Статьи

О трупах в танках, журналистской честности и проплаченных материалах

Любого пишущего человека хоть раз да обвинят в том, что толком не проверил материал, о котором пишет. Это нормально. На всех не угодить, тем более, что каждый читающий мнит себя умнее других. Это тоже вполне в порядке вещей.

Но иной раз случаются вещи, о которых прямо стоит поговорить отдельно. Ибо подмывает сказать примерно то же самое в адрес другого пишущего. Коллегой назвать как-то язык не поворачивается, просто — пишущий. Или говорящий.

Речь идет о событиях месячной давности. Тогда события, как это ни странно, пролетели мимо меня. Несмотря на то, что должны были приземлиться прямо у меня во дворе. Но не сыграло, как говорится. И вот, находясь аж в Курской области, я нарвался на вопрос: «Ну что у вас там в Воронеже с трупами в танках?»

Какие трупы, в каких танках… У нас танк вообще видели вживую, не в качестве памятника, уже не припомню даже когда. Начал разбираться. И наразбирал.

«Известный российский публицист Александр Невзоров в эфире программы «Персонально ваш» на радио «Эхо Москвы» сообщил, что рабочие воронежского 172-го авторемонтного завода в танках, доставленных из Донбасса, нашли трупы российских военных».

«На меня вышли ребята из воронежского автопредприятия, — рассказал Александр Невзоров. — Есть такой 172-й авторемонтный завод, на который недавно приехало четыре Т-90 и два Т-72 из Донбасса. И вот в этих танках они, по их утверждению, обнаружили останки солдат. Я не очень представляю себе, как это возможно сегодня».

Забавно, Невзоров, который в свое время снял весьма сильный фильм «Чистилище», плохо себе это представляет. Но это никого не останавливает из тех, кому надо громко покричать на заданную тему. Тема, как есть, «не взлетела». Потому и был, видимо, приглашен Невзоров на передачу, и ему были заданы именно такие вопросы.

Уж неведомо мне, что там за «ребята с автопредприятия» вышли якобы на Невзорова, но из текста следует, что не больно-то он им поверил. Хотя бы потому, что знает о подбитых и сожженных танках значительно больше, чем среднестатистический обыватель.

«Конечно, подбитый танк, если он с трупами, положено каким-то образом маркировать. Но вы представьте себе, дорогие мои, что значит отмаркировать еще местами горячий, ржавый, грязный, брошенный, где-то полузакопанный в землю танк. Как отмаркировать? Невозможно. А люк вы никогда не отдраите снаружи, если у вас нет специального инструментария. А его, как правило, нет. И понять, кто там: живые — не живые, свалили — не свалили, невозможно. Ну это довольно, скажем так, банальная ситуация».

«Когда подбирали танки для съемок фильма „Чистилище“, я нашел останки в этих танках. То есть не я нашел, нашли те рабочие, которые по моей просьбе отдраивали люки. Но надо понимать немножко, что такое война. Никто никого специально, никаких трупов прятать не будет. Просто представьте себе: подбитая техника, грязища, холод, дожди, солдаты-срочники, ревут тягачи. Эту технику надо каким-то образом забирать и увозить. Если экипаж подбитой машины был молодым и глупым, то, как правило, все люки задраены, и на месте их отдраить невозможно. Их вытаскивают тягачами, везут, грузят на эшелоны и везут на танкоремонтные заводы. К тому же, если вы думаете, что вот прямо там сидели такие трупы, как в кино, и смотрели пустыми глазницами в никуда — нет, сильно не так. Если танк погорел, то это уже, скажем так, опытный человек определит».

Кому как, а по мне — Невзоров «отмазался» вчистую. Но не для этого огород городился. Вторая волна пошла, и пошла уже со ссылкой на Невзорова. Дескать, он подтвердил, и все такое. Хотя Невзоров изворачивался, как мог. Сказать, что все бред, нельзя. Не за тем звали. Подтвердить тоже сложно, ибо человеку хоть чуть соображающему понятно, что все равно бред бредейший.

