СНБО Украины одобрил новый Стратегический оборонный бюллетень страны, который президент Пётр Порошенко намерен презентовать на саммите НАТО в Варшаве в начале июня. Документ, как сообщает РИА «Новости», определяет основные задачи по реформированию армии «незалежной» под стандарты Североатлантического альянса на период до 2020 года.
Именно к этому сроку, согласно своей новой военной доктрине, Украина должна обеспечить полную совместимость собственных вооруженных сил с силами стран-членов НАТО. От внеблокового статуса — напомним — Киев отказался еще в 2014 году, и тогда же взял курс на военное сближение с Западом.
Известно, что натовские специалисты принимали активное участие и в подготовке нового оборонного бюллетеня. В знак благодарности, надо полагать, Украина поспешила продублировать главный идеологический «стандарт» альянса — «российскую угрозу» — в одном из первых пунктов документа. Так что для Украины сегодня главная опасность — тоже «военная агрессия России».
Дабы противостоять этой «страшной силе», киевские власти собираются активно реформировать оборонный сектор. В частности, до конца 2018 года предполагается провести реорганизацию Минобороны, до конца 2019-го — Генштаба, до конца 2020-го — составляющих сил обороны.
«Мы, наконец, отходим от системы построения советской армии и строим настоящие и эффективные вооруженные силы», — так прокомментировал предстоящие реформы президент Порошенко. Данный проект, как он выразился, «фактическое начало реальной перестройки сектора обороны и безопасности для вступления в НАТО».
Вопрос в том, справятся ли украинские власти за четыре года с этой нелёгкой задачей, учитывая весьма непростое экономическое положение страны?
— Нам хорошо известны способности президента Украины, выдавать желаемое за действительное, — комментирует ситуацию эксперт по международной безопасности Виктория Легранова.
— На мой взгляд, все это пустая болтовня. Украина — банкрот. Это при правительствеАзарова — как бы его не ругали — в стране был шестипроцентный годовой прирост ВВП, золотовалютные резервы в три раза больше и уровень жизни в десять раз выше. Сейчас Украина вымаливает кредиты, чтобы хоть как-то поддержать экономику.
Текущая ситуация в экономике такова, что рынок ссудного капитала схлопывается. А он, как правило, в последнюю очередь схлопывается. Банки, в том числе и российские банки, уходят с рынка. Поэтому желание каким-то образом создать под собой систему, которая бы могла обеспечить безопасность вот этой власти, вполне понятно. Они считают, что НАТО им в этом поможет и обеспечит их вечное царствование.
Но реальность такова, что Украина на протяжении последних пятнадцати-семнадцати лет имела программу двустороннего сотрудничества с Североатлантическим альянсом. Она участвовала в миротворческих операциях НАТО, начиная с Косово, заканчивая коалиционными силами в центральной Азии и на Ближнем Востоке. И если в бытностьКучмы, Ющенко, Януковича и других деятелей страна не сумела даже хоть как-то приблизиться к стандартам альянса, в сегодняшней ситуации это просто невозможно.
— Поясните?
— Флот Украины составляет четыре корабля, из которых три не на ходу. Военно-воздушных сил фактически нет. Для того чтобы пополнить авиапарк необходимы миллиарды долларов. В избытке только стрелковое вооружение, оставшееся еще с советских времен.
— В чем тогда будет заключаться принятие стандартов НАТО?
— В том, как это, собственно, и было предварительно сделано во время так называемой «АТО», когда были активные военные действия в Донбассе. Американцы и британцы на базе Украины тестировали форматы боевого управления. Первый этап этого тестирования предполагал создание технических оперативных центров.
Украинская армия фактически в самом начале потеряла всю авиацию. Ополченцам удалось уничтожить Ил-76 с десантниками на борту, а потом еще с десяток штурмовиков и несколько истребителей.
