Минтруд предлагает сократить круг людей, которые могут получать пособие по безработице, и сроки его получения. Взамен предлагается увеличить размер пособия. Об этом говорится в законопроекте ведомства и пояснительной записке к нему, которые выложены для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru. Инициатива подразумевает, в том числе, борьбу с «иждивенческим настроем граждан».
Сейчас пособие по безработице составляет от 850 рублей до 4,9 тыс. рублей. При этом на его выплаты из федерального бюджета, согласно данным в пояснительной записке, в 2014 году было израсходовано 33,9 млрд. рублей, в 2015 году — 38,9 млрд., а в 2016 году запланировано 41,1 млрд. рублей. Пособие в настоящее время выплачивается и впервые ищущим работу, и людям, желающим снова работать после перерыва длиной более года, и уволенным за нарушение трудовой дисциплины.
Минтруд предлагает выплачивать пособие только тем, кто зарегистрировался в качестве безработного в течение года после потери работы. «В отношении других категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными, решение о назначении пособия по безработице не принимается», — говорится в пояснительной записке.
Минтруд, кроме того, предлагает сократить сроки выплат в два раза. Сейчас пособие выплачивается по схеме не более 12 месяцев в течение полутора лет. Новая инициатива предлагает выплаты безработным максимум на шесть месяцев в течение года.
По расчетам ведомства, сократив количество получателей и сроки выплат, можно увеличить размер пособий: минимальную выплату поднять до 2 тыс. рублей, а максимальную — до 8 тыс.
Как подчеркивается в пояснительной записке, законопроект ставит целью обеспечить адресный принцип выплат, и направлен на борьбу с иждивенчеством. «Существует категория граждан, которые на самом деле не мотивированы активно искать работу, но стремятся непрерывно получать пособие по безработице», — утверждает Минтруд.
Напомним, что, по данным ведомства, в России зарегистрировано 1,05 млн. безработных, для которых доступны 1,23 млн. вакансий от службы занятости. Впрочем, далеко не все безработные регистрируются на бирже труда, так что реальная цифра наверняка больше. Кроме того, большая часть вакансий от службы занятости — это низкооплачиваемая и тяжелая работа, на которую согласится далеко не каждый соискатель.
Что стоит за инициативой Минтруда, как она повлияет на ситуацию с безработицей в России?
— Можно сразу сказать, что российские профсоюзы выступят категорически против законопроекта Минтруда, — уверен профессор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук Андрей Гудков. — Он противоречит ключевому требованию профсоюзов во всем мире — тому, что занятость должна быть застрахована. Обоснование этого требования очень логичное. Индустриальная экономика, организованная по рыночному принципу, всегда и неизбежно порождает безработицу. А значит, необходим механизм борьбы с этим явлением.
Такая экономика развивается циклично: подъем, спад, депрессия, оживление, новый подъем. Из-за того, что меняется рыночный спрос, буржуазия меняет требования к рабочим местам, и некоторые работники оказываются несоответствующими этим новым требованиям, и потому незанятыми. Однако после переобучения, либо переезда к новому месту работы, эти незанятые снова могут быть вовлечены в экономику, и потому являются ценным ресурсом.
Технология, с помощью которой во всем мире борются с безработицей, чрезвычайно проста: создаются резервы. Для этого из зарплаты работников уплачиваются страховые взносы, которые накапливаются в государственном, профсоюзном, либо частном фонде. И если работник теряет свое место, он получает пособие по безработице, которое по стандартам Международной организации труда должно составлять не менее 40% его среднемесячной зарплаты.
Замечу, что в развитых странах — например, в Германии, — размер этого пособия достигает 60% зарплаты. Кроме того, потерявший работу получает возможность переобучиться за счет страховых средств — при этом за переобучение доплачивает и государство, и работодатель.
В итоге, работник может переждать трудные времена в экономике, и подготовиться к возвращению к труду в новом качестве: освоив новую профессию, либо повысив свою квалификацию, либо переехав к новому месту работы в другой город или даже в другую страну — для ЕС, например, это является обычным делом.
— Почему Минтруд идет совершенно другим путем?
— Потому что Минтруд в данном случае находится на побегушках у Минфина, который изыскивает любые способы сократить расходы бюджета. При этом Минфин еще и соблюдает интересы коллективного работодателя, — и ни при каком раскладе не намерен повышать страховые взносы в фонд оплаты труда.