Но надо было все-таки найти место, откуда «процесс пошел». И нашлось оно. Это варево запустило общественное движение «Оборона Мариуполя». Понятно, что столь продвинутые и лихие ребята прекрасно осведомлены обо всем, что происходит в Воронеже. Мариуполь — это ж почти пригород воронежский.

Видимо, именно потому, что Мариуполь несколько дальше от Воронежа, чем считают «оборонцы», то «горячая новость» и «не взлетела». А судя по всему, кому-то было очень нужно, чтобы такой процесс пошел во всей красе. Пришлось припахать Невзорова…

Уж и не знаю, помогу чем Невзорову, но так как завод недалеко от меня, то информацию добыть не очень сложно. Собственно, ее никто особо и не скрывает.

Вообще, лучшая ложь — это та, куда добавили чуток правды. Так вот, во всей этой каше есть зерно истины. Истина заключается в том, что 172-й авторемонтный завод в Воронеже есть. И он действительно ремонтирует военную технику. Остальное, к сожалению или к счастью, — брехня.

172 ЦАРЗ — предприятие старое и с историей. Ровесник Победы, в прошлом году коллектив торжественно отметил 70-летие завода.

Но ключевое слово в названии — «автомобильный». Начиная с 1945 года, ЦАРЗ специализировался на автомобильной технике. От «ГАЗ-А» до «Студебеккера». И продолжает заниматься этим делом и в день сегодняшний.

Предприятием освоены технологии ремонта всего модельного ряда марок ГАЗ, КамАЗ, БАЗ, ЗИЛ, гусеничного тягача МТ-ЛБ и его модификаций, инженерной техники, топливозаправщиков.

Обращаю внимание, что из всей гусеничной номенклатуры явственно присутствует только «мотолаба» и тривиальный бульдозер. Для БМП, танков, ИРМ и прочего есть Омск, Волгоград, Челябинск и другие специализированные места.

Воронеж — город небольшой. Потому при желании за сутки можно найти человека, который работает на ЦАРЗе. Мне помогли, нашли. И мы немного поговорили на эту тему. Точнее, с темой трупов в танках, равно как и с темой танков, я был сразу отправлен по известному маршруту, но не беда. Зато о ремонте автотехники и возможном ремонте танков на ЦАРЗе мы поговорили.

Меня к тому времени уже больше интересовал вопрос: а можно ли при желании на заводе реально отремонтировать танк?

Мой собеседник выдал мне довольно понятное сравнение. Можно ли на техцентре ВАЗа отремонтировать «Лендровер» или «Порше»? Теоретически — да. И «ТАЗ», и «Порше» — автомобили. Со всеми вытекающими последствиями и схожестью конструкции. Принцип один и тот же. Потому, при наличии обученного и соображающего персонала, специнструмента и документации, можно и на «ВАЗе» отремонтировать «Порше Кайенн». Вопрос наличия вышеперечисленного и качества исполнения.

А «МТ-ЛБ» примерно так же отличен от Т-90, как «Гранта» от «Кайенна».

Так что, в принципе, какой-то ремонт завод произвести в состоянии. Заменить агрегат (если он есть) и прочую мелочевку. Но разговор о том, чтобы ремонтировать подбитый или сгоревший танк, вызвал просто негодование и высказывания в адрес не соображающих ничего в теме дилетантов (примерный перевод).

Так что на ЦАРЗе продолжают ремонтировать колесные автомобили. Это факт. А вот кому нужны трупы в сгоревших танках — это другой вопрос. И, уж коль так надо, есть прямой смысл обратить свой взор туда, где могут реально ремонтировать танки.

Возможно, бравые мариупольские «обороняльщики» именно так и поступят в следующий раз. Думаю, что мы это увидим, поскольку тема для них все еще горячая. Или для заказчиков.

А факт остается фактом: если кому-то понадобились трупы российских солдат в сгоревших на Донбассе танках, то их в любом случае найдут. Вопрос только, где и насколько профессионально.

Автор Роман Скоморохов
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.