Уже давно известно, что на Западе очень любят вывезенные из России капиталы, но совсем не любят их владельцев. Поэтому над всеми отличниками российской «прихватизации», сумевшими успешно вывезти «честно прихватизированное» из России, дамокловым мечом висит опасность, что однажды утром в ворота их виллы где-нибудь в Ницце постучат серьезные дяди из местных органов финансового контроля и оставят не только без виллы, но и без штанов…
Традиционные западные элиты очень не любят не только «понаехавших» «новых русских», но и местных так называемых «новых богатых». Их считают выскочками. Да и методы, которыми заработаны их состояния, часто не могут не вызвать вопросов…
Именно в этом контексте следует рассматривать заявление, сделанное недавно совладельцем холдинга «Альфа-Групп», миллиардером Михаилом Фридманом на очередном заседании клуба Forbes Club. Фридман заявил, что не собирается оставлять все свое состояние своим детям, а желает передать его на благотворительные цели.
Михаил Фридман не первый из числа отечественных и зарубежных так называемых «новых богатых», кто принял решение передать часть своих капиталов на благотворительные цели. В 2002 году основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин создал благотворительный фонд и передал туда основную часть своего состояния. В 2013 году аналогичный шаг совершил один из самых богатых людей современной России Владимир Потанин. Авторами же инициативы по передаче большей части своего состояния на цели благотворительности стали миллиардеры Билл Гейтс и Уоррен Баффет. Данное начинание получило название «Клятва дарения».
Обычно на такой шаг идут предприниматели, заработавшие большие деньги в короткие сроки с применением методов, которые считаются спорными с точки зрения деловой репутации. В частности, значительная часть капиталов Владимира Потанина была приобретена в ходе так называемых «залоговых аукционов», законность которых до сих пор не имеет общественного признания. Инициатива по передаче половины состояния на цели благотворительности стала своего рода страховым полисом, который призван обеспечить общественное признание законности приобретения капиталов. Следствием такого шага становится также лояльное отношение к благотворителю и его потомкам со стороны политических и экономических элит Запада.
Таким образом, Михаил Фридман сделал заявку на приобретение такого страхового полиса для себя и своих близких. Дороговатый, конечно, полис… Да и Бог бы с ним: пусть платит, если нравится – не обедняет. Но меня не покидает вопрос: а чьими деньгами он будет платить?
Фото Livejournal