Надо сказать, что с 1992 по 2001 год работодатели в России платили страховые взносы на случай потери работы работником. Да, они были невелики — при Борисе Ельцинеих размер составлял 1,5% от заработной платы. Но это позволяло тем, кто был официально трудоустроен и потерял работу, получать в течение шести месяцев пособие по безработице в размере 70% от утраченного заработка.
В 2000 году размер взносов снизили до 1%, а с 2001 года обнулили.
Обязательства по выплате пособия по безработице, в размере не ниже прожиточного минимума, взяло на себя государство. Но очень быстро этот прожиточный минимум был «заморожен».
Сейчас, накануне выборов, власти решили размеры пособия все-таки повысить до прожиточного минимума. Делается это ценой сокращения сроков выплаты пособия, и ужесточения условий, при которых безработный может на него рассчитывать.
Но для безработного важен не только размер пособия, но и возможность переобучения, и подбор нового рабочего места. В США и ЕС с поиском нового места проще, поскольку там имеется огромный рынок недорогого съемного жилья. В тех же Штатах работник, в среднем, раз в семь лет переезжает — именно потому, что меняет работу.
Но в России съемного жилья мало, и стоит оно дорого, поэтому работник с семьей, как гвоздями прибит к своему провинциальному городку. И в таком случае любые программы переобучения оказываются неэффективными — просто потому, что ни в одном секторе местной экономики нет дефицита рабочих рук.
— К чему приведут новации Минтруда?
— Безработным в России и раньше приходилось несладко, а теперь станет еще хуже. Фактически, гражданам, потерявшим работу, предлагается выкручиваться, полагаясь исключительно на собственные силы. Это не приведет к росту экономики, и только дополнительно подорвет доверие населения к государству. А недоверие к государству выражается, в том числе, в уклонении от уплаты налогов и страховых взносов, что экономике прямо вредит.
По сути, правительство под предлогом решения проблемы занятости, решает свои собственные бухгалтерские финансовые проблемы. И этим оно создает предпосылки к тому, чтобы граждане учились обходиться без государства, и становились к нему сначала в экономическую оппозицию, а затем и в политическую…
— Правительство РФ хочет сократить расходы на финансирование безработицы, — считает доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Да, Минтруд уверяет, что предлагаемые меры будут мотивировать ныне безработных к активному поиску новой работы. Но на деле, как и большинство последних шагов социально-экономического блока кабмина, нынешняя инициатива направлена на снижение социальных расходов государства.
И тут мы подходим к вопросу, который периодически поднимался на протяжении последних лет, но широкого обсуждения не получал: зачем нужно было в 2001 году ликвидировать обязательное страхование по безработице? Зачем нужно было упразднять Государственный фонд содействия занятости, который осуществлял страхование от потери работником своего рабочего места?
В итоге мы получили то, что получили. Если в 2001 году — тем более, в середине нулевых, — денег на выплату пособий по безработице в федеральном бюджете хватало, то в условиях спада экономики денег стало хронически не хватать.
О таком сценарии эксперты неоднократно предупреждали правительственных чиновников. Но не в традициях власти «включать заднюю скорость», и возвращаться на прежние позиции.
В итоге мы видим, что проблема финансового обеспечения безработных через Минфин и Минтруд не решается. И надо понимать: одно дело, когда речь идет о мобильных гражданах, которые могут позволить себе переехать с места на место в поисках работы, — таких в стране очень немного. Зато в России много — около 30% — моногородов, в которых имеется одно-два градообразующих предприятия, и иной работы практически нет. И зачастую в таких городах пособия, которые получают безработные, являются единственным источником дохода для целых семей.
Когда будет принят проект закона Минтруда, многие безработные из моногородов выпадут из системы получения пособий. Естественно, они не станут смиренно умирать с голоду. Они будут действовать: в лучшем случае заниматься легальной, но неформальной деятельностью, а в худшем — уйдут в криминал.
Кроме того, реализация инициативы Минтруда приведет к ухудшению социального самочувствия граждан. Это будет проявляться в увеличении удельного веса алкоголиков и наркоманов в общей структуре общества, а также в падении нравственных ориентиров. Но, похоже, до этого кабмину и дела нет…
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).