Город Ракка после его освобождения от террористов войдет в «федеративную систему» на севере Сирии. Об этом 26 мая заявил представитель сирийской курдской партии «Демократический союз» Гариб Хесо.
— Так как штурм Ракки ведется «Демократическими силами Сирии» (SDF), то логично, что после ее взятия она автоматически войдет в демократическую федеративную систему, создаваемую нами на севере Сирии, — сказал он, добавив, что «режим Башара Асадане сможет ничего этому противопоставить». — Сирийская правительственная армия в штурме Ракки не участвует, она находится далеко на юге от «столицы» террористов.
Ранее представитель SDF заявил, что курдско-арабская коалиция «Демократические силы Сирии», ведущая с 24 мая наступление на «столицу» ИГ * при поддержке США, продвинулись на 6 километров вглубь территории исламистов, и освободила восемь деревень и касабов (небольших городков).
Напомним, коалиция «Демократические силы Сирии» была сформирована в начале осени как раз для штурма столицы «Исламского государства». В нее вошли преимущественно отряды народной самообороны курдов YPG — боевое крыло курдской левой партии «Демократический союз», бойцы Сирийской свободной армии и др. А в середине января было официально объявлено о новой стратегии Пентагона по уничтожению двух главных бастионов ИГ — иракского Мосула и сирийской Ракки, причем в основном местными силами. Американцы приняли активное участие в формировании коалиции SDF и ее снабжении вооружением.
Первый успех силы SDF продемонстрировали уже в конце декабря, отбив у ИГ при поддержке американского спецназа стратегическую плотину Тишрин, а также освободив сирийский город Айн Исса, откуда до Эр-Ракки — 60 км. Тогда же появились первые сообщения о том, что американские специалисты обустраивают инфраструктуру в Сирийском Курдистане — в Эль-Хасаке, как раз для снабжения и поддержки подразделений SDF. В марте отряды коалиции установили полный контроль над северо-восточной провинцией Хасака, перекрыли шоссе Ракка — Мосул в районе Эш-Шаддады. А 26 марта, освободив селения Аль-Каттах, Аль-Хувайша и Бир-Хаммуд, передовые подразделения SDF заняли позиции в 26 километрах к северо-востоку от Ракки.
И вот 18 мая, после некоторого затишья, самолеты возглавляемой США коалиции сбросили на город листовки с призывом к мирным гражданам его покинуть, а с 19 мая в северных районах провинции началось сосредоточение отрядов SDF, усиленных бронетехникой. В итоге была создана внушительная по численности группировка, которая по самым скромным подсчетам насчитывает 25 тысяч человек (новостное агентство Rudaw сообщило о 50 тысячах с учетом того, что осуществляются определенные мероприятия по отсечению подхода боевиков с Турции). 24 мая началась наступление, которое, судя по сообщениям арабских СМИ, выглядит следующим образом.
Исходным районом для проведения операции выбран пограничный город Айн-Исса. «Демократические силы Сирии» наносят удары сразу на трех направлениях (подобная стратегия уже была применена командованием коалиции в ходе боев за Аш-Шаддади и Тишринскую ГЭС). Основным направлением удара выбрано северное — на юг от Айн-Иссы, в то время как отдельные подразделения пытаются прорвать оборону ИГ в районе ГЭС (западнее Ракки) и Джабаль Абдель-Азиз (восточнее Ракки, на западе провинции Хасака). Предпочтение отдано северному направлению, хотя этот путь и является самым сложным из трех из-за большего сосредоточения боевиков на этом участке линии фронта. Но как сообщают в SDF, расширение буферной зоны около Айн-Иссы (там располагается база 93-й бригады), вероятно, приведет к тому, что джихадисты не смогут удержаться и на двух других направлениях.
По данным арабских СМИ, изначально в операции принимают участие около 500 американских советников и спецназовцев. А 25 мая, по информации телеканала Al Arabiya, в районе сирийского города Хасака высадились еще около 250 морских пехотинцев с тяжёлым вооружением (предположительно, с буксируемыми гаубицами M777A2).
Отметим, что несмотря на заявления курдских представителей (например, члена курдского Комитета обороны в провинции Хасака Насера Хадж Мансура) о том, что силы SDF наступают без особых проблем, а ИГ не удерживает ни одной позиции и отступает, рядовые курдские бойцы в соцсетях говорят, что террористы уже давно готовили оборону своего главного оплота в Сирии — устанавливали мины и возводили оборонительные заграждения. Известно, что боевики ИГ стянули в город бронетехнику и дополнительные силы, а также выпустили из тюрем заключенных. Сейчас они поджигают нефтяные месторождения, чтобы скрыть передвижение под дымовой завесой, а также используют «смертников». Сообщается о подрыве начиненного взрывчаткой автомобиля у позиций курдских формирований севернее Айн-Иссы.
Как пишут курдские журналисты, операция проамериканской коалиции обещает быть долгой и продолжится все лето хотя бы потому, что по мере продвижения «Демократических сил Сирии» к городу, банды исламистов будут или сами просачиваться в тыл или через свои каналы организовывать теракты в Сирийском Курдистане.
Как отмечает сирийский журналист, арабист Аббас Джума заявления о том, что коалиции уже сейчас удается практически без сопротивления продвигаться к административному центру провинции Ракка — это, скорее, пропаганда, цель которой поддерживать боевой дух наступающих, мол, мы еще к городу не подошли, а террористы уже бегут.
