Хорошая новость об экспорте российских вооружений: китайские СМИ сообщают, что Таиланд планирует покупку 10 российских транспортных вертолетов Ми-17. Однако омрачена она тем, что одновременно тайцы отказались от наших танков, предпочтя им машины из Поднебесной.
В поиске новой бронетехники Таиланд находится уже давно. Еще в 2011 году страна заключила с «Незалежной» договор о приобретении 49 танков «Оплот-Т» общей стоимостью почти в 250 миллионов долларов.
Однако за все эти годы власти Таиланда Украина только и «радовала», что постоянными срывами сроков по контракту. Получив и проглотив столь лакомый кусок пирога, переварить его Украина не смогла — страну начало пучить. Внутриукраинские политические процессы последних лет не пошли на пользу местному танкостроению, которое и без них испытывало проблемы. В результате вместо того, чтобы поставить в Таиланд 49 машин до конца 2014 года, как значилось в контракте, наш сосед передал лишь десять танков: пять в начале 2014 года, еще пять — в середине прошлого.
Такие темпы совершенно не устраивали покупателя, и он начал присматриваться к поставщикам из других стран. Выбор осуществлялся между двумя вариантами: китайским танком VT-4 и российским Т-90 (в модификациях Т-90С или Т-90СМ).
Экспорт Т-90 имеет долгую историю. Поначалу разрешенная в 1992 году к продаже за рубеж модификация Т-90С не пользовалась спросом из-за слабого двигателя и не самой современной системы управления огнем (СУО). На руку отечественным производителям сыграла опять же Украина. В 1996 году Пакистан заключил с ней контракт на поставку 320 танков Т-80УД для противостояния с Индией. В качестве ответных мер Индия подписала договор с Россией о покупке первых Т-90С, подвергшихся для этого серьезной модернизации: в них был переработан прицельный комплекс, а с 2002 года начали поставляться машины со сварными башнями.
Вышло так, что экспортный Т-90С для Индии превосходил наш Т-90 для собственных нужд, что подтолкнуло танкостроителей к очередным изменениям модели. В последующие годы этот танк в различных модификациях покупали Алжир, Ливия, Туркменистан. На сегодняшний день помимо России он стоит на вооружении Азербайджана, Алжира, Армении, Индии, Туркмении и Уганды.
Самым современным экспортным вариантом является Т-90СМ — аналог Т-90АМ для продажи за границу. Это чуть потяжелевший танк массой 48 тонн с увеличенной защищенностью, подвижностью и огневой мощью. Отличается он новой башней, являющейся не башней в классическом понимании, а модулем, оснащенным кучей современных комплексов управления. Ключевая особенность — СУО «Калина», объединившая боевую информационно-управляющую систему тактического звена, панорамный прицел командира, многоспектральный прицел наводчика, датчики условий стрельбы и другое оборудование. Эксперты уверены, что данная СУО «по комплексу возможностей и кругу решаемых задач не только соответствует мировому уровню, но и превосходит его».
Над защищенностью танка также поработали: он получил бронированный фальшборт с элементами динамической защиты; появился дополнительный энергоагрегат в бронеконтейнере; установлен более мощный двигатель на 1130 л.с.
Также была установлена новая 125-мм пушка 2А82 с боекомплектом в 40 снарядов; место зенитной установки с пулеметом калибра 12,7 мм заняла 7,62-мм дистанционно-управляемая пулеметная установка. Также с основной пушкой спарен еще один 7,62-мм пулемет с боекомплектом в 2000 патронов для борьбы с живой силой.
Китайский VT-4, в отличие от российского собрата, похвастаться богатой историей продажи за границу пока не может — модель достаточно новая. Впрочем, и его предшественники раскупались не слишком охотно. Зато эта модель имеет интересную родословную. Дело в том, что VT-4 (как и прежние модели) во многом копирует элементы успешных советских образцов. Например, основное орудие танка — 125-мм пушка — безлицензионная копия советской пушки 2А47, которая была принята на вооружение еще в 1970 году. Даже орудия 2А46М-5, которые устанавливаются на Т-90С сегодня, превосходят ее по точности и надежности, не говоря о пушке Т-90СМ.
Борта VT-4, закрытые шторками из композитной брони, могут быть оснащены блоками динамической защиты, лоб корпуса и башни дополнительно прикрывает активная броня. Дополнительную защиту гарантирует применение системы оптико-электронного противодействия, скопированной с российской системы «Штора-1», устанавливаемой на некоторые модификации Т-90.
От старичка Т-72 взята ходовая часть. Важный нюанс заключается в том, что рассчитана она была на массу советского танка — чуть больше 40 тонн. Учитывая вес китайской машины в 52 тонны, возникают опасения насчет надежности данного элемента. От Т-72 также позаимствована зенитная установка.
Среди основных отличий VT-4 от предшествующих моделей названы новый двигатель, цифровая СУО, спутниковая система навигации. Причем большая часть СУО состоит из французских комплектующих компании SAGEM, что ставит китайских производителей в зависимость от зарубежных партнеров. Насколько это может в будущем затруднить изготовление танков — вопрос, но случаи были: именно из-за печального опыта с импортным оборудованием в VT-4 используется новый двигатель. Так, в свое время, контракт с Перу сорвался, потому что Украина отказалась поставлять двигатели, которые прежде были сердцем бронетехники из Поднебесной.
К слову, хоть новые 1300-сильные моторы разгоняют 52-тонный VT-4 до 70-75 км/ч (против 60 км/ч у 48-тонного Т-90СМ), однако не дотягивают по надежности и ресурсу до украинских.