Тем не менее, натовские советники предприняли попытку провести в Донбассе операцию — так называемую «нож в масло», — когда по нескольким направлениям идет наступление. Но без поддержки авиации для Киева все закончилось плачевно — несколькими котлами и огромными потерями. Силы и средства оперативного уровня — батальоны и роты, которые были задействованы в этих операциях, они были отрезаны от снабжения и коммуникаций, окружены и уничтожены. Там тысячи трупов лежат.
Собственно говоря, в этой операции принимали участие, в том числе и иностранные наемники из нескольких ЧВК. Многие из них тоже были уничтожены. Поэтому не особо кто горит желанием в этом участвовать в будущем.
Но что касается ВСУ, то этот оборонный бюллетень очень коррелируется с новой военной концепцией, принятой Порошенко не так давно.
— Да, там главной угрозой Украины опять-таки названа «российская агрессия».
— Но это традиция у них уже такая. На самом деле, этот бюллетень имеет явно декларативный характер. Он направлен на то, чтобы убедить альянс: «Эй, ребята! Дайте нам еще денег». То есть, «мы хотим перепрофилировать наши вооруженные силы», и вот теперь, «мы будем подгонять наши ВСУ под стандарты альянса».
Я думаю, американцы дадут денег.
— Известно, что в новом оборонном бюджете США военная помощь Украине присутствует. Только сумма вдвое меньше обещанных трехсот миллионов долларов…
— Тем не менее, деньги будут выделяться всегда. И не на безвозмездной основе, скорей всего. А с целым пакетом как открытых, так и конфиденциальных соглашений, начиная от дерибана земли, заканчивая другими какими-то вещами.
Еще один момент. Дело в том, что американцы протестировали кучу видов вооружений и систем управления на Украине. Начиная, от психологических операций Вооруженных сил США. Методик информационных операций. Методик разного вида вооружений, запрещенных Женевской конвенцией, в том зажигательные фосфорные и кассетные бомбы. Минометные радары, системы радиотехнической разведки и т. д.
Еще они протестировали (это очень важно отметить) создание так называемых центров боевого управления, которые, в принципе, призваны обеспечить информацией на поле боя командиров и тех людей, которые управляют операцией.
Но дело в том, что цель этих оперативных центров управлять не регулярной даже армией, а управлять всеми теми силами, которыми возможно. В том числе националистическими территориальными батальонами. То есть, они поставили перед собой цель выяснить — способна ли новая система боевого управления дать возможность решать какие-то военные задачи необразованным, плохо обученным формированиям, которые имеют вооружение. Они передают систему руководства от командиров подразделений непосредственно штабу управления. А командиры подразделений не принижают никаких решений, они просто выполняют те указания, о которых им говорят.
По большому счету, отработана практика использования «пушечного мяса». Которое не думает. Которое можно бросить куда угодно. Которым можно пожертвовать, в конце концов, чтобы они гибли там, на минных полях, чтобы они прошибали оборону противника «в лоб». Без применения тех сил и средств, которые есть у альянса. Потому что альянс без авиации, например, воевать не будет. Здесь же диаметрально противоположная ситуация.
В целом отношение к украинцам и к украинской армии в НАТО дичайшее, на самом деле. Это — люди второго сорта. Мясо, которым можно пожертвовать
— Значит, все слова Порошенко об эффективности и боеспособности — это блеф?
— Понятно, что документ вполне ожидаем. Ведь в Порошенко одно поражение сменяется другим с периодическими рефлексирующими приступами радости. Вчера у них была победа в Европе по визам, сегодня следующая тема — новые вооруженные силы.
Да, действительно, они будут что-то менять в ВСУ. Но ничего особенного эти вооруженные силы представлять собой не будут. Дело в том, что все действия за последние полтора года, абсолютно не направлены на укрепление армии для борьбы с внешним противником.
Укрепление Нацгвардии было. Деньги шли в националистический батальон «Азов» и в спецподразделения СБУ. Снаряжение, обмундирование… и т. д. Непосредственно вооруженные силы не получали ничего. Ну, если только несколько ржавых британских броневиков с правым рулем, которые по пути на фронт врезались в столбы.
