Ушло в прошлое время, когда полеты в космос были результатом перенапряжения производства, озарения научной мысли и технологического прорыва двух сверхдержав.
Теперь космос — это не поле игры за мировой престиж и даже (пока) не поле боя, это рынок. И желающих конкурировать за него прибавилось.
Теперь космос — это не «выше» и быстрее, это «рационально» и «экономно».
И неважно, кто станет первым в открытии, в полете, кто был первым. Важно, кто станет лидером рынка, а кто уйдет на вторые и третьи роли.
Бюджеты
На дворе 2016 год, мы уже давно привыкли к санкциям. Мы уже не слишком паримся насчет разбившейся в падении нефти — поднимется, как и упала. И почти совсем перестали тревожиться насчет поползновений доллара. Однако время все же нелегкое — нужно экономить, и бюджет Роскосмоса хорошенько так порезали, он заметно опустился по сравнению с другими странами.
НАСА — 19,2 млрд зеленых бумажек, что в пересчете на рубли составляет 1,278 триллиона. Это известные любители пилить бюджет.
ЕКА (Европейское космическое агентство) — 5,9 миллиарда долларов или 392 миллиардов рублей.
По японцам нашел информацию только за 2015 год — 2,75 миллиарда долларов, или 183 миллиарда рублей.
В Китае — 1,5, максимум 2 миллиарда долларов, что в переводе на рубли дает нам 99–133 миллиарда рублей.
Роскосмос — 104 миллиарда рублей.
И замыкает шестерку лидеров Индийская организация космических исследований с 1,2 миллиардами долларов, или 80 миллиардами рублей.
Негусто. Однако не от денег зависит запуск ракеты, а от их использования, как нам показывает практика. Взять тех же индусов. 24 сентября 2014 года индийский спутник Мангальян благополучно вышел на марсианскую орбиту, после почти 11 месяцев полета в космосе.
Тем самым Индия стала шестой страной, у чьих ученых и инженеров хватило ума и бюджета на это. При этом, как оказывается, достижение — не только благополучно отправить спутник к Марсу, но и сделать это с первой попытки, как индусы. До них это получалось только у ЕКА, правда на русской ракете «Союз-ФГ» и с нашим же разгонным блоком «Фрегат». На все про все у индусов ушло 4,9 миллиарда рублей.
У янки, вышедших на орбиту Марса на три дня раньше Мангальяна, спутник MAVEN обошелся в 44,6 миллиарда рублей… что в 9 раз больше.
НАСА
Куда умудряются парни из НАСА девать эти миллиарды долларов, которые из года в год уже вплотную приблизились к двадцатке? Это же больше, чем все остальные страны выделяют на космос вместе взятые.
С 2010 по 2015 год они потратили почти 100 миллиардов зеленых бумажек. Что они хотели сделать с ними?
Например, планировалось создать в космосе хранилища топлива для дозаправки. Сверхтяжелой ракеты-то у янки нет. А так стартонул с земли на том, что есть, полегче — дозаправился на орбите и полетел дальше, на Луну, скажем или на Марс.
Никто там у МКС американской АЗС не видел?
Планировалось создать системы жизнеобеспечения с замкнутым циклом в космосе. Может, янки и создали. У МКС там новый модуль не появился, нет? Или «система жизнеобеспечения с замкнутым циклом в космосе» пока на земле стоит? Или в чертеже?
Еще была идея разработать технологию по использованию небесных тел для производства топлива. Где у нас там ближайший астероид? Американцы на нем наверняка уже завод строят.
18,3 миллиарда на развитие НАСА и его центров.
15,3 миллиарда на МКС. Тяжелое бремя, а что поделать.
На исследование планет — 7,9 миллиарда.
На астрофизику, что бы это ни значило, — 5,6 миллиарда.