Стоит отметить, что обе модели — и китайский VT-4, и российский Т-90 — рассматривались Таиландом для покупки наряду с украинским «Оплот-Т», а также германским «Леопард-2» и южнокорейским «Hyundai Rotem» К1А1. После срыва сроков Украиной выбор сузился до двух моделей: «немец» с «корейцем» отсеялись из-за калибра орудий: поставленные десять танков «Оплот-Т» имеют 125-мм пушку, так что дооснащать парк было решено танками с аналогичным калибром.
Казалось бы, чисто технические моменты, описанные выше, уже должны были зародить сомнения по поводу покупки китайской техники в головах тайских военачальников. Однако еще больше удивляет итоговый выбор на фоне опыта других стран.
Закупивший в 1996 году украинские танки Пакистан был доволен лишь первое время. Как только на складах «Незалежной» закончились советские комплектующие, поставляемая бронетехника стала весьма ненадежной. В итоге Т-80 заменили китайско-пакистанской разработкой МВТ-2000 («Аль Халид» — предшественник VT-4). Однако «Аль Халид» тоже не оказался пределом мечтаний, и вот в прошлом году Пакистан начал присматриваться к новой технике. В качестве вариантов рассматривались наследники имеющихся машин: украинские «Оплоты» и китайские VT-4.
СМИ сообщают, что испытаниями «Оплотов» Пакистан недоволен. Отмечается в частности, что слишком часто приходится менять аккумулятор. Однако несмотря на это пакистанские спецы считают, что украинский танк превосходит VT-4. Так, во время испытаний в Пакистане VT-4 банально не выдержалгонки и сошел с дистанции, вместо него пришлось поехать танку Type-99, который стоит на вооружении армии Китая и на экспорт не поставляется.
Несмотря на спорные технические решения и испытания VT-4, Китай пытается убедить весь мир в том, что его танки — лучшее возможное приобретение. К примеру, военный эксперт Сон Чжонпин уверяет, что VT-4 превосходит Т-90 по подвижности, огневой мощи и бронезащите. А местное издание «Шицзе бао» обещало, что он станет звездой мирового танкового рынка, и вовсе превосходя Т-90С по всем характеристикам. Но все эти заявления превзошла пиар-кампания, прошедшая незадолго до того, как Таиланд начал выбирать нового поставщика. Тогда китайский производитель Norinco заявил, что VT-4превосходит не только основного конкурента — Т-90 — но и самый современный российский танк «Армата».
Примечательно, что столь лестные для китайского танка слова звучат исключительно в самой Поднебесной. За ее пределами в то же время встречаются иные мнения.
«Почему решение может быть принято в пользу российской машины? Несмотря на серьезную рекламную кампанию, которую развернул своим машинам китайский производитель техники, шансов у VT-4 практически нет. Norinco одно время сравнивало свои танки даже с нашей «Арматой», подавая их как ничем не уступающие аналоги с более привлекательной ценой. На самом деле, VT-4 стоит сравнивать, скорее, с Т-72. Устаревший автомат заряжания и система стабилизации, пушка скопирована с советских орудий 1970-х годов, надежность элементной базы под большим вопросом, микропроцессоры, прицельная оптика – все это на порядок хуже, чем у Т-90», — считает военный эксперт Андрей Миронов.
Можно было бы подумать, что в данном случае каждый кулик хвалит свое болото, если бы не мнение самих тайцев. Удивительно, но конечный выбор в пользу VT-4 был совершен не благодаря впечатлениям от увиденного, а вопреки им. Таиланду не нравилось, что танки подобного VT-4 типа (речь о МВТ-2000) есть у соседей — Бангладеша. К приобретению Т-90 тайцев подталкивала инфраструктура, подготовленная под танки на базе советского наследия из-за покупки «Оплотов», а также куча положительных отзывов от покупателей российской машины.
Кроме того, у Т-90 в различных модификациях за плечами реальный боевой опыт. Последний пример -участие этих машин в сирийских операциях. В то же время VT-4 успел показать лишь неспособность пройти по пакистанской трассе, да сверкнуть ржавым нутром выставочных образцов.
Что в итоге заставило Таиланд предпочесть китайскую бронетехнику российской — загадка, и решение это, на первый взгляд, логике совершенно не поддается. Какое-то объяснение странному поступкупопытался найти публицист Анатолий Вассерман:
«Дело в том, что вчера или позавчера Таиланд отказался от закупки украинских танков Т-84, мотивируя это их низким качеством изготовления. От российских Т-90 он отказался ввиду их избыточно высокого качества. У Таиланда нет сейчас потенциальных противников, против которых нужна именно такая техника. В итоге Таиланд остановился на закупке китайских танков VT-4 или VT-6, по соотношению эффективности и стоимости они оказались наилучшими. А для всех потенциальных противников Таиланда техники такого уровня вполне хватит».
Однако и здесь есть нестыковка. Ведь соглашаться на меньшее есть смысл лишь тогда, когда и платишь за это меньше. Но и здесь лидерство было за Т-90!
«Самое главное преимущество, как это ни удивительно, в цене. По сведениям тайской прессы, Россия предложила за свои машины более скромную цену, чем Китай», — рассказывает Андрей Миронов.
Возможно, причина выбора Таиланда кроется в факторах, никак не связанных непосредственно с самими танками, их качеством и ценой. А возможно, это был сомнительный эксперимент «на авось». В ближайшие два года Китай должен будет поставить в Таиланд батальон танков «для оценки всех аспектов их эксплуатации и обслуживания». И если они устроят страну, будет заключен контракт еще на 150 машин. Но не слишком ли дорогим окажется «тест-драйв», если за это время тайцы лишь вновь убедятся в неправильном выборе?
Фото Politikus