Остатки «Аль-Каиды» *, включая группировку «Джебхат ан-Нусра» **, объединит под своим началом один из сыновей уничтоженного пять лет назад в Пакистане главаря террористической группировки Усамы бен Ладена. Об этом сообщила телекомпания CNN.
— В отличие от одного из своих братьев, Хамза бен Ладен не находился в доме с отцом во время операции американского спецназа в 2011 году и не был убит. Обнаруженные в доме документы указываю, что Хамзу отправили обучаться террористической деятельности, — поясняют журналисты CNN, считая, что последние годы его целенаправленно готовили на роль преемника отца.
Усама бен Ладен, согласно официальной информации, был уничтожен в ночь на 2 мая 2011 года американским спецназом в укрепленном доме близ города Абботабад на севере Пакистана. При этом в ходе ликвидации террориста был потерян один из вертолетов американских коммандос. Также существует версия о том, что бен Ладен был уже мертв, когда спецназ США ворвался в его комнату.
Как полагают эксперты, именно Хамзе Усама бен Ладен собирался передать руководство «Аль-Каидой». Хамза был близок со своим отцом: на фотографиях, опубликованных сразу после 11 сентября 2001 года, мальчик запечатлен читающим стихи боевикам группировки в Кандагаре. Есть данные, что он мог принимать участие в боевых действиях в Пакистане и Афганистане еще в 2005 году в 13-летнем возрасте. Одно время считалось, что Хамза погиб вместе со своим отцом в ходе атаки американских военных на тайное жилище бен Ладена в Пакистане. Однако впоследствии выяснилось, что во время спецоперации погиб другой сын бен Ладена — Халед.
9 мая 2016 года в Сети появилось обращение Хамзы, в котором он призвал боевиков в Сирии объединиться и «освободить Иерусалим». Отметим, что это второе его «программное заявление». В августе 2015 года он впервые опубликовал видеролик, в котором призвал атаковать Лондон, Вашингтон, Париж, Тель-Авив и Багдад. Интересно, что тогда оно появилось после в авиакатастрофы в небе над Великобританией, когда погибли дядя, тетя и приемная бабка Хамзы — они находились на борту частного самолета Embraer Phenom 300, принадлежащего авиакомпании, которой владеет саудовская семья бен Ладен.
Эксперты обращают внимание на тот факт, что нынешнее заявление Хамзы было выложено в Интернет сразу после того, как действующий лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири также призвал боевиков в Сирии к объединению. «Путь в Палестину лежит через Сирию, которая стала землей джихада», — приводят CМИ слова аз-Завахири. Несмотря на призывы к консолидации, аз-Завахири по-прежнему отвергает власть «Исламского государства» *** и заявляет о намерении создать новый «халифат», не имеющий ничего общего с «ренегатами и экстремистами» из ИГ. Ради такого «халифата» аз-Завахири, по его словам, готов пожертвовать собственными полномочиями и предоставить своим воспитанникам из сирийского отделения — «Джебхат ан-Нусре» — полную свободу. Напомним, Айман аз-Завахири во всех своих обращениях называет деятельность «Исламского государства» нелегитимной, а претензии на руководство в «халифате» лидера ИГ Абу Бакр аль-Багдади — раскольническими.
Сможет ли Хамза бен Ладен возродить «Аль-Каиду», которая оказалась вытесненной более молодым «Исламским государством»? Так, исполнительный директор мониторинговой компании SITE Intelligence Group’s Рита Кац считает, что Хамза бен Ладен имеет все основания претендовать на то, чтобы быть лидером — он молод, харизматичен и его репутация пока ничем не запятнана.
— С пропагандисткой точки зрения, появление в «Аль-Каиде» Хамзы бен Ладена и его выход в публичное пространство действительно может иметь эффект, — считаетдиректор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии СеменБагдасаров. — Неслучайно обращение сына начинается с записи речи его отца, чтобы показать некую преемственность поколений. Однако одного имени мало — нужны реальные действия, которые, судя по всему, проводятся в рамках, так сказать, единой стратегии.
В этом плане далеко неслучайно выглядят сообщения о возможном создании (объявлении) второго «халифата» внутри Сирии. Если этот тезис аз-Завахири действительно воплотится в жизнь, то это кардинально изменит ситуацию в регионе — активизирует боевиков. Не исключено, что Хамза бен Ладен в таком случае займет какой-то руководящий пост и его слова по поводу действий на палестинском направлении начнут воплощаться в жизнь. Лично я бы не стал недооценивать эту угрозу.
Дело в том, что сирийский филиал «Аль-Каиды» — группировка «Джебхат ан-Нусра» — контролирует значительную часть большой сирийской провинции Идлиб (плюс имеет «островки» по всей стране), правительственные войска с ней там ничего поделать не могут. В то же время через сирийские города Азаз и Джераблус с территории Турции в тот же Идлиб продолжает поступать пополнение.
