Москва надеется на улучшение положения украинских заключенных после визита экспертов подкомиссии ООН по предупреждению пыток, несмотря на попытки Киева приукрасить состояние дел.
Об этом «Известиям» заявил уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.
«Ситуация с пытками, в частности с противоправными методами допроса под психологическим давлением, крайне неблагополучная, — отметил он. — Мы надеемся, что оценки экспертов ООН будут беспристрастными, объективными и всеобъемлющими, хотя и считаем, что украинские власти будут приукрашивать ситуацию».
Делегация подкомиссии ООН по предупреждению пыток пробудет на Украине до 26 мая, говорится в публикации, и как заявил глава миссии Малкольм Эванс, они сфокусируются на «способах усиления мер по предупреждению и искоренению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в отношении задержанных».
В Москве указывают, что более ста российских граждан содержатся в украинских тюрьмах, куда не допускают российских консулов.
«Полной информации о количестве содержащихся под стражей у нас нет, украинская сторона попросту нам ее не предоставляет, нарушая таким образом свои обязательства по Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и Консульскую конвенцию между РФ и Украиной 1993 года, — сообщает Долгов. — Многие содержатся в так называемой зоне АТО, куда вообще невозможен доступ нашим консульствам. У нас есть свидетельства применения пыточных мер. Это касается людей, которых задерживают в Харькове, Одессе и в районах Донбасса, контролируемых ВСУ. Безусловно, подобная ситуация требует международной реакции, в том числе со стороны правозащитных организаций».
В то же время адвокат осужденного на Украине журналиста Руслана Коцабы Татьяна Монтян полагает, что проблема с заключенными связана с неосведомленностью общественности о положении людей, находящихся под стражей.
«Ситуация осложняется тем, что о подозреваемых особо никто не знает — почему их держат, какие им предъявлены обвинения — никакой системной информации нет. Адвокаты почему-то безмолвствуют, если они вообще есть, и поэтому к этим делам никто не привлекает внимание, — сказала «Известиям» Монтян. — Обычных людей, за которых некому заступиться и о которых не пишет пресса, прессуют «по полной программе». Моего подзащитного Руслана Коцабу Amnesty International практически сразу после задержания признала «узником совести». Я считаю, что это немножко несправедливо, поскольку кроме него в тюрьмах есть много других «узников совести», о которых никто не говорит».