На изучение Солнца еще 3,4 миллиарда. Тут успехи однозначны — я видел свежие фото:
3,1 миллиарда было выделено непосредственно на разработку тяжелых ракет. Однако «Дельта-4» впервые взлетела еще в 2002 году, а «Falcon 9» впервые на стартовую площадку встала в 2009 году. Так и производство — это Боинг и SpaceX. Или имеется в виду чисто НАСАвская ракета тяжелого класса, что разработана в рамках программы «Созвездие»? Она должна была еще в 2014 году начать доставлять экипажи на МКС. Ее действительно разработали и даже запустили, но программу закрыли.
Бывает
Так что куда на самом деле ушел бюджет НАСА за 5 лет, это большой вопрос. Я ответа на него не знаю.
Но зато я знаю, куда уйдут 84 миллиона долларов в ближайшие годы: на доставку американских астронавтов на МКС. Для янки — сущая ерунда, они еще напечатают. Для нас это 5,7 миллиарда, 1/21 часть годового бюджета Роскосмоса. Неплохой заработок.
Контракт продлен до 2019 года. А это значит, что космический корабль «Орион», который строился в рамках программы «Созвездия» и должен был быть изначально закончен еще в прошлом году, не будет достроен согласно новым срокам в 2017 году и раньше 2020 года его ждать не приходится.
На наших «Союзах» янки летают с 2011 года — когда была закрыта программа Спейс шаттл. В 2012 году был очередной набор желающих в астронавты, через 4 года, в 2016-м еще один. Только теперь в программу будущих астронавтов внесено изменение — они в обязательном порядке будут изучать русский язык.
Вот ведь оказия какая. В 90-е годы, когда между нами как бы были мир, джинсы, жвачка, янки не спешили сближаться до такой степени с русскими. А в 2016 году, когда у власти «кровавый» Путин и варварская Россия снова копит стальные орды у границ Европы (привет разговорчивым прибалтам), новоиспеченные астронавты будут зубрить падежи и старательно выговаривать «абажур».
Так что я не знаю, планируют ли американцы достраивать свой «Орион» к 2020 году, но с русскими в космосе они планируют всерьез и надолго.
Ну а про двигатели РД-180 стоит ли говорить?
В 2014 году их запретили закупать для запуска военных спутников в связи с событиями на Украине, внимание, с… 2019 года. Ну а для остальных сфер применения вроде запретили еще с 2014 года, но продолжают одобрять закупку.
С тех пор сенаторы пытаются набить себе очки на спекуляциях во круг этих движков, но Украина здесь больше ни при чем. Скорее это лоббирование интересов потенциальных конкурентов компании United Launch Alliance, которая строит ракеты-носители «Атлас-5» с использованием наших двигателей. А учитывая, что на Атласе завязан еще и проект «Starliner» компании Боинг и контракт с компанией Sierra Nevada Corporation, то в дамках остается компания SpaceX.
Но это уже совсем другая история.
Мораль
Программа «Спейс Шаттл» была прорывом для своего времени, пусть и неоправданно дорогим и рискованным, но смелым решением.
И пускай первый и единственный «Буран» был совершеннее, чем последний «Шаттл», но для американцев и НАСА это было достижением, которым можно гордиться. Они и гордились.
Сейчас бюджет НАСА раздут как никогда, но у них больше нет космического корабля, больше нет ракет, они учат русский язык и стыдливо протаскивают в Конгресс решения о покупке двух десятков российских движков.
А господа из НАСА по старой привычке холодной войны жгут деньги на неоправданных проектах и легко закрывают почти законченные программы. Только теперь они это делают гораздо более расслабленно, чем в холодную войну. Теперь перед ними нет врага, а есть партнер, который готов продать двигатели, если нужно, продать ракеты, отвести астронавтов на МКС и спустить обратно. Партнер всегда подставит плечо, он не будет стрелять себе в ногу из-за политических дрязг, лишь бы насолить НАСА. Эта чертова политика и не дает господам из НАСА расслабиться окончательно. Не нужно ничего придумывать, этот партнер все сделает — отвезет астронавтов на МКС, на русскую орбитальную станцию, на русскую лунную базу, доставит американских космонавтов на исследовательскую станцию Марса.
Спи, древний мастодонт, спи, пускай тебе приснятся пятна на солнце.
Фото Politrussia