Североатлантический альянс разрывают внутренние разногласия по поводу перспектив отношений с Российской Федерацией. Растут опасения, что противостояние с Россией выходит из-под контроля. Чем это может грозить для военного блока? Корреспондент Федерального агентства новостей пообщался с экспертом, рассказавшим, что стало камнем преткновения в альянсе.
Разногласия в блоке заметило издание Financial Times, которое пишет, что в Брюсселе 19 и 20 мая прошло совещание глав МИД и начальников генштабов стран НАТО. Как отмечает издание, на этой встрече представители Франции и Германии говорили о необходимости сближения альянса с Россией и проведения Совета Россия-НАТО, который нужно организовать параллельно с июльским саммитом блока в Варшаве. В то же время другие участники военного альянса отнеслись к этой идее очень скептически.
Например, представитель одной из восточноевропейских стран заявил, что Совет Россия-НАТО в первую очередь призван успокоить не Российскую Федерацию, а Запад, «людей, которые слишком боятся» Москвы. Он отметил, что РФ лишь «играет в игры» с НАТО.
Как пишет издание, информационное противостояние между военным блоком и Россией становится слишком агрессивным и тревожным. Альянс планирует очень серьезно усилить свои восточные рубежи, на что Кремль пообещал дать разумный ответ. Кроме того, британский генерал Ричард Ширрефф сделал достаточно громкое заявление о возможной войне с РФ уже в этом году.
Читайте также: Шоу «уродов» и «наглецов»: куда завела Польшу антироссийская риторика
Политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок в беседе с корреспондентом ФАН указал на две важнейшие цели создания НАТО по окончании Второй мировой войны. Первая цель — это легитимация нахождения американских военных баз в Европе после окончания войны. Вторая — противодействие тому, что бы мы сейчас назвали евразийским интеграционным проектом России на западном и южном направлениях.
«После распада СССР и начала периода временного ослабления России деятельность НАТО приобрела несколько более хаотичный характер, альянс занимался то военными интервенциями на Ближнем Востоке, то «принуждением к миру» Сербии. В последние же годы все, что называется, вернулось на круги своя. Главный враг — снова Россия. Многолетний сотрудник, в прошлом, американского Белого домаПатрик Бьюкенен недавно задался вопросом: «Как так получается, что когда русские развертывают войска на своей территории, то это — «провокационное поведение», а когда США размещают свои войска у русских на крыльце, — это нормально?». Впрочем, это глас вопиющего в пустыне», — пояснил аналитик.
По мнению эксперта, международная политика, в том числе политика силовая, не всегда подчиняется законам формальной логики. Она подчиняется господствующей доктрине. Внешнеполитическая доктрина США предполагает препятствование появлению в Евразии государства или альянса государств, способных противостоять американской гегемонии. В последние годы в роли такого государства предстает Россия.
«Несмотря на то, что формально в альянсе 28 стран, они играют подчиненную роль по отношению к США. Такие страны НАТО, как Франция и Германия, не заинтересованы даже в продолжении экономических санкций против России, не говоря уже о перспективах военной конфронтации. Вместе с тем эти страны в силу огромной зависимости от Америки не могут вести независимую внешнюю политику, когда речь идет о принципиальных вопросах, в число которых входят отношения с Россией. Если предположить самый худший сценарий развития событий, то боевые действия будут, как и в случае двух мировых войн, идти в Европе, а территория США снова останется не задетой. Бремя невзгод ляжет на Европу. В этой связи Германия и Франция, полагаю, поддадутся давлению США и продлят, себе в ущерб, экономические санкции против России, но при этом сделают все возможное, чтобы разрядить напряженность в отношениях НАТО с Россией. Проведение Совета Россия-НАТО — важнейший шаг в этом направлении», — резюмировал Станислав Бышок.
Илья Муромский