Соответственно, все, что надо было протестировано. Я говорю про систему боевого управления, радары… Дальше они ни на что рассчитывать не могут.
О чем это говорит? Это говорит о том, что власти Украины сами не верят, что российская армия когда-либо на них нападала или планирует нападать.
Есть обычная болтовня. И есть укрепление внутренних войск, нацгвардии, специальных батальонов, которые, в случае чего, будут брошены для подавления собственного населения.
Американцы, я думаю, попробуют сохранить контрольный пакет на Украине. Они не отдадут ее в том состоянии, в котором она есть сейчас. Либо окончательно уничтожат эту страну, разорвут на куски. Либо будут пытаться ею хоть как-то управлять любыми средствами. Если потребуется убить еще сто-двести человек на Майдане, убьют.
Возможно, будут трансформированы какие-то внешние атрибуты украинской армии. То есть, они получат, допустим, старый камуфляж американский, кевларовые каски, может быть, какие-то подержанные радиостанции.
— Картинку визуальную создадут?
— Картинку создадут. Но по большому счету все это показуха. Может, поставки какого-то старого стрелкового вооружения будут. Но никаких артиллерийских систем, никаких танков и бронетранспортеров — ничего этого не будет.
Поэтому говорить о приближении ВСУ к каким-то стандартам НАТО, просто не приходится.
Они за пятнадцать лет ничего не сделали. Та же самая программа была, по сути. И деньги были. Бюджет был в несколько раз больше. Рост экономики был.
Понимаете, можно сколько угодно рассказывать про великую украинскую армию, но надо же немножко смотреть на реальную ситуацию. Я думаю, что даже если кто-то что-то выделит, то они разворуют и продадут.
Они же умудрились как-то продать в Сирию оружие, которое им американцы поставили. Причем, я ведь не поверила в это сначала. Но доказано уже — это факт. Груз с вооружением приходит в Одесский порт, перегружается на другой сухогруз и идет в Средиземное море на продажу. Американцы были шокированы.
Поэтому все продадут, все предадут, все раздербанят, разворуют и разбегутся.
Скорей всего, Порошенко на саммите НАТО опять будет «выбивать» деньги. Опять будет кричать, что они там на первом эшелоне обороны. Как говорится, фейки будут генерироваться, истерики накручиваться. Все ради того, чтобы сохранить себя во власти и обезопасить свой режим. Думают, что сделают все за счет альянса.
— Нет?
— Может быть, Столтенберг и хотел бы выделить какие-то деньги Украине, чтобы создать прецедент. Но у НАТО нет денег. Это политическая организация под управлением США. Структура, у которой нет ни бюджета, ни армии своей. Есть совокупные вооруженные силы Запада, которые в рамках альянса входят в нее. Но по сути дела сама организация не представляет собой ничего.
То есть, как все это может быть: Порошенко будет просить денег, а тот же Столтенберг будет говорить, что «да, это опасно» и обращаться в национальные военные комитеты. Военные комитеты будут обращаться в свои правительства. А правительства будут думать: «Как же надоела уже эта Украина. У нас тут свой бюджет, у нас своих проблем хватает».
Ну, что-нибудь в долг дадут. Например, пять танков. С процентами, причем.
Но это все на самом деле невесело. А очень-очень грустно, печально и трагично. И все это будет висеть на украинском народе.
Потому что с той политикой, которая там сейчас есть, ни через четыре год, ни через пять или десять, не будет там никакой эффективной армии.
Ржавого оружия для сухопутных войск хватит, наверное, еще лет на пятнадцать. Харьковские танки начнут под НАТО адаптировать — тепловизоры на них поставят, как в Грузии было, допустим. Может быть, будут более эффективными в бою.
Но я думаю, что объединенные вооруженные силы Новороссии вполне себе будут готовы. Это абсолютно не уменьшит шансы того, что эти танки гореть будут, один за другим.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня