Май для российской-белорусских отношений вышел достаточно продуктивным: за две недели месяца прошло сразу несколько встреч между представителями двух стран — на уровне премьеров и министров иностранных дел. Оценивать их итоги можно по-разному, однако нельзя не отметить главного – роковое яблоко раздора между членами единого Союзного государства посеять не удалось.
Всего же только в 2016 году состоялись две встречи президентов двух стран, Александра Лукашенко и Владимира Путина, и пять встреч премьеров России и Белоруссии. Такая интенсивность контактов, на первый взгляд, должна говорить о несомненной близости двух государств. Но с другой стороны, она ровно в той же степени является свидетельством наличия расхождений, требующих постоянного обсуждения.
Общий фон
Например, немало вопросов возникает между странами в процессе торговли. Так, совсем недавно экономические трудности Белоруссии, в частности сокращение внешнеторгового оборота товаров только за январь-март этого года до $10,8488 млрд, Александр Лукашенко объяснял «внешними факторами» — Россией и Казахстаном.
Образовавшуюся ситуацию некоторые российские СМИ уже посчитали близкой к новой «газовой войне», Минску же пророчили судьбу Киева, которому к ограничениям поставок газа из России не привыкать.
Впрочем, и на российско-белорусскую историю примеров подобных конфликтов приходится как минимум два – в 2005-2006 годах, а также в 2010 году.
И хотя в прозвучавших 16 мая в Минске словах Александра Лукашенко, который поставил работу внешнеполитических ведомств в пример «другим министерствам», слышались определенные нотки сарказма, директор минского Центра проблем европейской интеграции Юрий Шевцов поспешил успокоить многих:
«По сравнению с прошлыми вспышками, сейчас никаких обострений не наблюдается, и состояние отношений выглядит идеальным».
Стоит также отметить неоправданную нервозность некоторых белорусских СМИ, которые на фоне газовых разбирательств поспешили в преддверии визита Лаврова заявить: Минск уже не может рассчитывать в прежних масштабах на экономическую поддержку со стороны России.Слова эти легко опровергаются как минимум тем, что в марте текущего года Совет Евразийского фонда стабилизации и развития при содействии России принял решение предоставить Минску кредит в размере $ 2 млрд. Первый транш в размере $ 500 млн уже поступил.
Характер визита Лаврова в Минск был определен произошедшим накануне открытием первой базы противоракетной обороны в Восточной Европе.
России, которая не без оснований высказывает своим опасения по данному поводу, первым делом необходимо было заручиться поддержкой своего ближайшего союзника. И единодушие высказываний официальных лиц указывает на то, что поставленная цель была достигнута.
«Мы разделяем озабоченность по вопросам европейской безопасности тем, что наши коллеги из стран НАТО пытаются нагнетать конфронтацию в военной сфере, продвигая военную инфраструктуру на Восток, близко к нашим границам. Россия и Беларусь не сторонники конфронтации, мы выступаем за то, чтобы в Европе обсуждались и соблюдались принципы безопасности для всех», — отметил Лавров.
Глава белорусского МИД Владимир Макей также подтвердил озабоченность Беларуси этим вопросом:«Мы рассматриваем это как потенциальный вызов для нашего региона и говорим нашим партнерам о неприемлемости таких подходов.
Отчасти поддержал его точку зрения минский военный эксперт Александр Алесин:
«Беларусь сама по себе как цель вооруженного вторжения НАТО — это из сферы фантастики. Но ситуация может коренным образом измениться в случае размещения на нашей территории новых российских военных объектов, воинских частей».
Действительно, Белоруссия является крайне удобным плацдармом для ассиметричного ответа со стороны России. Гипотетическое размещение на территории страны комплекса «Искандер» могло бы сразу сделать положение Польши и Румынии менее уютным. С другой стороны, у Российской Федерации сегодня жизненной необходимости в этом нет. К тому же экспортный вариант ОТРК, предполагаемый к поставке, бьет лишь на 280 км, в то время как у россиян на вооружении — версия «Искандер-М» с дальнобойностью более 500 км (по некоторым данным — до 700), которая может выполнить свою миссию по снижению комфорта восточноевропейских стран, даже находясь в пределах России.
Однако в то же время стоит отметить, что «полновесного издания» холодной войны в нынешних условиях уже быть не может. Идеологическая составляющая войны прошлого уже напрочь потеряна, отсутствует уже, по крайней мере с одной стороны, и блоковая составляющая. Да и в самих странах Европы пронатовская позиция и, соответственно, курс на конфронтацию, поддерживаются все меньше.
Так что даже у реинкарнации холодной войны на приобретение полномасштабных размеров шансы достаточно малы, особенно для того, чтобы рассорить Россию и Белоруссию.