— По моим данным, наступление действительно идет с трех направлений, но отряды SDF встречают достаточно серьезное сопротивление боевиков ИГ. Есть информация о погибших как среди курдов, так и среди бойцов Сирийской свободной армии.
Но SDF все-таки удается теснить боевиков ИГ, которые перед наступлением предусмотрительно переправили свои семьи либо в Турцию (если это иностранцы), или в соседние провинции (местные), например, в Дейр-эз-Зор. Пока оппозиционной коалиции удалось вроде как отбить восемь населенных пунктов, но освещается наступление довольно скупо, только в формате коротких новостей или телесюжетов. Наверное, это связано с определёнными репутационными рисками. По этой же причине операция, скорее всего, будет идти без спешки, чтобы силы могли гарантированно блокировать боевиков.
— О масштабном наступлении проамериканской коалиции SDF на Ракку говорилось уже давно, но всякий раз оно откладывалось. Но 19 мая на севере была резко наращена группировка и 24 числа она объявила о наступлении. Складывается впечатление, что США что-то пообещали курдам, от чего они не смогли отказаться…
— Думаю, пообещали занять по отношению к сирийским курдам протекционную позицию, а также поставить им какие-то системы вооружений… Еще полгода назад я брал интервью у одного командира курдского отряда YPG, который рассказывал о возможном варианте наступления на Ракку (сейчас оно так и ведется — с трех сторон). То есть эта операция просчитывалась давно. И уже тогда он сказал: «Ракку мы возьмем вместе с арабами, чтобы прогнать боевиков ИГ, но когда мы это сделаем, будем начеку и держать нож за спиной». Он имел в виду, что курды просто так не отдадут арабам Ракку, и будут сражаться за нее так же, как они сражалась за Кобани.
Понятно, что такой расклад не устраивает арабов, которые населяют провинцию. Поэтому не исключено, что после того, как ИГ выбьют из Ракки, мы станем свидетелями другого конфликта — уже курдско-арабского. Возможно, что США пообещали после освобождения Ракки занять позицию курдов, поэтому события были форсированы. Но американцы могут блефовать, не собираясь выполнять условия негласного договора с курдами, ведь их цель — объявить себя освободителями Ракки и в то же время не допустить, чтобы конфликт в Сирии закончился. Хотя с другой стороны — после штурма Ракки у них в Сирии расширится плацдарм, с которого они смогут дальше противостоять режиму Асада.
Военный эксперт Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид) говорит, что оценить общее количество сил, участвующих в наступлении на Ракку, довольно трудно: но при определенной договоренности курды могли выставить на одном направлении 30−40 тысяч бойцов.
— Что будет после того, как возьмут Ракку — вопрос сложный, и судя по всему, даже у ключевых участников нет на него конкретного ответа. Вряд ли арабы, которые враждуют с ИГ, согласятся с тем, чтобы Ракка (и город, и провинция) осталась за курдами. Все-таки это — сельскохозяйственная провинция, с каскадом крупнейших сирийских плотин, а вода — это большая ценность для этого региона. Поэтому даже если США удалось «сколотить» альянс между курдами и арабами, несмотря на все противоречия между их общинами, вряд ли последние допустят резкое усиление курдов. Отмечу, что уже сейчас приходят сообщения о том, что отряды «умеренных» на данном направлении прекращают воевать с «халифатом» и переключаются на войну с курдскими формированиями.
На этом фоне надо учитывать, что боевики ИГ — отнюдь не мальчики для битья. Сейчас они не только обороняют Ракку, но и предпринимают атаки в районе Хасаки. То есть наносят отвлекающие удары, чтобы вынудить курдов снимать отряды с главного направления. И пока «халифату» это удается — насколько можно судить, под Хасакой идут довольно-таки крупные боестолкновения, боевики ИГ совершают туда рейды и используют очень серьезное оружие — «смертников». Известно, что ИГ ежедневно проводит по 5−10 операций с использованием «смертников» — взрывают колонны, нападают на спецназ.
В общем, пока еще рано делать выводы, поскольку реального продвижения практически нет. Да, СМИ со ссылкой на представителей SDF публикуют сообщения о переходе под контроль коалиции ряда населённых пунктов на севере провинции, однако ничего не сообщается о том, что через некоторое время их снова отбивают. В итоге создается впечатление, что продвижение осуществляется, но на самом деле — силы топчутся на месте. Такая же ситуация сейчас в Ираке — СМИ сообщают о наступлении на Фаллуджу, однако источники на местах говорят о том, что иракская армия «продвигается только в прессе».
Что касается американцев в рядах SDF, то они стараются особо на передний край не лезть. В основном — это советники, а также технические специалисты, которые занимаются радиоэлектронной борьбой. Но там также есть подразделения, которые выполняют авианаводку, корректировку огня, а также точечные задачи по обнаружению документов, ликвидации командиров ИГ и т. д. Сейчас главная задача Соединенных Штатов — получить медийно значимую победу, чтобы поднять статус американской политики в регионе, а также укрепить позиции демократов на предстоящих выборах. Грубо говоря, чтобы помочь Хиллари Клинтон выиграть у Дональда Трампа, прихода которого к власти всерьез опасаются в американском истеблишменте. Поэтому сейчас многие игроки в США заинтересованы в значимой победе в Сирии, которую можно было бы широко распиарить и получить с нее политические дивиденды.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС