Родина задышала парламентскими выборами. Праймериз «Единой России», ставшие по общему признанию неплохой политтехнологической находкой, на какое-то время отвлекли население страны от причинно-следственных связей между политикой партии власти и текущими социально-экономическими проблемами. Предварительное голосование не ознаменовалось запредельной явкой, но бесценное внимание народных масс от заманчивых и популистских альтернативных программ отвлекло.
Не будь у «синих медведей» в загашнике этой процедуры, заимствованной у звездно-полосатых коллег, пришлось бы им целых 2 месяца отбиваться от назойливых нападок конкурентов. Теперь системной оппозиции придется «вылавливать» свой электорат из отпусков, убеждая каждого отдыхающего, или копающегося в грядках избирателя в несправедливости сложившихся социальных порядков.
Пять лет назад системная оппозиция прокатилась на лозунгах и клише Алексея Навального про «Партию жуликов и воров». Отнюдь не холостой выстрел тогда еще весьма перспективного блогера приплюсовал немало протестных голосов КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР и «Яблоку». Сегодня оседлать «болотного конька» не получится, да никто и не пытается.
Коммунисты отказались от радикальной социалистической повестки, взяв курс на левый центр, который в былые времена обрабатывала «Справедливая Россия». Партийные тяжеловесы давно не скрывают, что с мечтами о пролетарской революции и красного передела юным романтикам следует идти куда-подальше в сторону осколков «Левого Фронта» Сергея Удальцова, или «Другой России» Эдуарда Лимонова. На повестке дня у КПРФ другие задачи. Заместитель Зюганова Иван Мельников сегодня заявил, что, в случае победы на выборах, его партия поддержит внешнеполитический курс президента Путина.
А ведь были времена, когда наследники Ильича вступали в жесткий клинч с первыми лицами России, упрекая их в открытом потакании интересам Запада. Сегодня претензии Зюганова и команды носят сугубо экономический характер и больше направлены в адрес правительства Медведева. КПРФ будет продавливать тезисы из программы Глазьева – прогрессивную шкалу налогообложения, природную ренту, дешевые кредиты, прямые инвестиции в государственные предприятия реального сектора. Целевая аудитория партии – люди, у которых во времена существования СССР и трава была зеленее, и небо голубее. Либо юные романтики, прочитавшие одну книжку о Сталине и более ничего о государстве с серпом и молотом на государственном флаге не знающие. Лозунги «плюшевого большевизма» будут презентованы 28 мая на очередного Съезда депутатов-коммунистов.
Вот такая у нас нарисовалась «новая партия Путина», которая не несет ответственности за текущий экономический провал.
«Партии Роста» Бориса Титова с его технократическим подходом к экономике на этой поляне придется крайне непросто. Тезисы те же, но в правой оболочке, без заигрываний с люмпенизирующимся электоратом.
Пропрезидентскую социал-демократическую программу пытаются отрабатывать и в «Справедливой России». Тезисы, с которыми мироновцы собрались откусывать свои 7% увидят свет 27 июня. Ожидается, что основные претензии направлены в адрес кабмина. Пока партия, провалившая выборы 2014-ого года, занимается восстановлением утраченных позиций на местах. В качестве опорных пунктов пропаганды и агитации выбраны эсеровские юридические центры, консультирующие население по спорным вопросам в сфере ЖКХ. Эффективность этой стратегии, по отзывам политтехнологов, осложняется низкой квалификацией правозащитников, которые не всегда удовлетворяют интересы обратившихся к ним граждан.
ЛДПР пока чрезмерной активности не демонстрирует, если таковой, конечно, не считать большие синие плакаты с четырьмя буквами на улицах городов. По сложившейся годами традиции, запускает по городам свой агитационный поезд, который вместе с харизматическим лидером только-только прибыл в республику Марий Эл. В отличие от эсеров и коммунистов, партия не прибегает к жесткой антиправительственной риторике, пытаясь умыкнуть о конкурентов самые популярные лозунги, наподобие прогрессивной шкалы налогообложения, приправляя их собственным креативом в виде ужесточения миграционного законодательства. Хотя кому мы нужны со средней зарплатой в 400 долларов в месяц?
Предвыборным разочарованием стали «болотные революционеры» из ПАРНАСа, которые, с одной стороны, не смогли объединиться с «Яблоком», оставив прозападному и считающему, что «Крым не наш» Явлинскому надежду на пару одномандатных округов и не более. С другой – вдрызг разругались между собой, выставив, что в списке, что по одномандатным округам политических «ноунеймов». А каких-то 4 года назад Навальный и компания бравировали «походом на Москву»…
Социологи ВЦИОМ сулят оппонентам «Единой России» если не шиш с маслом, то ничего хорошего уж точно. Около 48% у подопечных премьера Дмитрия Медведева, чуть менее 11% — у эпатажных консерваторов из ЛДПР, чуть более 10% — у красных комиссаров из КПРФ, порядка 6% — у несгибаемых и обескровленных эсеров. Популярность всех остальных вместе взятых, включая ветеранов политической борьбы из партии «Яблоко», оценивается величиной, не превышающей статистическую погрешность, что сулит минимальные изменения в будущей структуре российского парламента.