В этом плане у «ан-Нусры» действительно есть все ресурсы для того, чтобы объявить о создании нового «халифата». Скажу больше, на сегодняшний момент подразделения «ан-Нусры» даже сильнее, чем отряды ИГ. К слову, ее становление в Сирии произошло во многом благодаря усилиям General Intelligence Presidency (GIP, Службы общей разведки КСА). «Джебхат ан-Нусра» довольно-таки хорошо рассредоточивается среди сирийского населения и сирийской оппозиции. Скажем, тесно связанные с ней группировки «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» даже участвовали в мирных переговорах, а в ООН их отказываются признавать террористическими, несмотря на все усилия РФ (российское предложение было заблокировано США, Великобританией, Францией и Украиной).
Таким образом, в Сирии у «Аль-Каиды» есть реальный плацдарм, база, на которую можно опереться («Аль-Каида», кстати, по-арабски означает «база»). До недавнего времени «Аль-Каида» была серьезным брендом, но сейчас даже в Пакистане она сильно потрепана. И, возможно, что у спонсоров и лидеров, к сожалению, получится снова вывести структуру на первый план именно благодаря «ан-Нусре». Тем более что в американских аналитических центрах уже довольно популярно мнение о том, что «ан-Нусра» — это сила, которая в будущем затмит ИГ. 5 мая влиятельное издание Foreign Policy написало, что к концу 2016 года «ан-Нусра» создаст эмират в Идлибе.
— Все исламистские структуры, включая даже ИГ, сейчас находятся в состоянии некого застоя — они перестали удивлять публику, — замечает арабист, старший преподаватель департамента политической науки НИУ ВШЭ Леонид Исаев. — А именно на этом во многом и строится их пропагандистская техника воздействия. Но в последнее время все стало как-то «повседневно» — продолжается борьба за территории, война с Асадом и т. д. И даже выглядевшая когда-то необычной казнь в виде отрезания голов и сжигания в клетках стала не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее — как бы цинично это не звучало. Поэтому исламистам нужна какая-то новая повестка дня, которая придаст значимость их делу, поскольку повседневность и обыденность снижают привлекательность и авторитет ИГ и «Аль-Каиды». В этом плане относительно молодая кровь могла бы действительно притянуть внимание к «Аль-Каиде».
С точки зрения радикалов, правильная повестка дня — это объединение сил, попытки воевать общим фронтом и если не строить вместе «халифат», то по крайней мере, не мешать друг другу это делать. О таких сценариях в российских и западных СМИ говорится достаточно много, но в реальности, как мы видим, договориться ИГ и «Аль-Каиде» так и не удается — слишком много между ними разногласий, в том числе и идеологических. Одно из таких противоречий — отрезание голов. По мнению ИГ, такие массовые казни — это необходимая мера и отказ от них снизит эффект от акций. ИГ было создано в Ираке при непосредственной поддержке «Аль-Каиды», однако если одиозныйАбу-Мусаба аз-Заркави в свое время сделал из этой казни целый культ, который унаследовал нынешний халиф «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади, тоАйман аз-Завахири был противником этого, как и сам Усам бен Ладен, который говорил, что резать головы шиитам только за то, что они шииты — нельзя. Если в «Аль-Каиду» сейчас на первый план выйдет Хамза, то он, скорее всего, тоже будет против. Дело в том, что мать Усамы — Хамида аль-Аттас — алавитка из Латакии.
И таких принципиальных расхождений между «Аль-Каидой» и ИГ очень много, в том числе и по разделению политического пространства. Мы видели это на примере сирийской светской оппозиции (Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил, сформированной в Дохе), как ее представители, не уничтожив режим Асада, умудрились поругаться по поводу того, кто будет играть роль первой скрипки в сирийском государстве. Аналогичная ситуация сложилась и в рядах исламистской оппозиции. Даже «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам», представители которых участвовали в переговорах по Сирии, не могут договориться друг с другом и действуют врозь. Конечно, иногда оппозиция вступает в какие-то широкие альянсы, но они создаются под напором извне, когда это нужно саудовцам, туркам. Но длятся такие союзы максимум несколько недель, а то и несколько суток.
Справка
В 2006-ом году в Ираке при непосредственной поддержке «Аль-Каиды» появилась группа «Совет шуры моджахедов» (или «Совещательное собрание моджахедов»), которая в том же году трансформировалась в «Исламское государство Ирак». После того, как 9 апреля 2013 года было принято решение включиться в войну в Сирии, организация стала называться «Исламское государство Ирака и Леванта». Как отмечают востоковеды, именно в ходе войны в Сирии между бывшими союзниками и наметился раскол: ИГИЛ стало претендовать на то, чтобы быть представителями «Аль-Каиды» в Сирии, но Айман аз-Завахири сказал буквально следующее: возвращайтесь в Ирак, а сирийский фронт оставьте «Джебхат ан-Нусре». С тех пор все их попытки объединиться на долгий период для ведения войны заканчивались боестолкновениями.
Кстати
Террористическая группировка «Аль-Каида» решила открыть новый фронт в Сирии и уже перебрасывает туда для этих целей своих наиболее опытных бойцов. Об этом 16 мая сообщила газета The New York Times со ссылкой на источники в спецслужбах США и Европы.
* «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
*** «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС