мясом. Но так никогда не произойдет, потому что европейские фермеры имеют значительные преференции, позволяющие им резко снизить себестоимость своей продукции.
Наоборот, та же Польша, пользуясь правилами свободной торговли с Украиной, способна завалить ее своей дешевой говядиной. Сегодня на киевском рынке «элитная» говяжья вырезка стоит за 200 гривен. В Польше в два раза меньше (около 15 злотых или примерно 100 грн.) Почему так?
Все очень просто: польский фермер на 1га обрабатываемой площади получает субсидию от государства в 250-300 евро, что резко удешевляет кормовую базу животноводства, а европейские «друзья» специально продавили в ЗСТ с Украиной запрет на субсидирование украинских сельхозпроизводителей. А потому украинцам следует ждать не резкого роста производства говядины в стране, а вытеснения украинского мяса польским, которое при схожих параметрах качества будет значительно дешевле украинского.
Между прочим, недавно глава украинской Госслужбы по вопросам безопасности пищевой продукции и защиты потребителей Владимир Лапа и руководитель Главного ветеринарного инспектората Польши Кшиштоф Яжджевский подписали ветеринарный сертификат, позволяющий польским производителям торговать своим мясом на Украине.
Квоты для Польши в ЗСТ никаких не прописали, а значит, ждем дешевого польского мяса и уничтожение целой отрасли на Украине, вслед за которым стоимость мяса обязательно подрастет. Сколько раз уже так было, но каждый раз Киев наступает на одни и те же грабли. И все потому что кому-то очень хотелось побыстрее подписать экономическую кабалу страны (назло России уши отморожу), называя это «прорывом в Европу».
ЗСТ с ЕС — это не только права, но и обязанности
На днях украинские производители открыли для себя еще одну интересную особенность международных документов. Подписав их, Украина приобретает не только права, но и берет на себя некоторые обязательства. И такого рода соглашения не предполагают единоличного изменения правил игры, как это случилось с украинским металлоломом.
Металлолом. Украинские металлурги являются одними из основных поставщиков валюты в страну, а также создают значимую часть ее ВВП и обеспечивают работой сотни тысяч человек (напрямую или косвенно). Между тем, у металлургов сегодня проблемы. Дело даже не в том, что часть производств на Донбассе потеряна, а в том, что даже на оставшейся Украине части предприятий для работы по технологии нужен металлолом. Ранее на Украине проблем с этим сырьем не наблюдалось. Более того, значительную его часть можно было безболезненно экспортировать.
Но уже в 2015 году украинская металлургия начала испытывать недостаток металлолома. Турецкие «партнеры» предложили украинским сборщикам металла много лучшие условия, и лом приоритетно пошел за границу. Украинские металлурги, у которых имеется довольно сильное лобби в парламенте Украины, смогли продавить 21 апреля 2016 года принятие специального закона, который вводит для экспортеров металлолома добавочную экспортную пошлину. Это сразу же вызвало напряженность между Украиной и ВТО, но Киев был к этому готов. Дело в том, что разбирательства в ВТО идут долго, а новая пошлина вводилась временно. То есть Киев просто рассчитывал «проскочить», поднять пошлины на то время, пока будет идти разбирательство, а потом, когда ВТО вынесет свой вердикт, снять их.
А вот к чему Киев не был готов, так это к тому, что и ЕС поддержит требования ВТО. В специальном заявлении чиновники ЕС сообщили своим новоиспеченным восточным партнерам:
«ЕС считает, что повышение пошлины на экспорт металлолома из Украины может представлять собой ограничительные меры для торговли, которые противоречат духу и букве многосторонних и двусторонних обязательств, взятых Украиной. В частности, в рамках углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с Европейским союзом Украина обязуется не вводить новые пошлины на экспорт, и это обязывает к отмене существующих в течение переходного периода».
ЕС пригрозил, что в этом случае Украина может на их дальнейшую помощь не рассчитывать. В итоге президент Порошенко в пятницу 13 мая вынужден был наложить на принятый закон вето.
Украинские промышленники и чиновники в полной мере осознали, что договор с ЕС надо выполнять, а безоговорочная дружба с Евросоюзом, когда им все будут прощать и идти на уступки, уже осталась в прошлом. В итоге уже в скором времени данное решение скажется на выпуске продукции металлургии и приведет к финансовым потерям и уничтожению части рабочих мест. О том, что будет с украинским машиностроением, даже говорить не хочется. Уже сегодня в отрасли потеряны десятки тысяч рабочих мест, и это не конец. Украина второй год ставит антирекорды. По вышедшим на днях статистическим данным по торговле за 2015 год, страна продолжает уверенно терять свой внутренний рынок:
В 2014 году впервые на Украине было продано меньше отечественных товаров, нежели импортных. В 2015 году вновь доля импорта выросла, и, вероятно, такая же картина сохранится и далее. И это несмотря на трехкратную девальвацию гривны за период правления новой власти. Украинский рынок постепенно переходит под власть импорта.
Чем дальше, тем больше украинское правительство ощущает на себе не плюсы, а именно минусы евроинтеграции. Именно в угоду соглашению о ЗСТ с ЕС Украиной с начала года были отменены добавочные ввозные пошлины на импортируемые товары, что создаст в течение года дыру в государственном бюджете в 15-20 млрд гривен. По итогам 2015 года еврочиновники сообщили, что все предусмотренные соглашением деньги Украина уже получила и более рассчитывать на них не надо. При этом именно сегодня вскрываются минусы в виде недополученных доходов бизнеса, бюджета и потерянных рабочих мест.
И это еще не все. Уже очень скоро закончится так называемый льготный период, и украинским производителям надо будет переходить на новые европейские стандарты. По расчетам это потребует от них минимум 100 млрд гривен уже в ближайшие несколько лет.
Одним словом, эйфория от евроинтеграции прошла, начались рабочие будни. Комок проблем, который казался маленьким и очень далеким в 2013 году, приблизился и вырос в большой ком. Но это не останавливает «реформаторов».
Не успел затухнуть скандал с ЗСТ между Турцией и Украиной, где турецкие «побратымы» решили, что«дружба дружбой, а табачок врозь», как те же проблемы у украинской делегации возникли и в аналогичном соглашении с Канадой. ЗСТ согласована, но опять без соблюдения украинских интересов. И хочется спросить у этих чудо-реформаторов:
Зачем вам нужны эти эфемерные «пэрэмоги», которые со 100% вероятностью в самом ближайшем времени превратятся в очередные «зрады»?
Печальный итог
В общем, расчеты чиновников Евросоюза оказались верными. Более сильный и лучше защищенный европейский бизнес начинает проникать на украинские рынки, и чем дальше, тем больше будет вытеснять оттуда украинского товаропроизводителя. Квоты, стандарты, запреты и прочие нововведения евроинтеграции, наложенные на украинский бизнес, уже ударили по его доходам, и далее потери будут только расти. Единичное появление на ее территории европейских предприятий, работающих на давальческом сырье (например, в автопроме), которыми в последнее время любят гордиться киевские власти, во-первых, не смогут компенсировать даже десятую часть потерянных рабочих мест, а во-вторых, их схема работы (давальческая) не предусматривает наполнение именно бюджета Украины.
Вывод печален и уже не нов. Уничтожение именно украинского производителя, судя по уже имеющимся результатам и тенденциям, и станет главным итогом ЗСТ между Украиной и ЕС. «Здобулы».
Фото Politrussia
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня